ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

По примеру стоматологов. Там, где кончается борьба идей, начинается болото

Леонид Жуховицкий, 17 мая 2011

Два события почти совпали по времени: Путин объявил о создании "Народного фронта", а партия власти начала процесс отзыва Сергея Миронова с по­ста председателя Совета Федерации. Совпадение или за этим что-то стоит?

В газетах и в Интернете куча комментариев. Их авторы, в ос­новном, конспирологи, узкие специалисты по международ­ным заговорам. Они уверены, что все это придумано Путиным в своих секретных целях, а в деталях разработано Владиславом Сурковым, который в коварстве и хитрости превзошел самого лондонского злодея Березовского. Зачем Путину нужна эта комбинация? Вопросами такого рода конспирологи обычно не задаются. Зачем-то нужна!

Лично меня не впечатляет теория заговоров. Не потому, что их нет, как раз наоборот: в стра­нах, лишенных реальной демократии, все изменения происходят в результате подковерной возни, тайных договоренностей, мелких предательств – то есть именно заговоров. Но заговор не причина перемен, заговор лишь метод их осуществления. А по-настоящему важна именно причина.

В чем же причина и объявленного "фронта", и отставки спикера СФ, третьего человека в российской государственной иерархии?

Начнем с судьбы Сергея Миронова.

Товарищ Путина еще по Питеру, перед президентскими выборами 2000 года второе лицо в его избирательном штабе, доверенный человек, именно "национальным лидером" выдвинутый на третий по значению государственный пост в стране. Если на верхушке власти существует понятие "дружба", отношения с Путиным вполне можно назвать дружескими. При этом не из ГБ, что тоже важно – перебор чекистов в современной российской номенклатуре слишком бросается в глаза. Политологи считают его центристом, чья кандидатура на пост спикера Совета Федерации в начале XXI века примирила всех. Позиции его с тех пор не изменились. И вдруг такой скандальный поворот. С чего бы вдруг?

За десять с лишним лет к Путину в руководящей тусовке привыкли, хорошо изучили его минусы, но и плюсы знают. Пожалуй, главный человеческий плюс – не сдает своих. То ли профессиональная черта раз­ведчиков, то ли сугубо личное качество, в любом случае, заслуживающее уважения. Тактика тактикой, но своих не сдает.

А тут сдал. Сдал ближайше­го соратника, третьего человека в стране.

Чем он не устроил лидера "Единой России"?

На мой взгляд, лидера "Единой России" Миронов устраивал полностью. А вот саму "Единую Россию" не устроил категорически. В чем тут дело?

Ни для кого не секрет, что партия "Справедливая Россия" началась как кремлевский проект. Так сказать, младшая партия власти, призванная слегка разнообразить унылое единомыслие нашего парламента. Реальной оппозиции в нем нет, вечный неудачник "жирный Зюзя" надоел даже коммунистам, весельчака Вольфовича с удовольствием слушают, но всерьез не принимают. В отсутствии конкуренции "Единая Россия" обленилась, разжирела, начала быстро терять авторитет. Конструктивная оппозиция была бы очень к месту. "Справедливой России" предназначалась именно такая роль.

Поначалу казалось, что получится по-задуманному. Сергей Миронов вполне корректно выполнял задачу оппозиционного лидера – критиковал партию власти. Но быстро обнаружилась крайне неприятная для "Единой России" вещь: критике Миронова единоросы не могли ничего противопоставить. Причин было две. Во-первых, позиции партии власти были очень слабы, почти незащитимы – ведь именно она отвечает за чиновничий беспредел и невиданную в российской истории коррупцию. Во-вторых, Сергей Миронов как личность оказался на голову выше своих оппонентов. Сама его биография способствовала харизматичности: служил в десантных войсках, не одну тысячу километров исходил с геофизическими партиями, имеет три высших образования. Ко всему этому обладает странной для полити­ка привычкой говорить не что положено, а что думает – на это ему не раз указывали коллеги по властной корпорации, но успеха не имели. Любую полемику с лидерами "Единой России" Миронов выигрывал с недопустимым преимуществом: оппонентам не хватало харизмы, биографии, личности, а порой и честности. Тогда правящей партии пришлось применить единственный бесспорно име­ющийся у нее резерв: административный.

Вышло не слишком прилично – но что делать? Есть такая стоматологическая фирма – "Все свои". Среди единоросов далеко не все стоматологи, но принцип "все свои" у них очень популярен. В Думе свои, губернаторы свои, министры свои, чиновники по бескрайней дер­жаве свои, в избиркомах тоже свои. Еще бы свой глава в Совете Федерации, и будет полный комплект. Как у стоматологов.

Однако возня вокруг отзыва Сергея Миронова с поста спикера Совета Федерации ударила не столько по нему, сколько по "Единой России". Уж очень отчетливо стало видно, что из всех ресурсов у партии власти остался только один. Ни идейного, ни нравственного нет и впереди не видно. И среди множества функционеров партии власти не нашлось никого, способного на успешную полемику с оппонентом. Слишком привыкли надеяться на сило­вое решение. На политический ОМОН.

А, вообще, кто у нас лидеры "Единой России"? Кого знает народ? Чье слово пользуется весом в обществе?

Трудный вопрос. Вроде бы, лидером считается Путин. Но он даже не член партии. А на выборах единоросы не рискнули выставить ведущую тройку, так что электорат голосовал за Путина и за пустое место у него за спиной. Почему большая партия спряталась за пригла­шенного лидера? Откуда такая неуверенность в себе?

Умных людей в партии власти хватает, десяток наберется, а то и полтора. Но на фоне беспартийного лидера они стараются не высовываться. Мы, мол, скромные, мы серые, мы не претендуем. Тех, кто не пре­тендует, начальство любит. Но избиратель не уважает. Раз не претендуешь, так чего лезешь в политику? Ради сладкого пончика?

Вот и получилось, что на открытый ринг против Сергея Миронова никто выйти не рискнул. Не потянули ребята. Пришлось вызывать ОМОН.

Похоже, Путин сделал выводы. Целых два. Оба вынужденные.

Первый – что с парламентским большинством надо пойти на компромисс. Хотят съесть Миронова – черт с ними, пусть едят. Ведь послушные соратники могут, как писал Зощенко, "затаить некоторое хамство" и в какой-то момент при тайном голосовании проявить непослушание. Могут обидеться и тишком отомстить начальнику за то, что не защитил от крити­ки: кому нравится ходить с битой мордой?

А второй вывод – что с такой партией идти на выборы серьезному политику некомфортно. Стыдно. Уж больно убого выглядят эти непретендующие. Вот и предложил создать "Народный фронт", хотя бы фасад облагородить беспартийными. Если "Единую Россию" растворить среди "фронтовиков", ее послушная безликость не так будет бросаться в глаза. Поставить в первый ряд пару-тройку достойных людей, а сзади пусть уж будут все свои.

Если все это называется политической жизнью, становится обидно за Россию. Хорошая ведь страна. И нет у нас другой, запасной. Увы, там, где кончается борьба идей, начинается болото. Неудачное место для существования.

Источник: Деловой вторник

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024