В Госдуме обсудили проблемы миграционной политики 21 марта 2012 В Госдуме прошел "правительственный час" с участием руководителя Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы главе ФМС задали Антон Беляков, Светлана Горячева, Михаил Емельянов и Михаил Сердюк. От фракции выступила Татьяна Москалькова. Антон Беляков: – Уважаемый Константин Олегович! Я обычно всегда склонен критически воспринимать всё, что у нас происходит в исполнительной власти, но вот неделю назад, зная, что вы будете, даже специально отправил помощника – паспорт нужно было получить. Она вернулась и говорит, что очередей нет, всё отлично. Посмотрел Интернет, люди довольны. Поэтому, видимо, действительно, есть какие-то позитивные результаты работы вашей структуры. Два вопроса. Первый. Вы сегодня говорили о сложностях, которые есть, о незаконной миграции, а вот у нас существует внутри страны такой западный дрейф, когда в мегаполисы народ из-за Урала, что называется, мигрирует. Существует ли какая-то сегодня позиция по этому вопросу, и какие, на ваш взгляд, нужны законодательные механизмы, может быть, в здании Парламента для того, чтобы вам помочь в этом вопросе? И второй. Вы уже коснулись пластикового паспорта вкратце и вскользь. Всё-таки, я думаю, это хорошая инициатива. А когда она может быть реализована, что для этого нужно? Константин Ромодановский: Мы, действительно, прекрасно видим миграционную картину. Мы видим, что Москва, Санкт-Петербург и Московская область это 45 процентов въезда всех иностранных граждан. Я не думаю, что можно запретить какими-то запретительно-разрешительными механизмами въезд в мегаполис. Это характерно для всего мира и это, наверное, было бы нецивилизованно. Не панацея, но важный элемент, который принесёт новое и ситуацию изменит, если мы оборудуем все пункты пропуска в Российскую Федерацию какими-то автоматизированными информационными системами, которые будут передавать информацию в Миграционную службу в режиме онлайн. Такое уже есть в Московском авиаузле. Если мы оборудуем и сумеем эту систему настроить в режиме "туда и обратно", то будем чётко контролировать ситуацию и этих вояжей в столице, да, и пребывания незаконного будет гораздо меньше. Это то, что касается первого вопроса. Что касается пластиковых карт вместо паспортов. Я правильно понял вопрос? Вы знаете, Сбербанк работает над универсальной электронной картой, много видений по этому документу. Я считаю, что эта универсальная электронная карта, он должна быть документом, удостоверяющим личность. И если мы этого добьёмся, то практически потребность во внутренних паспортах исчезнет. Этот документ явно перегружен. Он имеет значение не только как документ, удостоверяющий личность, но и используется в решении многих вопросов, связанных с социальными моментами, с какими-то финансовыми моментами. Нужно переходить на цивилизованный уровень, чтобы эта электронная карта была бы ключом к той информации, которая касается этого человека, и можно было бы оперативно её использовать, И документ бы имел возможность более долгого хождения, чем паспорт, который треплется, и мы боимся его потерять. Светлана Горячева: – Уважаемый Константин Олегович, бывают ли ваши подчинённые на московских рынках? Ведь там уже русской речи не слышно, сплошной кавказский и среднеазиатский говор. А ведь действуют правовые акты о квоте для продавцов. И как фермеру, например, из Подмосковья проникнуть на рынок и продать свою продукцию? Скажите, возможно ли, на рынке в Азербайджане, например, или Таджикистане засилье русских? Когда вы начнёте наводить здесь порядок? Почему нет ни одной законодательной инициативы, ограничивающей засилье мигрантов на рынках? А ведь это ещё и вопросы продовольственной безопасности наших граждан, и вопросы быстрых и никем не учтённых денежных потоков. А потом мы видим, как рождается терроризм. Что вы делаете в этом направлении, очень важном для жителей, в том числе города Москвы, да и всей России? Константин Ромодановский: – Мы готовы вместе с депутатами Государственной Думы провести выходы тестирования на рынки Москвы, в частности. То, что иностранные граждане зачастую пользуются не русским языком, а своим языком, это та беда, о которой я говорил в выступлении, отвечая на вопросы. Вы знаете, стоят нерусские, но в большой степени это граждане Российской Федерации. Мы поэтому и вышли с предложением о денонсации российско-киргизского соглашения об упрощённом получении гражданства, потому что люди получали гражданство для того, чтобы иметь возможность осуществлять трудовую деятельность. И подавляющее большинство – это российские граждане. Если мы находим там иностранного гражданина, то он заявляет о том, что он стоит и контролирует свой товар. А за прилавком, как правило, стоит российская гражданка или там гражданин. Я вас уверяю, что на рынках Москвы мы порядок навели. Но это те реалии, которые существуют. Я честно, объективно признался в ситуации. Михаил Емельянов: – Уважаемый Константин Олегович, из вашего сегодняшнего выступления, и из предыдущих ваших публичных выступлений создаётся впечатление о некой, всё-таки односторонней направленности деятельности вашего ведомства. Судя по вашему выступлению, вы очень обеспокоены правами мигрантов, облегчением миграции, облегчением пребывания мигрантов в Российской Федерации. Но миграция это обоюдоострый процесс. В нём есть не только плюсы, но и минусы, в том числе, угроза национальной безопасности. Из вашего выступления обеспокоенность этой стороной миграции как-то не очень заметна, а ведь это не только преступность, но и более глобальные вещи, например, угроза российской идентичности. Не кажется, что такая односторонняя ориентация на облегчение миграции, всё-таки она не совсем актуальна и адекватна современному состоянию. Мы всё-таки находимся на втором месте в мире по количеству пребывания мигрантов. Константин Ромодановский: – Действительно, мы на втором месте, чуть-чуть мы Германию опережаем. Вопросам безопасности мы уделяем самое серьёзное внимание, эти вопросы отражены в концепции. К сожалению, за 20 минут всего не изложишь и, даже отвечая на вопросы, всего не осветишь. Но, с другой стороны, я хочу обратить ваше внимание, что удельный вес преступлений, которые совершают иностранные граждане это 3,4 процента, из которых треть это использование поддельных документов. Другая сторона медали. Мы понимаем, что азиатские государства, они видны, представители этих государств, мы на них реагируем. А граждане, которые въезжают с Украины и с Белоруссии, мы их не видим, и мы их не ощущаем. То есть, если здесь говорить о проблеме в целом, наверное, не совсем будет корректно. Нужно смотреть, какие государства, какие угрозы, и какие мы конкретные меры противодействия можем поставить, выставить и решить эти вопросы. Михаил Сердюк: – Ко мне обратилась русскоязычная община Европы, и у них есть большая, серьёзная проблема. Более миллиона российских граждан сейчас проживают в Европе с просроченными паспортами, и для этих людей вернуться в Россию, приехать даже однажды, является огромной проблемой, поскольку им надо явиться по месту жительства, получить справки, в ЖЭУ обратиться, госпошлину оплатить. И это, может 10, 20 дней занять, а у них ни жилья уже нет в России, и всё. Они хотели бы поддерживать связи, но там не бывают, и это для них, действительно, серьёзным является препятствием. Что по этому поводу вы готовы сделать? И я попробую воспользоваться ситуацией и ещё уточнить, когда мы сможем повсеместно перейти на выдачу заграничных паспортов с совершенным чипом, который вмещает полный объём информации, который необходим для Европы? Константин Ромодановский: – По первому аспекту. Федеральная миграционная служба государственные услуги вне пределов Российской Федерации не оказывает. Это компетенция Министерства иностранных дел, здесь я ничем помочь не могу. Если граждане будут в России, тогда мы с ними будем разбираться. Второй вопрос – по созданию современного чипа. У нас сейчас в паспортах используется чип "Филипс", наши предприятия "Микрон" и "Ангстрем" активно разрабатывают чип. Я не готов отвечать по степени их готовности, но тот чип, который сейчас внедрён в паспорта, он готов для внедрения туда отпечатков пальцев обеих рук. Экспериментальные образцы мы уже выполнили, я их показывал Владимиру Владимировичу. Всё реально. В следующем, вернее, в этом году мы надеемся осуществить пилотный проект по выдаче паспортов с отпечатками пальцев. Ну а позднее уже выходить на какие-то более масштабные реализации. То есть всё идет по плану, может быть, даже с некоторым опережением. Спасибо. Выступление Татьяны Москальковой: – Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сегодняшнее выступление и вопросы, прозвучавшие в этом зале, свидетельствуют о том, что сфера миграционных отношений сегодня по истине является ареной для разрешения конфликтов, для разрешения, для поиска путей в разрешении конфликтов, связанных, с одной стороны, с потребностями трудовых ресурсов, а, с другой стороны, потребностью защитить российский рынок, между необходимостью привлекать иностранную рабочую силу и сохранить российский социокультурный фундамент с нашими нравственными ценностями, российскими традициями и обычаями, православием, как государствообразующей религии. И вопрос миграционной политики это не только вопрос национальных отношений, это не только вопрос трудовых ресурсов, это, в первую очередь, вопрос будущности российской государственности, качества и статуса титульной нации. И, не дай Бог, нам пойти тем путём и пережить те проблемы, которые пережила Франция, заложившая или ставшая заложником либеральной, слишком либеральной политики в области миграционных процессов, поразивших огромное количество острых социально-экономических проблем. Массовый и нерегулируемый приток иностранцев с иной культурой, с иной религией, с иным образом мышления с неизбежностью поставят проблему о сохранении национального культурного своеобразия и безопасности России. И мы не можем не заметить нарастающее негативное отношение местного населения к гастарбайтерам, к иностранным гражданам, заполнившим сегодня многие рабочие места в сфере бытового и коммунального обслуживания, торговли и сельского хозяйства. И это явление приобрело сегодня уже очертания тенденции современной России. Велик уровень преступности. Константин Олегович, вы назвали три процента преступность, но в абсолютных цифрах это достаточно высокая цифра – 40 с лишним тысяч и применительно к Москве, это не три процента, это 18 процентов совершаемых преступлений иностранными гражданами. И для нас это тоже проблема, которую нужно решать. Поэтому партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в программе уделяет миграционным вопросам особо серьёзное внимание. Реагирует ли ФМС на новые вызовы и угрозы в миграционной сфере? Безусловно, ответ будет положительный: да, реагирует. И одно из последних решений было связано с упразднением упрощённого получения гражданства. И мы с вами, уважаемые коллеги, поддержали это решение, как и поддержали инициативу ФМС по введению патента, который сегодня принёс 4 миллиарда рублей в российский бюджет, как и поддержали инициативу по дифференцированному отношению к высококвалифицированным кадрам, приглашаемым в Россию и обычным гражданам, и многие другие. Вы сегодня называли чётко цифрами миграции в Российской Федерации – это существенно отличает нас от 90-х годов, когда мы не могли разобраться с миграционными процессами. Это результат заработавшей государственной информационной системы миграционного учёта. Очень важно, чтобы вся эта работа носила не ситуативный характер реагирования на вызовы и угрозы, а системный и перспективный. Поэтому здесь все практически говорили о концепции миграционной политики. И фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" тоже считает, что необходимо принять концепцию, но просили бы вас разрабатывать её или перерабатывать её теперь применительно к Евразийскому союзу. Вы правильно сказали о необходимости кодифицировать массив миграционных законов и подзаконных актов, их набралось слишком много. Ещё мы просили бы вас ускорить ратификацию Конвенции о правовом статусе трудящихся мигрантов и членов их семей государств СНГ 2008 года. И, наконец, об административном выдворении. Мы просили бы субъекты Федерации и депутатов от субъектов обратить внимание, что сегодня мы не сможем передать эту функцию ФМС, если у нас не будет построено необходимое количество центров для временного содержания иностранцев. Мы тоже поддерживаем здравые инициативы ФМС и её усилия по наведению порядка в этой отрасли. В завершение я хотела бы, наверное, напомнить тезис императора Александра III, что всякий, кто живёт на российской земле, обязан уважать и ценить этот народ.
|