ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Сергей Миронов: В национальном вопросе тоже нужна справедливость

Сергей Миронов, 11 октября 2011

Главная причина межэтнической напряженности – слабость государственной власти и национальной политики

После событий в Кондопоге, на Манежной площади, ряда других конфликтов на межэтнической почве говорить о том, что в России в сфере межнациональных отношений все благополучно, – значит выдавать желаемое за действительное. Пусть не по всей стране, но в целом ряде регионов их градус явно далек от нормального. Так, по данным соцопроса Левада-центра, 75% жителей Москвы опасаются возможных конфликтов и столкновений межэтнического характера. В целом же по России такую возможность допускают больше половины россиян. Никогда прежде социологи не фиксировали столь высокий уровень обеспокоенности по данному вопросу.

Сама жизнь выводит проблематику межнациональных отношений в центр политической повестки дня. Каждая партия ищет какие-то свои подходы. ЛДПР, как обычно, запускает призывы "защитить русских", хотя избирателям пора бы задаться вопросами, почему же вся эта "защита" никогда дальше деклараций не идет. Коммунисты тоже настаивают на некоем первенстве в "русском вопросе", заявляют, что, мол, "никому его не отдадут". "Правое дело" раскрашивает свои партийные слоганы в цвета имперского флага и пытается заигрывать с деятелями националистического толка. Некоторые политологи полагают, что и "Единая Россия" не прочь поиграть на этом поле. Во всяком случае, включение спешно восстанавливаемого "Конгресса русских общин" в "Народный фронт" дает основания предполагать, что единороссовскую либерально-консервативную "кашу" в ходе думской кампании будут усиленно приперчивать национал-патриотической риторикой.

Беда в том, что все эти политические хороводы вокруг крайне важной для многонациональной России темы могут свестись лишь к игре на чувствах избирателей и к банальному пиару. Национальный вопрос в целом и в особенности русский вопрос – не повод для разыгрывания предвыборных карт. Это – сложная и деликатная проблема, решение которой надо искать не в балансировании между ксенофобией и толерантностью западного образца, не в спекуляциях на имперских или антиимперских комплексах, а в решении кардинальных вопросов нашей российской жизни. Ничего хорошего не получится, пока мы не взглянем правде в глаза и не признаем: обострение национального вопроса в России – это прежде всего результат слабости государственной власти, которая не справляется со своими функциями и очень многое пускает на самотек. Это – порождение колоссальной коррупции, разъедающей госаппарат снизу доверху. Это – детище совершенно бездарной миграционной политики, которая не регулирует, а лишь фиксирует миграционные потоки, порождает возникновение обособленных национальных анклавов, не стимулирует приезжих интегрироваться в новую социальную среду.

Весьма негативную роль играют и просчеты бюджетной политики. Характерный пример – практика т. н. бюджетного умиротворения кавказских республик. Колоссальные средства закачиваются из центра на Северный Кавказ, но значительная часть их не идет на развитие, а разворовывается местными кланами. Самое прискорбное, что в правительстве РФ и в "Единой России" все это видят, знают, но продолжают гнуть ту же линию. В итоге это не столько стимулирует стабилизацию на Кавказе, сколько провоцирует растущее раздражение по отношению к жителям кавказских республик среди граждан других регионов страны.

Власть ведет себя подобно страусу, прячущему голову в песок. Уроки не извлекаются, острые проблемы замазываются. Взять хотя бы события, которые разыгрались в июле в уральском поселке Сагра, где местным жителям пришлось давать отпор многонациональной банде, приехавшей наводить свои порядки. Казалось бы, после убийства футбольного болельщика Егора Свиридова и беспорядков на Манежной площади правоохранители и чиновники обязаны были сделать должные выводы. Нет, опять острый конфликт представляли обычной бытовой дракой, снова прикрывали виновных. Даже когда под давлением общественности стала выясняться правда, ответственные лица, словно мантру, твердили: "Это – не межнациональный конфликт". Как будто вся суть – лишь в формальной фабуле событий, а не в позорном факте вольготного существования в Екатеринбурге и области агрессивной криминальной среды, где активнейшую роль играют приезжие, многие из которых – не граждане России.

Как такое можно было допустить? Кто попустительствовал этому? Сколько еще таких этнических или "интернациональных" банд, угрожающих безопасности россиян, расплодилось в стране? Вот какие вопросы вправе задавать россияне властям всех уровней – федерального, регионального, местного. А нас вместо решения наболевших вопросов чаще уводят в частности. Вот, скажем, в правительстве РФ готовят законопроект о некоторых "терминологических уточнениях", связанных с национальными проблемами. Предлагается установить, к примеру, что вместо понятия "межнациональный конфликт" следует употреблять "межэтнический конфликт". Наверное, в этом есть смысл. Но неужели это сегодня главное? Разве таких решений ждут ныне люди? Разве от того, что мы назовем конфликт не межнациональным, а межэтническим, он станет менее опасным? Верить в это – все равно что верить в бабкины заговоры, в шаманство, в то, что раковую опухоль можно вылечить, назвав ее не раковой, а как-нибудь иначе.

Нашей многонациональной стране необходима не имитация кипучей деятельности бюрократов, не уточнение второстепенных законодательных нюансов. России давным-давно нужен хороший, современный закон о национальной политике, в котором были бы заложены и правильная терминология, и – что гораздо существенней – действенные механизмы, обеспечивающие учет национального фактора при решении всех социально-экономических задач. Стране нужен закон, который бы создал регуляторы межэтнических отношений, систему профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, систему межкультурных коммуникаций и т. д.

Я лично убежден: в душе русского человека, душах людей других национальностей, проживающих в России, нет почвы для межнациональной розни. У нас за плечами – многовековой опыт совместного, добрососедского проживания, и этот опыт сидит в наших генах. Так что вспышки конфликтов возникают не из-за ментальной враждебности или ксенофобской эпидемии. Они возникают потому, что отсутствие внятной национальной политики порождает множество больших и малых несправедливостей, недоговоренностей, противоречий, вносящих раздрай буквально во все – от обыденной жизни граждан до государственного устройства. В национальном вопросе тоже нужна справедливость! Ее дефицит здесь ощущается даже острее, чем в иных сферах.

Не умаляя ни в коей мере проблем других национальностей и народностей, не могу не сказать особо о несправедливостях, допущенных по отношению к русскому народу. Во-первых, вспомним, что развал СССР больнее всего ударил именно по нему: миллионы соотечественников в один момент оказались отделены границами от своей исторической родины. Во-вторых, учтем последствия "парада суверенитетов" 90-х, когда из ряда национальных республик произошел массовый исход русских. Это и многое другое нанесло глубокие раны русскому самосознанию. Между тем именно русские всегда были и являются сейчас ядром и объединяющей силой многонационального народа России. Именно на них лежала и лежит миссия собирателя земель и главного поставщика человеческих ресурсов для выполнения этой миссии. Тот факт, что сегодня более 80% населения России составляют русские, безусловно, должен адекватно учитываться в государственной национальной политике. Можно ли сказать, что это делается? Отнюдь не всегда и не во всем.

Русская культура – это фундамент российской нации. Русский язык – это важнейший скреп народов России, фактор, обеспечивающий их единство. Все это и многое другое говорит о том, что русский народ де-факто, в силу своей исторической миссии, является государствообразующим народом. Отсюда – вопрос: если де-факто это так, то почему же мы стесняемся официально признать это де-юре? Разве это – не страусиная позиция? Вот почему я считаю необходимым и правильным законодательно закрепить за русским народом статус государствообразующего. Кстати, это было бы вполне логично сделать при принятии предлагаемого нашей партией закона о национальной политике.

Никакого превосходства, никакого противопоставления русских другим равноправным народам России, никаких особых привилегий эта идея ни в коем случае не подразумевает. Поэтому, полагаю, у представителей других народов и народностей есть достаточно оснований с пониманием отнестись к такому подходу. Ведь ничье национальное достоинство не задевает, к примеру, тот факт, что именно русский язык является государственным, что наше государство называется Российской Федерацией. Это нормально, это – историческая данность, и общее признание такого рода данностей – на пользу всем.

Кроме того, надо понимать, что вся атмосфера в нашей стране (да и более того – сама жизнеспособность России) во многом определяется именно национальным самочувствием русского народа. А это самочувствие сейчас очень далеко от благополучного. Не может быть будущего у той державы, в которой титульная нация чувствует себя ущемленной и, более того, где она, по сути, вымирает. А Россия уже почти два десятилетия живет под знаком т. н. "русского креста" – горького символа, свидетельствующего, что с начала 90-х кривая смертности русского населения пересеклась с кривой рождаемости и устремилась вверх от нее. Особенно тревожна ситуация в центральных регионах России. В таких областях, как Костромская, Ярославская, Вологодская, Кировская и т. д., сегодня уже свыше 20% деревень и сел без населения. Всего же, согласно данным Всероссийской переписи, в стране уже почти 20 000 полностью обезлюдевших населенных пунктов.

Пять лет назад правительство РФ попыталось как-то повлиять на драматические тенденции. Ввели материнский капитал, ряд других мер, направленных на повышение рождаемости. Но процесс вымирания русского этноса, лишь слегка замедлившись, продолжается. Явного перелома не произошло. А все потому, что опять ограничились полумерами. В нынешней ситуации необходимо гораздо большее. Нужна, я бы сказал, социально-демографическая мобилизация нации, активная просемейная политика, обеспечивающая переориентацию всего строя жизни общества на интересы семьи с несколькими детьми. Лозунг "Нас, россиян, должно быть больше" необходимо сделать мерилом всех решений и действий в социально-экономической сфере. А вообще эта простая и ясная формула, как я уже не раз предлагал ранее, могла бы послужить нам в качестве прекрасной объединяющей национальной идеи. Умножаться и крепнуть должен и русский народ, и все другие национальности и народности России. В том-то и дело, что мы все вместе должны в этом деле объединить усилия и спасать страну, соскальзывающую в демографическую пропасть.

В свое время академик Д.С. Лихачев высказал такую мысль: "Национализм – это проявление слабости нации, а не ее силы". По логике великого ученого, заражаются национализмом именно те народы, которых обстоятельства вынуждают искать способы как-то сохранять себя. Слабеющая по тем или иным причинам нация начинает инстинктивно искать спасение в националистических чувствах и идеологии, хотя это, как показывает исторический опыт, дело вообще-то безнадежное. Хорошо бы донести эти мысли до тех националистических горлопанов, которые носятся с лозунгами "Россия – для русских!", "Отделить Кавказ!", "Долой инородцев!". Они полагают, что таким образом защищают русский народ, но на самом деле унижают и ослабляют его, опуская широкое русское сознание до узкого, примитивного, родоплеменного уровня.

Хорошо бы усвоить мысли академика Лихачева и многим нашим государственным мужам, чиновникам, которые почему-то никак не могут понять, что национальная проблематика – не нечто отдельное, существующее само по себе. Она неотделима от проблем социальных, экономических, политических, духовно-нравственных и т. д. Никто не спорит с тем, что нужно усиливать борьбу с проявлениями экстремизма, расизма, ксенофобии, что надо активизировать деятельность правоохранительных органов, усиливать уголовную ответственность за преступления, совершенные на почве национальной розни, и т. д. Но считать, что лишь к этому сводится решение национального вопроса, наивно и безответственно.

Проявления ксенофобии и межнациональные конфликты – это верхушка айсберга. Фундаментальные, глубинные причины этих негативных явлений кроются в нерешенности социально-экономических проблем, массовой бедности и безработице. Человека, который унижен и оскорблен фактом своего нищенского существования очень легко подтолкнуть к мысли, что в этом якобы виноват кто-то с другим цветом волос, разрезом глаз и т. д. Вот почему я утверждал и утверждаю: обострение межнациональных проблем, с которыми сталкивается сегодня страна, – это явление отнюдь не закономерное, а, так сказать, рукотворное. Оно порождено той политикой либеральных реформ, которые проводятся правительством РФ при поддержке партии власти "Единая Россия". Ошибочный курс на либерально-монетаристские методы, на постройку ортодоксальной капиталистической модели общественных отношений, от которой уже давным-давно отказались на Западе, ведет к немыслимому социальному неравенству, отрыву власти и элиты от нужд и проблем простых людей, к совершенно абсурдной расстановке приоритетов.

Можно приводить массу примеров в подтверждение этому. Предлагаю поразмыслить, скажем, над таким сопоставлением. В федеральном бюджете-2011 в графе "Национальная политика" значится 80 млн руб. Для такой масштабной задачи это капля в море. А тем временем корпорация "Газпром" только на проектирование супербашни в Лахта-центре запросто отваливает 7 млрд руб. Само же строительство обойдется в разы дороже. И что мы получаем? На решение проблем, от которых зависит межнациональный мир и, по большому счету, судьба страны, денег у государства в обрез. А вот на удовлетворение амбициозных чиновничьих проектов их, оказывается, хоть залейся!

Еще пример. В последнее время спортивный мир поражен дорогостоящими покупками элитарных футболистов, которые производит махачкалинский клуб "Анжи". Только за камерунского форварда Это‘O, судя по сообщениям СМИ, владелец клуба, миллиардер С.Керимов, раскошелился на ?27 млн. Между тем известно, как остро нуждается Республика Дагестан в инвестициях, в открытии новых производств, в создании рабочих мест. Известно, какой масштаб тут приобрела безработица, доводящая сотни тысяч земляков Керимова до безысходного состояния, до необходимости уезжать куда-то из родных мест в поисках заработков. Как переломить эту ситуацию? Вот бы на что приложить силы и средства ответственному бизнесу! Не все же государству отдуваться. Но, увы, тут действует иная логика: "мои деньги – как хочу, так и трачу".

Все это лишний раз подтверждает: рассчитывать на социальную ответственность представителей олигархически-бюрократической элиты, взывать к их совести бесполезно.

По-настоящему эффективен только путь, который предлагает "Справедливая Россия". Нужна прогрессивная шкала подоходного налога, нужен налог на роскошь, нужны другие меры, помогающие обуздывать рост социального расслоения и вакханалию демонстративного расточительства отечественных нуворишей, их циничную "офшорную психологию".

Именно нынешняя правящая элита и в т. ч. партия власти "Единая Россия" – главные виновники и ответчики и за социальное расслоение, и за межнациональную напряженность, которые так тормозят развитие страны, отравляют ее общественно-политическую атмосферу. "Единая Россия" вообще все меньше и меньше соответствует своему названию, потому что своими политическим монополизмом, консервативной ориентацией на сохранение нынешнего статус-кво, генерированием клановых связей она, в сущности, работает не на единение россиян, а на их все большее разъединение и по социальному, и по национальному признаку.

Продолжение нынешнего курса на достройку капитализма для многонациональной России может оказаться роковым. Удержать такую огромную и многообразную страну на идее культа денег, на поощрении духа стяжательства, потребительства и индивидуализма невозможно. Упорствование в ошибочной стратегии будет вести лишь к дальнейшему нарастанию проблем и противоречий, в т. ч. межнациональных, а в итоге так можно быстро докатиться и до развала страны. По-настоящему объединить и сплотить народы России может только общая возвышающая идея, общая забота о построении социально ориентированной экономики и современного социального государства. В этих условиях программа, предлагаемая "Справедливой Россией", наша концепция нового социализма ХХI века, наши предложения по кардинальному развороту социально-экономических реформ в сторону интересов большинства народа – это не просто альтернатива, а, я бы сказал, спасительная альтернатива. Мы зовем россиян к обществу, основанному на ценностях Справедливости, Свободы и Солидарности, а значит, и к обществу межнациональной гармонии, к возрождению самых светлых традиций дружбы народов, которые завещаны нам историей и предками, и которые так необходимы для того, чтобы достойно ответить на современные вызовы эпохи.

Источник: KM.RU

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024