ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

В Госдуме заслушали годовой отчет Центробанка за 2011 год

20 июня 2012

20 июня в Государственной Думе был принят проект постановления Государственной Думы "О годовом отчете Центрального банка Российской Федерации за 2011 год". Доклад по данному вопросу представил Председатель Центрального банка Российской Федерации Сергей Игнатьев. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы задали Олег Нилов и Иван Грачев. Позицию фракции представил в своем выступлении Анатолий Аксаков.

Олег Нилов задал вопрос относительно многомиллиардных средств Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, которые размещаются в валюте и ценных бумагах иностранных государств. Депутат заметил, что делается это без должного рассмотрения в Думе, без подписи Президента, то есть по усмотрению Центрального банка, что является неэффективным распоряжением средствами. Сергей Игнатьев не согласился с депутатом фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". По словам Председателя Центрального банка, данные средства размещаются в депозиты Центрального банка, а Центральный банк уже от своего имени размещает их в валютные резервы, что приносит проценты. "Сейчас проценты на мировых рынках действительно очень низкие. И мы получаем где-то в среднем по всему кругу наших золотовалютных резервов, примерно, один процент годовых", – добавил Игнатьев. Другие доходные инструменты, по его мнению, являются более рискованными и могут привести к потере денег.

Иван Грачёв поинтересовался оценкой прямых и косвенных потерь, связанных с фактической привязкой рубля к нефти. Данный вопрос депутат задал после утверждения о том, что почти весь отток капитала можно объяснить укреплением рубля при продолжающейся инфляции. Отвечая на вопрос, Сергей Игнатьев заметил, что российская экономика за последние 10-15 лет стала гораздо более рыночной, более гибкой и факторы производства перемещаются из одних сфер применения в другие. "Поэтому это влияние реального эффективного курса рубля стало гораздо менее сильным, чем оно было, допустим, лет 10 тому назад. Этот факт влияния мы учитываем в своей денежно-кредитной политике. И я не случайно назвал показатели укрепления реального эффективного курса рубля в прошлом году, с декабря по декабрь, около 3,8 процента, что вполне укладывается в общий тренд. Ничего страшного не происходит. Как это влияет на отток капитала, я, честно говоря, не задумывался. Но, по-моему, никак. Если у вас есть свои какие-то исследования, я готов с ними ознакомиться. На сегодня инструментарий недостаточный, Центральный банк это прекрасно понимает", – заявил Председатель Центрального банка.

Выступление Анатолия Аксакова:

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В соответствии с Законом "О Центральном банке", главной задачей Центрального банка является обеспечение устойчивости национальной валюты и обеспечение устойчивости банковской системы. И, если говорить о текущем выполнении этой задачи, то можно говорить, что Центральный банк с ней справился. То есть, есть текущая устойчивость валюты и есть текущая устойчивость банковской системы. В конце прошлого года, когда понадобилось привлечь банкам огромный объём ликвидности, то Центральный банк насытил этой ликвидностью рынок, и, соответственно, проблемы снялись. Но фундаментальной причиной, которая определяет устойчивость национальной валюты, является состояние экономики. И поэтому, когда кто-то говорит о том, что Центральный банк не отвечает за обеспечение устойчивости национальной экономики, за её развитие, – это абсолютно неправильно. Не может быть устойчивой национальной валюты, если она зависит от цены на нефть. Соответственно, Центральный банк очень слабо влияет на курс национальной валюты. Курс нашего рубля определяется тем, какова цена на внешних рынках. И поэтому, если Центральный банк будет выполнять закон так, как это прописано в законе, то он обязан делать всё для того, чтобы наша экономика становилась устойчивой.

Вторая задача – это устойчивость банковской системы. Да, вроде бы, всё нормально, никаких потрясений нет. Но, если посмотреть внимательно на нашу банковскую систему, она сегментирована, глубоко сегментирована. Неравные условия конкуренции, разные банки имеют разный доступ к источникам рефинансирования, к ресурсам. Здесь говорилось о том, что региональные банки, малые банки меньше кредитуют заёмщиков, да, в том числе потому, что у них нет доступа к тем ресурсам, к которым имеют доступ крупнейшие государственные банки. И это политика ЦБ. Центральный банк если даже определяет возможность рефинансирования кредитных организаций, возможность выдачи беззалоговых кредитов, он одновременно устанавливает планку по размеру капитала. А, на наш взгляд, необходимо сделать так, чтобы такое рефинансирование обеспечилось действительно в зависимости от капитала, но не путём отсечения размеров, а привязкой к капиталу. Если у тебя капитал 180 миллионов рублей, получи, например, кредитов на 18 миллионов. Если у тебя капитал миллиард, получи кредитов на 100 миллионов и так далее. И это будет намного справедливее. Центральный банк должен следить не за размером капитала, а за тем, как законопослушно, как прозрачно, как эффективно работает кредитная организация.

Здесь мы ему, кстати, должны помочь. Нам надо принять законы, которые ужесточают требования, в том числе уголовные требования к аудиторам, которые предоставляют, к сожалению, иногда липовые документы, характеризующие работу кредитной организации.

Мы должны принять законы, которые устанавливают требования к рейтинговым агентствам, которые определяют не всегда достоверно состояние кредитной организации и устанавливают этой организации рейтинг. Тогда мы, соответственно, могли бы действительно требовать, чтобы Центральный банк выдавал долгосрочные кредиты, в том числе кредиты на три, на пять или десять лет. Но при этом эти кредиты должны даваться тем, кто вернёт его. А кто это может вернуть? Только тот, кто имеет хороший рейтинг, кто работает прозрачно, кто выполняет все нормативы, выполняет добросовестно законодательство. И если мы сомкнём вот эти две части, то я уверен, что действительно наш ЦБ сможет выполнять роль организации, которая влияет на экономический рост и способствует реализации, в том числе, проектов, связанных с новыми проектами, технологичными проектами.

Вторая проблема, которая здесь уже поднималась – это надзор Центрального банка. Мы обсуждали эту тему перед этим заседанием, не ужесточают центральные банки требования к организациям в период кризиса. Вот эти все ужесточения, повышения коэффициентов риска, требования Центрального банка, нормально ужесточают, в том числе и повышение коэффициентов риска, когда есть подъём в экономике, когда нормальная ситуация в банковской системе. Сейчас эти повышенные коэффициенты, которые вы ввели с 1 октября, теперь будете реализовывать с 1 июля текущего года. Они не будут способствовать повышению устойчивости банковской системы, за что вы отвечаете, как ЦБ. Они будут, наоборот, создавать напряжение в системе, и, вполне возможно, что многие банки снизят кредитование. Я думаю, что большинство это сделает. И в результате мы не получим тех плюсов, на которые рассчитывали.

И вопрос эффективности использования международных резервов. Я вчера об этом говорил. И то, что мы свои средства размещаем под 0,1-0,2 процента в год в американские казначейские бумаги при инфляции там почти два процента, точнее 1,7 процента в прошлом году в США. Это неэффективное использование. Конечно, у нас должна быть подушка безопасности. Конечно, мы должны часть средств размещать в те бумаги, которые являются действительно надёжными, ликвидными, ну и доходность на последнем месте. Но бумаги на 500 с лишним миллиардов, на мой взгляд, неэффективно размещать. 300 миллиардов нам вполне достаточно, для того, чтобы обезопасить себя в тяжёлой, кризисной ситуации. Остальные надо направить в более доходные инструменты. И я бы считал, что надо использовать это как гарантийный фонд для модернизации экономики. И ЦБ здесь мог бы выступить, в том числе инициатором, поскольку он является, может быть, самым профессиональным органом, который понимает, как эти деньги можно было бы использовать. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" имеет комплексную программу, которая направлена на то, чтобы эффективно наладить работу нашей финансовой системы, для того чтобы Центральный банк мог действительно выделять долгосрочные ресурсы под эффективные проекты, под окупаемые проекты, направляя их таким хорошим предприятиям-заёмщикам. И если эта программа будет реализована, то я вас уверяю, в короткие сроки ситуация в нашей стране может измениться.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025