ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

В Госдуме обсудили внешнюю политику России

14 марта 2012

В Госдуме состоялся "правительственный час" с участием министра иностранных дел России Сергея Лаврова. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" вопросы министру задали Татьяна Москалькова, Евдокия Бычкова и Елена Драпеко. С докладом выступил Александр Романович.

Татьяна Москалькова:

– Уважаемый Сергей Викторович, огромное спасибо за то, что вы плотно работаете с депутатским корпусом многие годы, приходите к нам на заседание Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками и в Международный комитет.

Мой первый вопрос будет связан с безвизовым диалогом с Грузией и процессом восстановления дипломатических отношений с этой бывшей теперь страной-участницей СНГ.

Скажите, пожалуйста, как мы будем реагировать на одностороннее введение безвизового режима со стороны Грузии и их предложение по восстановлению дипломатических отношений?

И второй вопрос связан с ОДКБ. Вы неоднократно в своих выступлениях и в ответах на вопросы, называли эту организацию полноценной, региональной организацией постсоветского пространства.

Сергей Лавров:

– Сразу скажу про ОДБК: я свои позитивные оценки подтверждаю. Процесс укрепления ОДКБ набирает силу. В ОДКБ подписаны важнейшие документы, которые позволяют ей действительно функционировать как полноценная международная организация в области безопасности. Это, прежде всего, создание Коллективных сил оперативного реагирования. Это решение о создании и эти решения уже осуществляются на практике, миротворческих сил ОДКБ для осуществления совместных операций, в том числе и по мандату Организации Объединённых Наций.

Это, конечно же, и недавно принятое решение о том, что мы, как союзники, должны решать вопрос о возможном размещении военных баз третьих государств на территории любого члена ОДКБ только с общего согласия. Это очень серьёзные вещи, которые показывают зрелость этой организации. Безусловно, ещё трудности роста встречаются. Но они есть у любой многосторонней структуры, смею вас заверить.

Что касается отношений с Грузией, то Грузия не предлагала восстановить дипломатические отношения. Она их разорвала по своей собственной инициативе после того, как напала на Южную Осетию и получила отлуп.

Совсем недавно президент Саакашвили заявил, что в одностороннем порядке он объявляет безвизовый режим для въезда в Грузию граждан Российской Федерации. Это заявление нужно рассматривать, конечно же, в контексте всего того, что грузинская сторона делает на российском направлении.

Напомню, что в прошлом году президент Саакашвили уже объявил о безвизовом режиме для россиян, которые живут в северокавказских республиках, что, в общем-то, однозначно является дискриминацией. И, когда он объявил о том, что все граждане России теперь могут этой привилегией пользоваться и въезжать в Грузию без виз, он забыл сказать о том, что в Грузии действует так называемый закон об оккупированных территориях, в соответствии с которым любой, кто хоть когда-то за последнее время после войны, которую начал Саакашвили, посетил Южную Осетию или Абхазию, подлежит в Грузии уголовному преследованию. От двух до четырёх лет заключения грозит такому человеку. И двое наших соотечественников уже пострадали и отбывают срок. Мы их оттуда пытаемся как-то вытащить с помощью швейцарцев, которые наши интересы там представляют. Поэтому мы в ответ сказали, что мы готовы на взаимной основе ввести безвизовый режим, но сначала пусть этот закон, эта норма будет отменена. Потому что иначе наши граждане должны понимать, куда они едут и что им там грозит. А предложение восстановить дипломатические отношения сделали мы в рамках реакции на безвизовое заявление Саакашвили.

Евдокия Бычкова:

– Уважаемый Сергей Викторович! Как известно вопрос усыновления иностранными гражданами наших детей приобретает всё большую актуальность и волнует все большее число наших граждан. В настоящее время Россией подписаны три соглашения с иностранными государствами в области международного усыновления – это Италия, Франция и Соединённые Штаты. Скажите, пожалуйста, ведётся ли работа по заключению подобных соглашений с другими государствами? Если да, то с какими? И ориентировочно, когда можно их ждать? Спасибо.

Сергей Лавров:

Большое соглашение с Италией уже вступило в силу. А соглашение с Соединёнными Штатами уже вышло из Правительства и направляется к вам в Государственную Думу. И соглашение с Францией находится в Правительстве. Я думаю, что в течение марта оно тоже будет передано в Государственную Думу для рассмотрения.

Из других стран, с которыми ведутся переговоры, отмечу Испанию, Израиль, Ирландию, Великобританию, Австралию, Новую Зеландию, где я вот был недавно, в этих двух странах, они проявили к этому интерес.

К сожалению, не все такой интерес проявляют. И к ещё большому сожалению в этой группе стран находится наш близкий и добрый сосед Финляндия. Вы сами знаете периодически возникающие там проблемы с детьми. Совсем на днях, вчера-позавчера, удалось урегулировать ситуацию, которая возникла с ещё не родившимся ребёнком. Поэтому мы этим будем заниматься.

И я хотел бы ещё сказать следующее. Мы поддерживаем инициативу соответствующего комитета Госдумы о том, чтобы внести уточнения в Семейный кодекс и записать там, что вопросы усыновления могут решаться с нашими зарубежными партнёрами только в том случае, когда с соответствующим государством есть действующий международный договор. Я считаю, что это будет очень правильно.

Елена Драпеко:

– Сергей Викторович, я хочу передать вам вопросы, которые нам задавали наши граждане Российской Федерации, проживающие постоянно за рубежом либо работающие там и решения, которые зависят исключительно от вашего ведомства, от решений правительства.

Значит, вопросы Шри-Ланки. Не действует норма 114-го закона о порядке въезда, о возможности выдачи виз для въезда членам семей гражданина Российской Федерации негражданам на основании его заявления, поданного в консульство по месту пребывания.

И вопрос от жителей блокадного Ленинграда из Латвии. Необходимо заключение договора с Латвией об упрощённом порядке выдачи виз для посещения захоронений.

Сергей Лавров:

– Соглашениям о захоронениях мы придаём большое значение. У нас эти соглашения с целым рядом стран есть, и с Латвией, должен уточнить, либо оно уже на стадии завершения, либо подписано, я уточню обязательно.

Что касается первого вопроса. Руководитель загранучреждения обладает полномочиями в случаях, о которых вы сказали, визы выдавать. Если обращается гражданин России, неважно, постоянно ли проживающий, временно ли находящийся за рубежом, если он обращается с заявлением, в котором поименованы его родственники, то визы выдаются в посольстве или в консульском учреждении. Если кто-то, я не исключаю, такие случаи могут быть, манкирует своими обязанностями, пожалуйста, пришлите мне конкретный случай, когда такой отказ поступил.

Выступление Александра Романовича:

– Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемый Сергей Викторович! Уважаемые коллеги!

Прежде всего, разрешите от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поблагодарить Сергея Викторовича за добросовестную обстоятельную информацию по деятельности министерства иностранных дел, а также за те ответы, которые мы получили, правда, только сегодня, на те вопросы, которые задавали.

Я думаю, что вот эти 79 страниц ответов могут послужить хорошей брошюрой, вспомогательным пособием для депутатов всех фракций о том, как проходит наша внешнеполитическая линия. Ещё раз спасибо.

Сегодня в своём выступлении я постараюсь высказать несколько предложений, которые касаются различных аспектов внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Хотелось бы обратить внимание, что мы на сегодняшний день недостаточно используем опыт так называемой народной дипломатии в нашей внешнеполитической деятельности.

В своё время лауреат Нобелевской премии мира Вилли Брандт высказал актуальную и сегодня мысль. Он сказал, что международные отношения настолько важны, что нельзя отдавать их на откуп только государству. Поэтому многие государства, международные организации и структуры с глубоким пониманием воспринимают веление времени и не только делятся моральным владением государственной дипломатии, но и активно создают, содействуют росту и развитию так называемой публичной или общественной дипломатии, вовлекая в неё широкие круги общественности, делового мира, общественные неправительственные организации.

В данном случае я хотел бы привести пример из зарубежного опыта, когда различные партии, проходя в парламент, являясь парламентскими партиями, образуют фонды. Я могу привести и названия этих фондов.

Различные партии, такие как, например, Социал-демократическая партия Германии – Фонд имени Эберта. Фонд Зайделя – ХСС. Фонд Шумана, Франция, правые. Фонд Жана Жореса – Соцпартия. "Зелёные" – фонд Генриха Бёлля, Германия. Левая партия Германии – фонд Розы Люксембург и так далее. Таких фондов очень много.

Надо сказать, что фонды финансируются за счёт государства, используются этими партиями и государством для продвижения не только идей этих партий, которые пришли в парламент, но также используются для проведения активной внешнеполитической линии государства в различных государствах, в которых они работают.

Для справки: ведущие фонды имеют представительство в 20 и более странах различных континентов по каждому направлению. Я думаю, многие коллеги, которые здесь в зале находятся, часто встречаются с представителями таких фондов.

Хотелось бы, чтобы наша сегодняшняя встреча, обсуждение, может быть, дала бы старт, вообще, обсуждению этой темы для того, чтобы мы, партии, прошедшие в парламент могли иметь такие организационные возможности.

Другой вопрос, на который хотелось бы обратить внимание на вчерашнее выступление руководителя Счётной палаты. На один из вопросов по имуществу Российской Федерации за рубежом, к сожалению, мы не получили ясного и утвердительного ответа.

Мы понимаем, что существуют различные походы в оценке имущества, российского имущества за рубежом – это связано, конечно, с тем периодом, в котором мы оказались, ну или периодом 90-х годов, мы понимаем это, существуют различные оценки. Если говорить о балансовой стоимости, там называются цифры 3 миллиарда, если говорить об оценках различных международных организаций и российских организаций, цифра колеблется от 300 до 400 миллиардов долларов.

Мы считаем такое положение неправильным, тем более существует пробел, законодательный пробел законодательной базы. И здесь мы хотели бы, чтобы началась совместная работа по наведению порядка и образованию этой законодательной базы.

И последнее предложение. Мне хотелось бы обратиться к фракции "Единая Россия" и напомнить их обещание 17 ноября прошлого года: коллега Хинштейн обещал вернуться к рассмотрению, к ратификации 20-й статьи Конвенции о противодействии коррупции. Я прошу. Причём было обещание – в первые дни работы этого созыва. Прошу вернуться к этой теме, мы активно поддержим законопроект о ратификации 20-й статьи.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025