Выступление Василия Швецова на круглом столе по проблемам экологии 17 мая 2012 16 мая в Челябинске состоялся круглый стол, посвященный проблемам экологии, который организовала Общественная палата Челябинской области. От регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ с докладом выступил депутат Государственной Думы Василий Швецов: – Уверен, что актуальность проблем экологии понимает сегодня абсолютное большинство людей, тем более людей, проживающих в мегаполисах, промышленных моногородах. И уж тем более эта тема особенно актуальна для такого насыщенного промышленными предприятиями мегаполиса, как Челябинск, где большинство промплощадок находятся в городской черте. Конечно, мы понимаем, что это отголоски войны, когда предприятия эвакуировались и в спешном порядке строились рядом с уже имеющейся инфраструктурой. Но я уверен, что сегодня мы доросли до такого уровня, что не обращать внимание на экологические аспекты не только аморально, но и преступно. Рост промышленного производства сегодня напрямую связан с ростом негативного воздействия на окружающую среду, исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы. Многие ученые сегодня выдвигают версии об ощутимых изменениях климата на планете, увязывают эти процессы и с деятельностью человека. Человечество приходит к осознанию того, что все нарастающие социальные и природные аномалии есть следствие нашего неправильного поведения, что необходимо определять приоритеты совместных действий, вырабатывать общепринятые правила поведения, этический кодекс для всего мирового сообщества. И сегодня актуальным становится вопрос, как совместить наши возрастающие потребности с естественными возможностями планеты. А проблемы становятся все жестче, а их последствия – все дороже. Свидетельством тому случаи все учащающихся природных и техногенных катастроф. Причем, найти конкретного виноватого или причину для каждого конкретного случая становится все сложнее. И все это является следствием нашего отношения к себе и природе, нашей общей и в том числе экологической культуры. Реальное положение вещей заставляет сегодня человечество более активно заниматься экологией и проникновением ее в экономику. Повышение ценности природы и ее ресурсов, а также человека, его жизни и здоровья становится важнейшим приоритетом современного развития. Очевидно, что существующая система государственного регулирования охраны окружающей среды устарела. Система нормирования негативного воздействия на окружающую среду субъективна и позволяет многим предприятиям неограниченно загрязнять воздух, воду, почву. Существующая плата минимальна и не стимулирует предприятия внедрять экологически чистые технологии. Основные недостатки действующей системы в том, что она, с одной стороны предъявляет избыточно жесткие требования (нормируются более 2000 загрязняющих веществ), с другой стороны – субъективное решение чиновника позволяет устанавливать любой лимит этих загрязнений. В такой ситуации многое зависит от позиции руководителей и собственников бизнеса, их культуры, понимания ими значимости проводимых экологических мероприятий. Однако, к сожалению, уровень той самой культуры у многих представителей бизнеса сегодня, мягко скажем, оставляет желать лучшего. А значит, нужна жесткая государственная политика в этой области. В Послании Президента Федеральному собранию была высказана мысль о том, что те предприятия, которые негативно влияют на экологическую ситуацию, должны максимально интенсивно внедрять современные технологии, которые не наносят экологической среде ущерба. Если же компании себя ведут безответственно, несмотря на то, что у них есть определенные планы и возможности, то должны почувствовать на себе весь пресс государственного давления. Давления через финансы. В настоящее время подготовлены ряд законопроектов, принятие и реализация которых могла бы реально изменить экологическую ситуацию в стране. Сегодня Министерством природных ресурсов и экологии предлагается разделить предприятия на группы по степени воздействия на окружающую среду. Это целесообразно, так как из миллиона предприятий за 99% выбросов отвечает только 11,5 тысяч. 700 тысячам организаций, которые незначительно воздействуют на природу, предлагается перейти на декларирование, а для 290 тысяч с умеренным воздействием нормативы будут устанавливаться по факту сбросов и выбросов при наличии программ снижения негативного воздействия на природу. Следовательно, снимаются административные барьеры, уменьшается количество справок и бумаг для большого количества предприятий. В этой ситуации очень необходимо совершенствование закона "Об отходах производства и потребления". Приведу некоторые примеры: в результате проверки, которую минприроды провело в начале года на территории России, выявлено свыше 22 000 несанкционированных свалок на суммарной площади около 9000 га. Наибольшее количество свалок твердых бытовых отходов расположено на землях населенных пунктов – 58%, 15% – в водоохранных зонах, 15% – на землях сельскохозяйственного назначения, более 8% – на землях лесного фонда. В ходе проведенных рейдовых мероприятий выявлено свыше 17 000 нарушений природоохранного законодательства. Возбуждено почти 2000 дел об административных правонарушениях, наложено около 1400 штрафов. Однако сумма штрафов составила всего 24,7 млн. руб. Предъявлено 113 требований о возмещении ущерба, нанесенного почвам как объектам природы, так же всего лишь на сумму около 30,5 млн. руб. Одним из важных законопроектов является законопроект о нормировании и экономическом стимулировании. Если предприятие не планирует инвестировать в природоохранные мероприятия, экологические платежи вырастают в 2,3 раза в 2012 году и в 3,4 раза в 2016году. При инвестициях в модернизацию плата за негативное воздействие снижается до 70%, а после внедрения новейших доступных технологий (НДТ) к ставкам платы применяется коэффициент 0.5. Сегодня входит в оборот термин устойчивого развития. И первоочередной мерой для определения приоритетов действий является введение системы индикаторов устойчивого развития. Это, например, показатели природоемкости и энергоемкости экономического роста, удельные показатели загрязнения. Кроме того, требуется введение учета накопленного экологического ущерба, исчерпания ресурсов, деградации ландшафтов, влияния загрязнения на здоровье человека. Сегодня много говорится о модернизации производства. А ведь именно модернизация несет двойной выигрыш – это обеспечение экономической эффективности, и одновременно уменьшение отрицательного воздействия на окружающую среду. Мировой опыт такой модернизации производства показывает, что этот подход ведет не только к улучшению экономических показателей, но и к существенному улучшению условий жизни людей. Что является одной из главных задач современного инновационного развития. А для этого, помимо осознания важности такой модернизации, необходимы как строгие экологические требования, так и экономическая заинтересованность, модернизация должна быть выгодна. И здесь, конечно, важен паритет интересов и возможностей. Устанавливая жесткие требования к нарушителям, избавляясь от грязных производств, в тоже время нельзя впасть в другую крайность, устанавливая такие административные барьеры, которые реально могут тормозить развитие экономики. Эти моменты сегодня сформулированы в таком документе, как Основы экологической политики РФ до 2030 года, утвержденном Президентом. Документ обозначает четыре ключевых задачи: повышение экологической эффективности экономики, повышение качества жизни, сохранение и восстановление природной среды, предотвращение опасных климатических явлений и адаптация к глобальному изменению климата. По каждой задаче формулируются конкретные количественные параметры, которых необходимо достичь к 2030 г. Сейчас задача воплотить его в конкретные законодательные акты и в конкретные действия. А это является самой сложной задачей. Чтобы хорошие идеи и планы в очередной раз не превратились в имитацию конкретных дел. Исходить при этом следует из того, что экология сегодня – это экономика. Именно экологические требования определяют направления инновационного развития и модернизации производства для того, чтобы обеспечить длительное благополучное развитие экономики. Обеспечение природоохранных мер должно быть включено в понятные всем рыночные механизмы, понятные всем и бизнесу, и государству, и просто человеку. В финансово-экономическом обосновании указа Президента "Об основах экологической политики РФ на период до 2030 г...." приводятся данные о соотношении объемов ВВП и расходов федерального бюджета с затратами на охрану окружающей среды. Вот некоторые из них (млрд. руб.): Проведя беглый анализ, видно, что на решение проблем экологии должны быть направлены солидные средства, прослеживается явная динамика их роста. Однако, чтобы все эти планы воплотились в жизнь очень важны принципиальные позиции институтов гражданского общества, общественных структур, экологических организаций, независимых экологов, наши с вами позиции.
|