Позиция СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ по изменению параметров бюджета-2012 16 мая 2012 Государственная Дума на пленарном заседании в среду обсудила и приняла в первом чтении правительственные поправки в закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". От Правительства РФ выступили исполняющий обязанности Министра финансов РФ Антон Силуанов и председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Вопросы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" задали депутаты Анатолий Аксаков и Виктор Шудегов. С докладом от фракции выступила Оксана Дмитриева. Анатолий Аксаков: – Уважаемый Антон Германович! Сергей Вадимович и Андрей Михайлович приводили несколько примеров неэффективного использования бюджета. Но есть и положительные примеры. Одним из таких примеров является выделение бюджетных денег по разным источникам для кредитования малого и среднего бизнеса через государственный банк поддержки малого и среднего бизнеса. Через региональные банки он выделяет эти ресурсы. В подавляющем большинстве эти ресурсы направляются на поддержку производственного сектора, инновационных и модернизационных проектов. Но капитализация этого банка крайне мала. 100 миллиардов рублей для нашей экономики это очень мало. И надо бы поддержать этот банк, в том числе капитализировать его для того, чтобы поддержать существенно малый и средний бизнес, как раз эффективно используя бюджетные деньги. Антон Силуанов: – За счёт бюджета мы направляем более 20 миллиардов рублей на поддержку малого бизнеса и малого предпринимательства в различных формах предоставления бюджетных ассигнований. Что касается капитализации банка, мы не поддерживаем такие предложения. У нас внутри Правительства тоже они возникают. Мы поддерживали банки, капитализировали только в период кризиса, предоставляя им дополнительную ликвидность для того, чтобы они могли рассчитываться с вкладчиками. Сейчас наоборот идёт обратный процесс. Мы приватизируем наши доли государства в банках с тем, чтобы наоборот сделать их более рыночными, создать конкурентную среду в банковском секторе. И поэтому говорить об увеличении капитализации какого-то банка даже для такой важной цели, на наш взгляд, неправильно. Если это направление кредитования малого бизнеса является эффективным и действительно даёт отдачу, то такой банк может получить ресурсы от Центрального банка и, соответственно, осуществлять деятельность. Поэтому мы считаем, что в настоящее время за счёт бюджетных денег осуществлять капитализацию банков нецелесообразно. Виктор Шудегов: – Уважаемый Антон Германович, как вы знаете, в период выборных кампаний была повышена заработная плата лишь одной категории работников образования – учителям. Мы за них очень рады. Но в результате заработная плата в системе высшего профессионального образования, начального и среднего профессионального образования, в системе дошкольного и дополнительного образования оказалась существенно ниже, чем у учителей. В этой связи вопрос: когда будет повышение заработной платы всем категориям работников образования? И вторая часть вопроса. Владимиром Владимировичем были даны обещания в ближайшее время обеспечить местами в дошкольных учреждениях всех ребятишек. Обеспеченность, как Вы знаете, там 50-60 процентов. Только что у меня была делегация из Ингушетии, у них 8 процентов. Предусматривается ли на федеральном уровне оказывать помощь регионам в решении этой проблемы? Антон Силуанов: – Уважаемые депутаты! Действительно, в решениях, в указах Президента Российской Федерации много внимания уделено повышению заработной платы работникам образования. Как профессорско-преподавательскому составу, как школьным учителям, так и тем работникам, которые работают с дополнительным образованием и дошкольным образованием. И эта зарплата должна уже составить средний уровень по экономике в этом году. Соответствующие решения приняты. Этот процесс небыстрый, потому что всё будет зависеть от срока достижения показателей заработной платы, в зависимости от средней по экономике в субъекте Российской Федерации. Ряд категорий, таких, как профессорско-преподавательский состав, должен увеличить свою заработную плату до двукратного размера к 2018 году. Ряд категорий работников образования увеличит свою заработную плату в другие сроки. Это не за один год будет делаться. Соответствующие ассигнования находятся в зависимости от уровня решения этой проблемы, потому что за профессорско-преподавательский состав отвечает Российская Федерация. За школьных преподавателей и за дошкольное образование отвечают субъекты Российской Федерации. И мы вместе с субъектами Российской Федерации через субсидирование, частичное субсидирование субъектов Российской Федерации для решения этой задачи будем постепенно решать эту проблему. Доклад Оксаны Дмитриевой: – Уважаемые коллеги! Поскольку я утром уже выступала примерно по этой теме, я остановлюсь лишь на нескольких вопросах. Первое. По поводу Господа Бога, который единственный может прогнозировать цену на нефть. Эта цена прогнозируется, более того, её обязаны прогнозировать точно. И бюджет должен составляться точно, а не корректироваться по несколько раз в год. Что касается цены на нефть. Мне кажется, что Правительство, да и депутаты Государственной Думы должны адекватно оценивать общую мировую ситуацию. Мировая экономика находится на восходящей стадии экономического цикла. Может быть, рост не такой высокий, как хотелось бы мировой экономике и как хотелось бы нам, но он присутствует. И Соединённые Штаты, и Еврозона, я уже не говорю о новых экономиках, демонстрируют положительные темпы экономического роста. Позитивные. Это означает, что катастрофического сценария в 2012-м, и скорее всего в 2013 году не будет, потому что экономические циклы никто не отменял. И кризис будет. И все причины мирового кризиса не устранены, но он не будет в 2012 году, не будет в 2013-м. Поэтому мы считаем обоснованным 115 долларов за баррель, которые мы закладывали в нашем "Альтернативном бюджете", и сожалеем о том, что Правительство вспомнило об этом и решило изменить свой прогноз и свой бюджет лишь через 9 месяцев после его внесения. Теперь по поводу сырьевой зависимости от нефти и газа. Да, действительно, сырьевая зависимость и зависимость от экспорта углеводородов растёт именно потому, что все эти десять лет доходы от экспорта углеводородов не вкладывались в экономику страны. Это глубочайшее заблуждение в том, что мы снижаем зависимость от нефти и газа тем, что мы не тратим эти доходы, не вкладываем в экономику. А это, если следовать логике уважаемого Министра финансов, является главной задачей. Главная задача – не тратить доходы от нефти и газа. Можно процитировать очень банальную фразу из "Собачьего сердца": "Не читайте перед обедом советских газет. Но так ведь других нет. Но тогда ничего и не читайте". И здесь примерно то же самое – других доходов нет, тогда ничего и делайте. Поэтому у нас уже экономика не только производить ничего не может, кроме нефти и газа, а тратить мы уже ничего не можем. То есть мы отучились не только производить, но и тратить. Теперь по поводу того, что мы должны сберегать деньги для кризиса. Каким образом и кто в здравом уме и твёрдой памяти может проголосовать за такую схему? Мы вкладывает наши деньги практически под ноль процентов. Например, 100. Занимаем под 7 процентов. Случился кризис и нам нужно отдавать долг 107. А для этого мы сберегли 100. Где вообще логика во всей этой ситуации. Поэтому, естественно, мы не будем голосовать ни за эту корректировку, так как и не голосовали за предыдущие бюджеты, поскольку здравый смысл, элементарная логика не позволяют этого сделать. Новый вопрос, который хотелось бы обсудить. Мы приняли два закона в прошлом году. Первый закон препятствующий трансфертному ценообразованию. И второй закон с перерывом в несколько месяцев "О формировании консолидированных групп налогоплательщиков". Первый закон "О трансфертном ценообразовании" препятствует схлопыванию прибыли, то есть он препятствует уходу от налогообложения по прибыли за счёт того, что прибыль одной компании внутри крупной компании компенсируется убытками другой компании. Это была цель закона "О трансфертном ценообразовании". Затем принимается другой закон "О консолидированной группе налогоплательщиков", цель которого именно это позволить сделать. В пределах консолидированной группы налогоплательщиков цель стоит, чтобы убытки одних компаний компенсировались прибылью других и в целом уменьшали налогообложение по крупному холдингу. Причём возможность такого законодательного ухода от налогов предоставлена только сверхкрупным компаниям, в которых выручка свыше 100 миллиардов рублей и активы свыше 300 миллиардов рублей. И что мы имеем? А имеем то, что реально прибыль у этих групп налогоплательщиков, всего их 11, снизилась. И по факту первого квартала прибыль по тем компаниям, которые образовали консолидированную группу налогоплательщиков, уменьшилась на 1 миллиард рублей. Они, между прочим, треть составляют от всей прибыли по всей экономике. Поэтому запишите это как ещё одну льготу, которая дана законодательным путём сверхкрупным компаниям, преимущественно сырьевым. Каким образом мы хотим уходить от сырьевой зависимости? И последний момент, на котором бы хотелось остановиться. Притом, что мы удовлетворены в целом, той информацией, которую представляло Министерство финансов, мы крайне неудовлетворенны тем регламентом и процессом по рассмотрению закрытых статей бюджета и по рассмотрению бюджета Министерства обороны. Мне представляется, что мы не до конца рассмотрели чрезвычайно ошибочную и вредную для страны и для обороны форму, когда министерству предоставлено право реализовывать военное имущество, а доходы использовать на военную реформу. Министерство обороны использует это для распродажи военного имущества. И потом огромные средства идут на строительство аналогичных объектов и освоение аналогичных территорий для выполнения аналогичных функций. Это вред для страны и никакого эффекта для бюджета. В целом мы не будем голосовать за корректировку бюджета. Более того, мы предлагаем сразу принимать "Альтернативный бюджет" СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, и тогда не потребуется корректировки по два-три раза в год.
|