Наталья Петухова: В России создана громоздкая схема управления пенсионными накоплениями 05 июня 2012 5 июня 2012 года Государственная Дума рассмотрела законопроект о внесении изменений в бюджет Пенсионного фонда. Изменения связаны с формированием выплатного резерва и подготовкой к предстоящим накопительным выплатам. Порядок осуществления выплат устанавливается двумя новыми законами: № 360 и № 359, которые полностью вступают в силу с 1 июля нынешнего года. По мнению депутата фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе, члена Комитета ГД по бюджету и налогам Натальи Петуховой, представленные на рассмотрение документы являются частью порочной системы обязательных пенсионных накоплений: – Рассматриваемый законопроект носит только технический характер и не предполагает корректировку самого бюджета ПФ. О накопительной составляющей в трудовой пенсии по старости настойчиво стали говорить с 1998 года, а с 2002 года в связи с очередной пенсионной реформой часть пенсионных взносов стала отчисляться на накопления. Однако выплаты первых накопительных пенсий начнутся только в этом году с 1 июля. Какая в связи с этим вырисовывается картина? К чему пришли за 10 лет? Не вдаваясь в подробности, можно констатировать, что с введением накопительной составляющей за эти годы создана громоздкая организационная схема управления пенсионными накоплениями – очень запутанная и сложная. Очевидно, что – необоснованно дорогая. В ней задействовано большое количество субъектов – Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, работодатели, граждане разных возрастов и категорий. Подготовка и выплата накопительных пенсий, и других накопительных выплат также требует больших технических усилий, формирования выплатного резерва, других организационных мероприятий и затрат. Какова цена этих затрат и усилий? Не надо забывать, что главная цель – это пенсии, лучше – нормальные, достойные пенсии. Однако можно предположить, что накопительные выплаты будут ничтожными. Подтверждением этого является новая шокирующая норма по отношению к пенсионным накоплениям, которая появилась совсем недавно в связи с Федеральными законами № 360 и № 359 в преддверии накопительных выплат. Эта норма по своей сути дискредитирует саму идею накопительных пенсий. Суть в том, что она устанавливает требование о сохранности пенсионных накоплений (не требование роста, а только сохранности). При этом в соответствии с этим требованием под сохранностью понимается, что суммы средств по всем видам пенсионных накоплений на дату назначения выплат не должны быть меньше сумм накопительных взносов, поступивших за весь период пенсионных накоплений. Таким образом, получается, что ни государство, ни кто-то другой не берут на себя ответственность за достижение реальных накоплений по отложенным средствам. Когда Правительство боролось за накопительные пенсии, казалось, что время, когда нужно предъявлять результаты, где-то далеко (не у нас и не с нами). Но "час икс" наступил. И тут же нашелся "идеальный" выход – не упоминать ни о каких доходах от инвестиций, ни о какой инфляции. Граждан сейчас предупредили: сколько положили "по номиналу" 10-20 лет назад, столько "по номиналу" и получите. Уже ни для кого не секрет, что доходность обязательных пенсионных накоплений ниже инфляции. Простой расчет показывает, что за годы действия обязательной накопительной системы вкладчики (граждане) уже потеряли до 30% первоначальных накоплений. В последующие годы потери будут расти. Поэтому также нельзя не отметить, что на начальном этапе на накопительные выплаты имеет право небольшая часть граждан, так как большинство таких граждан по возрасту еще не стали пенсионерами. Это же относится и к тем женщинам, которые имеют право на получение материнского капитала и направили средства на формирование накопительной части трудовой пенсии. Они также пенсионного возраста не достигли. Однако даже среди имеющих право на выплаты получат их в этом году не все. Спрашивается, почему? Выплаты будут осуществляться на основании заявлений граждан, обратившихся в Пенсионный фонд за назначением накопительной пенсии до 1 июля 2012 года. Заявительный характер на получение накоплений не предполагает информирования граждан о предстоящих выплатах. Отсутствие публичной информации о начале накопительных выплат дает основание утверждать, что многие граждане об этом ничего не знают и к 1 июля уже не узнают. Если опоздаешь, то получишь только в следующем году или позже. Если это будет "номинал", то фактически получишь меньше, чем мог бы получить в этом году. Думаю, что в самое ближайшее время, когда Пенсионный фонд сформирует выплатной резерв и другие средства пенсионных накоплений, мы, наконец, узнаем о реальных выплатах и убедимся, что огромные изъятия ресурсов из распределительной пенсионной системы на накопительную часть, являются неэффективными и подрывают устойчивость распределительной пенсионной системы. Хотя рассматриваемый законопроект технический и по форме правильный, но по существу является частью порочной системы обязательных пенсионных накоплений. Наконец-то перед лицом фактов, а не прогнозов и домыслов, нужно как можно быстрее остановить эти бессмысленные организационные нагромождения и финансовые потери и отказаться от обязательной накопительной составляющей. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ об этом говорила и продолжает на этом настаивать.
|