Где выход из моральных тупиков? 02 мая 2012 Минувший цикл избирательных кампаний дал много пищи для размышлений. Причем не только по поводу электоральных процентов и политических раскладов. Весьма важно оценить и то, как выборы повлияли на морально-политическое состояние страны. Если взглянуть на бурные события последних месяцев под этим углом зрения, приходишь к выводу: тут, пожалуй, победителей нет, тут скорее проиграли все. И правящая элита, и оппозиция, и население России в целом. Ведь выборы, увы, показали: хоть и вызрело у россиян желание перемен, но в то же время в обществе сохраняется очень большая степень манипулируемости, внушаемости, страхов, а также дефицит духовных сил, без которых позитивные перемены невозможны. Диагноз дефицит нравственности В политике пока торжествует принцип "Цель оправдывает средства". Слишком много выплеснулось грязи, цинизма, вирусов конфронтации и раскола. Все это вряд ли пройдет бесследно, как с точки зрения морального климата, так и с точки зрения эффективности и силы власти. А стоит напомнить, что силу эту великий русский философ И. А. Ильин определял, прежде всего, как "духовно-государственный авторитет". "Сила власти, считал он, проявляется не в крике, не в суете, не в претенциозности и не в насилии. Истинная сила власти состоит в ее способности звать, не грозя, и встречать верный отклик в народе. Чем меньшее напряжение нужно сверху и чем больший отклик оно вызывает внизу, тем сильнее власть". Логичен вопрос: как теперь власть будет находить этот самый "народный отклик" в виде доверия, уважения, готовности граждан творчески вливаться в начинания, инициируемые сверху? Является ли власть сегодня в России власть и ее представители моральными авторитетами для народа? Боюсь, вопрос риторический. Вызов и угроза государственности Следует ясно понимать: проблема нечестных выборов, будоражившая общество в последние месяцы, это ведь только верхушка айсберга. Выборы 2011 2012 годов подтолкнули падение нравственности в стране. И все это вызрело не само по себе, а на фоне общего духовно-нравственного неблагополучия, которое, к сожалению, пронизало все поры нашего государственного и общественного организма. Алчность и эгоизм элит, унижающие достоинство народа бедность и социальное расслоение, произвол бюрократии, якобы "непобедимая" коррупция, средневековые пытки в полиции, запредельные масштабы алкоголизма и наркомании, гнусные факты педофилии и детской порнографии такого рода симптомов моральной деградации, увы, сегодня с избытком. В обществе искажена система ценностей, насаждается развращающий культ потребительства. Есть большие проблемы с уважением к старикам, состраданием к слабым и больным, поддержкой инвалидов. Серьезно подорваны семейные ценности. Мы первые в Европе по количеству разводов и первые по количеству абортов. Насилие над женщинами и детьми фиксируется экспертами в каждой четвёртой семье. Что уж говорить о накрепко въевшихся в повседневное общение людей проявлениях бескультурия, грубости, матерщины и т. д. Именно с этого направления надвигается сегодня одна из главных угроз государственности России, ее целостности и безопасности. Не какие-то "происки Запада", не "оранжевая угроза", не пресловутые "агенты Госдепа", о которых так много глупостей говорилось в выборную пору, а моральная деградация и размывание культурных ориентиров вот, что таит реальные предпосылки катастрофы. Россия и СССР выстояли в бурном ХХ веке только потому, что, несмотря на все трудности и катаклизмы, удавалось сохранять культурные и моральные ценности, доставшиеся в наследство от предков, от великих духовных авторитетов прошлого. Но поколения-носители морали постепенно, увы, уходят, а культурно-просветительская база просто уничтожается бездарными реформами системы образования, разгулом безнравственности на ТВ и в Интернете, вторжениями рынка в сферы культуры и заменой ее на мишуру шоу-бизнеса. Очень тревожит и то, что происходит с подрастающим поколением. С одной стороны, мы видим азартный "одобрямс" и приспособленчество юных конформистов из прокремлевских молодежных движений. С другой, ожесточение нравов и увлеченность ультранационалистическими идеями значительной части молодых людей, оказавшихся вне зоны официозной молодежной политики. С третьей, шокирующие факты массовых самоубийств подростков, свидетельствующие просто-таки о нежизнеспособности некоторой части подрастающего поколения, неготовности незрелых душ противостоять бессердечности и безнадежности, царящей в их окружении. Негативная энергия недоверия Нравственный кризис воздействует на самые разные стороны нашей жизни. Конкретный пример: Россия уже который год теряет на автодорогах в ДТП около 30 тысяч человек (в 2011 г. 27,9 тысяч). Понятно, что тут есть вина ГИБДД, дорожных служб и т. д. В то же надо признать: одной из первопричин трагедий является массовое неуважение водителей друг к другу, вопиющее дорожное хамство, которого не встретишь, пожалуй, ни в какой другой стране. А взять факты отравлений паленой водкой и некачественными продуктами. Что это? Проблема плохого госконтроля? Разумеется. Но в то же время это и откровенный цинизм тех, кто производит и продает опасную продукцию, презрение дельцов к жизням и здоровью своих сограждан, которые рассматриваются лишь, как объекты извлечения прибыли. По количеству убийств на 100 тысяч жителей Россия в разы превышает не только показатели стран ЕС, но и таких соседей по СНГ, как Белоруссия, Украина, Казахстан. Тут тоже можно кидать камни в "огород" органов МВД. реформа которых просто провалена. Но стоит также задуматься: почему ценность человеческой жизни так низка в современной России? Почему в стране, давшей миру великого Достоевского с его "Преступлением и наказанием", так легко переступается порог наивысшего зла? Если с учетом всех этих моральных и культурных проблем посмотреть на политические процессы, происходившие в последние месяцы, многое видится более выпукло и зримо. Власть слишком зациклилась на сугубо технократических подходах к решению стоящих перед нею задач, а вот духовно-нравственные проблемы отодвигала в сторону, культуру финансировала по остаточному принципу, да и сама не очень-то утруждалась выверкой политики по моральным критериям. В итоге, как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Как только по-серьезному разгорелись предвыборные страсти, "котел" рвануло: весь накопившийся в обществе градус аморальности, вся негативная энергия разочарований, недоверия, озлобленности обрушилась сначала на партию власти, затем и на ее кандидата на президентских выборах. Правящая элита, руководители страны стали подвергаться таким площадным оскорблениям, превратились в объекты такого неуважения, подозрений, освистывания, какого не знали ни цари, ни генсеки, ни далеко не безгрешные Горбачев с Ельциным. Лидеры истинные и фальшивые Политическая культура это неотъемлемая часть общей культуры. Выдающий русский философ С. Н. Булгаков однажды метко выразился, что революционные течения "рождаются из матерной ругани". В эту мысль стоит вдуматься поглубже. В самом деле: чтобы осмысленно принимать идеологию эволюционных преобразований, к примеру, ту же социал-демократию, нужна определенная степень просвещенности, определенная зрелость политического и культурного сознания граждан. Ну а если этого нет, верх могут взять правовой нигилизм и инстинкты толпы. Когда все сводится к лозунгу "Долой!", от этого один шаг до насилия, до желания снова весь мир "разрушить до основанья". Одним словом, чем ниже уровень культуры общества, тем выше риски политических авантюр и социальных катаклизмов. Российская политическая культура сегодня находится в переходном и весьма далеком от зрелости состоянии. Мы, конечно, с надеждой отмечаем активизацию гражданского общества, проснувшийся интерес к политике даже среди тех, кто от нее раньше демонстративно отстранялся. Позитивно, что движение за честные выборы, всколыхнувшееся в декабре, изначально носило характер этического протеста. Позитивно, что на Болотной площади и проспекте Сахарова мы видели столько умных, светлых лиц нарождающегося среднего класса. Но есть большая проблема в том, что этот этический протест оседлали обанкротившиеся политики90-х годов, которые сами-то с моралью и этикой давно не в ладу. Проблема также в политической наивности и доверчивости многих из "рассерженных горожан". Значительная часть из них, проголосовала за миллиардера М. Прохорова, особо не вникая в его социально-экономическую программу. А между тем, в случае реализации многих идей этого олигарха не поздоровится ни среднему классу, ни всем людям труда. Пока у нас граждане судят о политиках по искусственно созданному пиар-образу, а не по их реальным убеждениям, программам, и нравственным позициям, они обречены обманываться. В этом контексте, конечно, надо говорить и о проблеме взращивания политических лидеров новой формации. От ветеранов политической сцены, политиков 80-90-х годов общество устало, да они и сами уже не в том тонусе. Но кто идет им вослед? "Рыцари" революционной фразы, для которых высшая романтика поставить палатки у Кремля? Или, может, пресловутые "менеджеры", сводящие свое кредо к циничной формуле "Деньги решают все"? Или все-таки появятся иные молодые лидеры, у которых есть в наличии и профессионализм, и душа, и совесть? Способствовать появлению таковых важная забота политических партий. Во всяком случае мы в "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" остро чувствуем этот общественный запрос на новые лица и намерены создавать внутрипартийные кадровые лифты, которые бы активнее вытягивали наверх перспективных политиков: талантливых и честных, боевитых и порядочных. Требуется работа над ошибками Конечно, в сфере политики всегда будет присутствовать известная жесткость нравов: борьбу за власть не ведут с реверансами. Но в цивилизованном обществе эта борьба все-таки должна вестись в форме честной конкуренции идей и аргументов, а не пошлой драки за властную кормушку. Это дикость, когда на одном митинге кричат: "Воры!", а на другом отвечают: "Козлы!". Ненормально, когда политические стратегии выстраиваются на нагнетании атмосферы вражды, сознательном внесении раскола между различными социальными группами и слоями населения. Всем сторонам, участвовавшим в выборах, нужна самокритичная работа над ошибками. И очень хотелось бы, чтобы пример такой работы подала власть. Пока, к сожалению, тут много противоречивого и непоследовательного. Вот, скажем, началась у нас политическая реформа, включающая возвращение прямых выборов губернаторов. Но зачем же, спрашивается, тут же смазывать это начинание торопливыми переназначениями по старым правилам некоторых одиозных фигур, к примеру кубанского губернатора А. Ткачева? Формально-то все по Закону. Но как быть с моральными соображениями? Крайне ущербным и с правовой, и с моральной стороны представляется упорное нежелание властей создавать прецеденты уголовного наказания тех, кто стопроцентно уличен в фальсификациях на выборах. Даже такая экстраординарная мера, как бессрочная голодовка нашего коллеги-справоросса Олега Шеина и группы его сторонников, протестущих против вопиющих нарушений на выборах мэра Астрахани, никак не прошибет стену равнодушия и нежелания власть имущих "сдавать своих". Они думают, что проявляют твердость, а на деле лишний раз выказывают масштабы бессердечия и круговой поруки, пронизавшие систему власти снизу доверху. Если мы хотим прийти к настоящей, полноценной демократии, следовало бы помнить постулат Иммануила Канта: "Истинная политика не должна делать ни шагу, не присягнув морали". Надо вырабатывать правовые нормы и моральные табу, ставящие заслон всему, что подрывает доверие к сфере политики: двойным стандартам, политическим провокациям, злоупотреблениям административным ресурсом, черному пиару. Замечу: многие проблемы можно было бы снять, если бы Дума решилась поддержать проект Избирательного Кодекса, внесенный недавно фракцией СР. Возвышающая сила культуры Любые реформы нужны не ради самих реформ. Нельзя их оценивать только по критериям экономической эффективности, экономии и т. д. Все должно сообразовываться с главным: умножают ли эти преобразования духовно-нравственные силы народа или разрушают их? Мы намерены оказывать постоянное давление в этом плане и на избранного Президента, и на "Единую Россию". В том числе по следующим направлениям: Первое. Надо, в конце концов признать, что все разговоры о модернизации, об эффективной экономике и т. д. так и останутся разговорами, пока в обществе не будет возрожден престиж созидательного труда лучшего воспитателя человека и хранителя человеческой нравственности. Второе. Мы считаем, что невозможно укрепить институт российской семьи частичными мерами. Государству пора вырабатывать и проводить комплексную просемейную политику, обеспечивающую переориентацию всего строя жизни общества на интересы семьи с несколькими детьми. Третье. Необходимо спасать российскую школу. Надо срочно останавливать губительные реформы Фурсенко, ведущие к дебилизации сознания школьников с помощью ЕГЭ и выхолащиванию из системы образования самого главного функции воспитания гражданина и патриота. Четвертое. К моральным критериям пора развернуть телевидение. Каких только язвительных определений по поводу ТВ не гуляет в народе: "жвачка для глаз", "стиральная машина для мозгов", "телененавиденье", "зомбоящик". Недавно услышал и такое: "Чем развлекательнее наше телевидение, тем страшнее выходить на улицу". И ведь это правда! ТВ подчинено не интересам общества, а интересам чистогана, и оказывает разрушающее воздействие на нравы, а в конечном счете на общественную безопасность. С какой стати общество должно это терпеть? Мы приветствуем идею создания общественного ТВ если оно действительно будет таковым, а не еще одним госканалом с "красивой" вывеской.. Но одним телеканалом, даже самым замечательным, ситуацию на ТВ не оздоровить. А значит, мое давнее предложение о создании общественных советов на ТВ становится еще актуальнее. Нужен и общественный телеканал, и общественные советы на других каналах. Они будут взаимодополнять друг друга. Завершить свои размышления хочу обращением к такому документу, как "Декларация прав культуры", которая была в свое время написана академиком Д. С. Лихачевым. Не все, к сожалению, знают об этом. Общественная значимость декларации недооценена. А она заслуживает того, чтобы принять ее в качестве федерального законодательного акта. Главная суть лихачевской декларации в том, что государство, берясь за любые общественные преобразования, обязано в качестве "базовой предпосылки и критерия" исходить из интересов культурного развития народа. Эта идея в полной мере взята на вооружение "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ". На думские выборы партия шла с Программой, где на первом месте был раздел о культуре. Это не просто символический жест, это наше политическое требование: культура должна из "тридесятой" строки в бюджете стать первейшим приоритетом государства с повседневной заботой и надежным финансированием не ниже 3% ВВП. Хватит нам уже либеральных сказок о чудодейственности "невидимой руки рынка"! Ни к чему хорошему за 20 с лишним лет это не привело. Ставку в первую очередь надо делать именно на возрождение духовно-нравственной силы народа, на возвышенные моральные ориентиры, на последовательное продвижение общества к идеалам и принципам социальной справедливости. Это то, что способно вывести страну из любых тупиков, экономических, социальных и моральных, и привести ее к достойной жизни и процветанию. Источник: Московский комсомолец
|