Николай Левичев принял участие в парламентских слушаниях "Законодательное регулирование оборота генетически модифицированных продуктов в РФ" 07 июня 2012 7 июня в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему "Законодательное регулирование оборота генетически модифицированных продуктов в Российской Федерации", организованные Комитетом Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям. В ходе дискуссии были затронуты следующие вопросы:
В парламентских слушаниях приняли участие Заместитель Председателя Государственной Думы, Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николай Левичев, Председатель Комитета по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев, Председатель Комитета по охране здоровья Сергей Калашников, представители федеральных и региональных органов власти, научной и экспертной общественности, деловых кругов. Открывая мероприятие, Валерий Черешнев отметил, что вынесенная на обсуждение тема представляется чрезвычайно актуальной. Без привлечения экспертного сообщества законодателям, отметил Председатель Комитета, выработать отношение к рассматриваемой проблематике очень сложно. Проведение слушаний, подчеркнул Черешнев, связано с постоянным поступлением предложений о поправках в действующее законодательство, регулирующее оборот генетически модифицированной продукции. В кратком вступительном слове Николай Левичев приветствовал собравшихся и напомнил о двух распространенных стереотипах, которые вошли в сознание многих еще со школьных лет: "мы есть то, что едим", и "наука – двигатель прогресса". "Представляется, что по результатам нашей дискуссии мы должны либо подтвердить, либо развенчать эти тезисы. На мой взгляд, в свете заявленной темы оба тезиса могут быть подвергнуты серьезной критике", сказал Левичев. Председатель партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ сообщил собравшимся, что около часа назад на Совете Государственной Думы представитель Правительства настоятельно попросил разослать материалы, касающиеся ратификации соглашения о вступлении Российской Федерации в ВТО, в 10-дневный срок. Обычный срок рассылки по Регламенту Государственной Думы составляет 30 дней. Мотивация Правительства следующая: если не уложиться в 10 дней, ратификация не может быть произведена в весеннюю сессию. Уже в сентябре, между тем, истекает полугодовой срок на ратификацию, отведенный государствам, подписавшим соглашение о вступлении в ВТО. "Видимо, если они затянули все календарные сроки, единого мнения по данной проблеме нет даже в рамках Правительства. Разные мнения звучали и на нашем круглом столе, куда мы пригласили представителей различных отраслей промышленности, экономики, сельского хозяйства. Звучит много предостережений, что в рамках ВТО Россия, в частности, не будет иметь право на запрет ввоза генетически модифицированных продуктов, а специальная маркировка таких продуктов будет рассматриваться чуть ли не как дискриминация фирм-производителей", – подчеркнул парламентарий. Николай Левичев отметил, что опасность внедрения в повседневную жизнь человека генетически модифицированных организмов можно разделить на две большие категории. Первая – это опасность для здоровья человека. Депутат напомнил, что еще в 2000 году появилось открытое письмо о введении моратория на распространение генетически модифицированной продукции, которое подписало 828 ученых из 84 стран мира, и за прошедшие годы количество подписей под письмом выросло. Вторая опасность – это опасность для природы. По мнению многих специалистов, активное внедрение ГМО угрожает биоразнообразию. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН ФАО выступила с прогнозом, что к середине нынешнего века вымрут 40 тыс. ценных видов растений, и в этот скорбный процесс свою лепту может внести, в том числе, распространение генетически модифицированной продукции. "Как парламентариев, представляющих интересы избирателей, нас волнует, не произойдет ли в связи со вступлением в ВТО понижение стандартов безопасности, которые, вроде бы, в России находятся даже на более высоком уровне, чем во многих цивилизованных странах", – отметил Левичев, подчеркивая важность обсуждаемой проблемы. Председатель Комитета по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев рассказал о теоретических, методологических и этико-правовых аспектах использования ГМО продуктов и организмов. В качестве примера он привел позицию ряда стран по отношению к такого рода организмам и продуктам: в Бразилии, Аргентине, Канаде, США и Китае уже выработана государственная и общественная позиция, в то время как в странах ЕС продолжаются поиски законодательных и иных решений использования ГМО. В своем докладе Валерий Черешнев также коснулся значения комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации "БИО-2020", которая была утверждена Владимиром Путиным в 2012 году. Одной из целей данной программы является выход России на лидирующие позиции в области биотехнологий и создание конкурентоспособного сектора, который наряду с наноиндустрией и информационными технологиями должен стать основой модернизации экономики. Валерий Черешнев обратил внимание участников круглого стола на то, что Россия до сих пор не ратифицировала Картахенский протокол, регулирующий деятельность, связанную с современной биохимией в международном масштабе. В заключение своего выступления политик призвал собравшихся обратить особое внимание на законодательную базу. Доклад главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко о законодательной, нормативно-методической базе и осуществления надзора за пищевыми продуктами, полученными из ГМО культур представил начальник Отдела организации санитарного надзора по гигиене питания Роспотребназдора Геннадий Иванов. Он констатировал, что лидером по выращиванию генно-модифицированных сельскохозяйственных культур является США. По его мнению, использование импортных ГМО продуктов на территории России нежелательно, так как разумнее заполнить эту нишу продуктами отечественного производства. По словам представителя Роспотребнадзора в России проводится наиболее полный комплекс исследований по безопасности данной продукции. Принципом оценки безопасности Иванов назвал принцип композиционной эквивалентности, согласно которому продукты и пищевое сырье из ГМО должны быть безопасны для здоровья человека в той же мере, что и традиционные аналоги. Основными задачами по дальнейшей работе в сфере совершенствования регулирования ГМО продуктов в Российской Федерации он назвал увеличение финансирования в области биотехнологий, совершенствование системы оценки безопасности и регистрации подобных продуктов, формирование позитивного имиджа ГМО в обществе, а также внедрение ГМО в агропромышленный сектор России. Председатель Комитета по охране здоровья Сергей Калашников напомнил собравшимся, что в Российской Федерации существует закон 1996 года, а также около 60 подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, которые уже не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Говоря о несовершенстве современной правовой базы в этой отрасли академик Константин Скрябин предложил расширить сферу деятельности ФГБУ "Государственная Комиссия по испытанию и охране селекционных достижений", а также рассмотреть вопрос о создании секции по проблемам регулирования безопасности использование ГМО в рамках Консультативных органов при Комплексной программе развития биотехнологий РФ на период до 2020 года. От Министерства образования и науки РФ выступил Вадим Байранов. В своем докладе он рассказал о принципах обеспечения биобезопасности при использовании ГМО, отметив, что биотехнология – это главный резерв повышения рентабельности растениеводства. По окончании мероприятия участниками круглого стола были выработаны и предложены рекомендации по законодательному регулированию генетически модифицированных продуктов в Российской Федерации.
|