Парламентское большинство отклонило поправки "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" к законопроекту о кратном увеличении штрафов за взятки 19 апреля 2011 Госдума приняла во втором чтении проект федерального закона № 502299-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции". Все поправки, внесенные группой депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" (С.П.Горячева, К.В.Бесчетнов, В.К.Гартунг, Е.Г.Драпеко, В.А.Лекарева, Т.Н.Москалькова) были отклонены. Поправки представляла Светлане Горячева. Предлагаем фрагмент стенограммы пленарного заседания Госдумы: Председательствующий: Приступаем к третьему вопросу. Это блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции. Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича Груздева. Пожалуйста. Груздев В. С. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги! Представляю вам проект закона, который направлен на решение концептуальных проблем в области борьбы с коррупцией. Ко второму чтению в комитет поступило 27 поправок. Таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию, содержит восемь. И 19 поправок, рекомендованных к отклонению. Я хотел бы сказать, что предлагаемым законопроектом предлагается установить минимальный размер штрафа не 25 тысяч рублей, который исчисляется, исходя из кратной сумму коммерческого подкупа или взятки. С двух с половиной до пяти тысяч рублей предлагается увеличить минимальный размер штрафа, предусмотренного в качестве основного и дополнительного наказания Уголовным кодексом. Также предлагается дополнить санкцию проектной части пятой статьи 291' "Обещание или предложение посредничества во взяточничестве", установив ответственность в виде штрафа в размере от 25 тысяч рублей до 500 миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Кроме того, дополняется перечень органов, через которые осуществляется направление запроса о правовой помощи. В поправках также имеются поправки редакционного и юридико-технического характера. Я просил бы рассмотреть таблицы поправок. Спасибо. Председательствующий. По 1-й таблице, здесь восемь поправок. Есть ли необходимость отдельного обсуждения каких-либо поправок? Нет. Ставится на голосование таблица № 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. Результаты голосования (10 час. 38 мин. 21 сек.) Проголосовало за........................................ 344 чел...................... 76,4 % Проголосовало против.................................... 0 чел....................... 0,0 % Воздержалось................................................... 0 чел....................... 0,0 % Голосовало.................................................. 344 чел. Не голосовало.............................................. 106 чел...................... 23,6 % Результат: принято. Решение принято. Во 2-й таблице 19 поправок. Нужно ли какую-либо обсуждать отдельно? Горячева Светлана Петровна, пожалуйста. Горячева С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9-ю... и 9-ю. Председательствующий. Спасибо. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению без поправок 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10-й. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. Результаты голосования (10 час. 39 мин. 34 сек.) Проголосовало за....................................... 310 чел...................... 68,9 % Проголосовало против.................................... 0 чел....................... 0,0 % Воздержалось.................................................. 1 чел....................... 0,2% Голосовало................................................. 311 чел. Не голосовало............................................. 139 чел...................... 30,9 % Результат: принято Решение принято. Пожалуйста, Горячева Светлана Петровна, по вашим поправкам, вынесенным на отдельное обсуждение. Горячева С. П. Спасибо большое. Прежде всего, я хочу сказать немножко о том, как они рассматривались в комитете. Поскольку наших поправок было много, я просила председателя комитета, чтобы нас проинформировали, когда будут поправки в комитете рассматриваться. Ничего подобного не случилось. Я, как автор поправок, даже не была приглашена на заседание комитета. Это первое, что хочу сказать. Второе. Вот эти все поправки, которые предлагает наша фракция, они касаются следующего. Того, чтобы все же не снижать реальные меры ответственности, те, которые есть сегодня в действующем законодательстве, ни в коем случае не подменять реальное лишение свободы альтернативой такой как, значит, штрафные санкции, особо по тяжким преступлениям. Теперь конкретно то, что касается нашей 2-й поправки. Это статья 204, часть 2, "Коммерческий подкуп". Мы считаем, что по квалифицированному составу преступления по части 4-й, которая предусматривает уголовную ответственность за совершение преступления группой лиц либо сопряженное с вымогательством предмета подкупа, либо совершенное за незаконные действия, все же убрать альтернативу штрафные санкции, которые предлагаются, и оставить все то, что было предусмотрено в действующем кодексе. Реальное лишение свободы от 7 до 12 лет, и вдобавок к этому вот те самые штрафные санкции, которые предлагаются. Потому что на самом деле, я говорю, вы понимаете, что происходит коммерциализация сегодня Уголовного кодекса, когда можно будет, так скажем, получая взятки, повышая их размеры, откупаться потом от тех же взяток всем тем, кому нужно садиться в тюрьму. Неужели вот комитет этого не понимает? Я не знаю, какие нужны аргументы, чтобы, вся Россия это понимает, а господа в нашем комитете по законодательству этого не понимают. Председательствующий. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. Груздев В. С. Спасибо. Светлана Петровна, мне кажется, что вам нужно было просто повнимательнее ознакомиться с текстом законопроекта, который был подготовлен к первому чтению. И санкция, которая предусмотрена, она дает возможность судье как назначить наказание в виде лишения свободы со штрафом, так и штраф. Поэтому в данном случае вы прекрасно знаете, как человек, который достаточно долгое время работал с законодательством, что принцип индивидуализации в уголовном праве у нас никто не отменял. Поэтому мы вашу поправку отклонили, хотя частично она, в общем-то, учтена. Спасибо. Председательствующий. Уважаемые коллеги, нам необходимо определиться по 2-й поправке. Она у нас в таблице отклоненных. Поэтому я ставлю следующим образом. Кто за то, чтобы принять данную поправку, прошу голосовать. Мнение комитета отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. Результаты голосования (10 час. 42 мин. 53 сек.) Проголосовало за........................................... 92 чел..................... 20,4 % Проголосовало против.................................... 1 чел....................... 0,2 % Воздержалось................................................... 1 чел....................... 0,2 % Голосовало..................................................... 94 чел. Не голосовало.............................................. 356 чел...................... 79,1 % Результат: не принято Решение не принято. Дальше, пожалуйста, Горячева Светлана Петровна. Горячева С. П. Спасибо большое. Только я вас попрошу, уважаемый коллега Груздев, не врать и не обманывать депутатов в этом зале. Вот по части 4 статьи 204, которая действует сегодня, я вам зачитываю: наказывается лишением свободы на срок от семи до 12 лет со штрафом. Здесь нет альтернативы: или штраф, или лишение свободы. Это тяжкий состав преступления. Сегодня вот этими поправками вы размываете фактически, которые вносятся в Уголовный кодекс, реальное лишение свободы. Более того, то, что вы делаете сейчас, альтернативу предусматриваете, только еще больше усилить коррупцию наших судов, потому что есть у тебя деньги ты откупишься от реального лишения свободы, нет у тебя денег ты сядешь в тюрьму. Это что за справедливость, по-вашему, как понимается? Теперь по сути 2-й моей поправки, 3-й поправки, прошу прощения, она касается тяжкого состава преступления, в частности получения взятки. И мы предлагаем вернуться к тому, что есть в действующих нормах сегодняшнего кодекса. Значит, предлагается до пяти лет лишение свободы по части 1 статьи 290, предлагается поправкой, которую вы вносите сегодня, до трех лет. То есть фактически вы снижаете даже ту реальную меру ответственности, которая есть сегодня в Уголовном кодексе. Чем вы это мотивируете, я, конечно, не знаю, наверное, только любовью к нашим взяточникам. Простите за такие мои резкие слова. Председательствующий. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. Груздев В. С. Светлана Петровна, я хотел бы вам зачитать действующую норму статьи 204, коммерческий подкуп это деяние... Часть 4: деяние, предусмотренное частью 3, если они совершены группой лиц, сопряжены с вымогательством предмета, наказывается он лишением свободы на срок до 12. Мы нижний предел уже убрали, Светлана Петровна, месяц назад с вами. Поэтому то, что вы опять коллег вводите в заблуждение, говоря о том, что у нас в нормах санкция предусмотрена от семи до 12, просто вы давно Уголовный кодекс в руках не держали, поэтому и вводите в заблуждение. Что касается нашей поправки, то, мы считаем, что та норма, которая была предложена президентом к первому чтению, устанавливает три года лишения свободы для иностранных лиц. Мы считаем, что эта норма достаточна. Вашу поправку мы предлагаем отклонить. Спасибо. Председательствующий. Ставится на голосование 3-я поправка. Предложение комитета отклонить, предложение Горячевой принять. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. Результаты голосования (10 час. 45 мин. 42 сек.) Проголосовало за.......................................... 87 чел..................... 19,3 % Проголосовало против....... 0 чел.................................................... 0,0 % Воздержалось.................................................. 0 чел....................... 0,0 % Голосовало.................................................... 87 чел. Не голосовало 363 чел 80,7 % Результат: не принято Решение не принято. Дальше. Горячева Светлана Петровна. Горячева С. П. Спасибо большое. Ну, господин Груздев, не напрашивайтесь на комплименты. В отличие от вас, кто сколачивал все богатства, да "седьмые континенты" покупал, я в отличие от вас работала в правоохранительных органах и очень хорошо знаю уголовное законодательство, понимаете? Так, что мне вот эти ваши упреки кажутся просто смешными и тем более, что мы совсем недавно принимали поправки, которые либерализуют наше уголовное законодательство, где вы снимали нижние пределы и, как известно, мы выступали против этого. Поэтому наша позиция здесь она не меняется, в отличие, наверное, от вашей. Теперь по 4-й поправке. Это получение взятки это часть 4-я статьи 290-й: получение взятки, но не просто получение взятки там просто должностным лицом, а лицом, занимающим государственную должность в Российской Федерации, то есть это особо тяжкое преступление. Что предлагается? Также размыть штрафными санкциями и к этому еще и лишение свободы. То есть опять это мы даем возможность судам, извините, за взятки давать штрафы тем, вместо реального лишения свободы, кто принесет побольше денег туда. Мы предлагаем убрать штрафные санкции, только одно реальное лишение свободы – то, которое предусмотрено и действующим законодательством, и в поправках президента и к ним штрафные санкции. Вот наши предложения. Председательствующий. Позиция, Владимир Сергеевич, комитета. Груздев В. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги! Сама фабула законопроекта, который мы рассматривали в первом чтении, с вами принимали, рассматриваем сегодня, говорит о том, что мы вводим как альтернативный вид наказания так называемые "кратные штрафы". Поэтому по данной части, о которой говорила Светлана Петровна, здесь четкая формулировка, что деяния, предусмотренные частями 1 и 3 настоящей статьи, совершенные определенными лицами, могут быть... наказываются штрафов в размере от 60-кратной до 80-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере 50-кратной суммы взятки. Поэтому мы данной статьей даем возможность суду рассматривать любое преступление индивидуально. То, что предлагает Светлана Петровна, она предлагает ограничить полномочия суда и, соответственно, это полностью противоречит даже фабуле законопроекта. Поэтому мы предлагаем поправку Горячевой и коллег отклонить. Спасибо. Председательствующий. Уважаемые коллеги, прошу определиться по 4-й поправке. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. Результаты голосования (10 час. 48 мин. 38 сек.) Проголосовало за........................................... 94 чел..................... 20,9 % Проголосовало против..................................... 0 чел....................... 0,0 % Воздержалось................................................... 0 чел....................... 0,0 % Голосовало..................................................... 94 чел. Не голосовало.............................................. 356 чел...................... 79,1 % Результат: не принято Решение не принято. Далее, Горячева Светлана Петровна. Горячева С. П. Спасибо большое. Это поправка в часть 5 статьи 290, которая предусматривает квалифицированный состав преступления и совершение получения взятки группой лиц, либо организованной, либо по предварительному сговору, либо с вымогательством взятки, либо в крупном размере. Так же предлагается альтернатива: либо реальное лишение свободы, либо штрафные санкции. Мы предлагаем убрать штрафные санкции, оставить реальное лишение свободы, и плюс к ним именно установить штрафные санкции. Это наше предложение. Председательствующий. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. Груздев В. С. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, ну, здесь логика та же самая, что мы оставляем норму, как штрафные санкции, так и лишение свободы. Причем, хочу подчеркнуть, что это необязательно альтернативные виды наказания, то есть может быть и лишение свободы со штрафными санкциями. В каждом конкретном случае будет определять суд. Мы считаем, что эту норму надо оставить в том виде, как она была изложена к первому чтению и поддержана комитетом. А поправку коллег Горячевой, Гартунга, Бесчетнова и иных предлагаем отклонить. Спасибо. Председательствующий. Прошу определиться по пятой поправке. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. Результаты голосования (10 час. 50 мин. 18 сек.) Проголосовало за.......................................... 88 чел.................. . 19,6 % Проголосовало против.................................... 0 чел....................... 0,0 % Воздержалось.................................................. 0 чел....................... 0,0 % Голосовало.................................................... 88 чел. Не голосовало............................................. 362 чел..................... 80,4 % Результат: не принято Решение не принято. Далее. Горячева Светлана Петровна. Шестая поправка. Горячева С. П. Спасибо большое. Ну, вообще вот эта, конечно, шестая поправка моя и часть 6 статьи 290 это просто, конечно, анекдот. С одной стороны, мы вводим понятие и, наверное, это правильно делается, в законопроекте президента понятие "особо крупного размера". С другой стороны, мы также, даже за взятку в особо крупном размере, что же мы предлагаем? Мы предлагаем: либо штраф от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки, либо реальное лишение свободы. От сколько? От восьми до пятнадцати лет. Вот так вот. У нас это, оказывается, что в тюрьме посидеть, что сегодня такой штраф заплатить это одно и то же. Вот мы предлагаем убрать вот эти штрафные санкции, оставить только одно реальное лишение свободы. Вот в тех мерах, которые предложены в проекте... законопроекта. И штрафные санкции в дополнение к реальному лишению свободы. Мы считаем, что это будет как раз во благо настоящей самой борьбе, а не на словах, с преступностью, особенно с коррупцией. Председательствующий. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. Груздев В. С. Спасибо. Уважаемые коллеги, хочу напомнить, что по тексту законопроекта устанавливается четыре типа взятки. Вот у тех типов взятки, о которых говорит Светлана Петровна, это взятки, которые наказываются по максимальной статье, то есть, от 80, то, что предлагается сегодня законопроектом, данного рода деяния будут наказываться штрафом в размере от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки. То есть, это взятки, которые миллион рублей и более. С лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки. В каждом конкретном случае все поправки Горячевой, они все однотипные. Они все касаются того, что везде Светлана Петровна предлагает убрать кратные штрафы, а оставить только лишение свободы. Это полностью противоречит концепции законопроекта, который мы принимали в первом чтении. На основании этого мы предлагаем поправку Горячевой отклонить. Председательствующий. Прошу определиться по шестой поправке. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. Результаты голосования (10 час. 52 мин. 58 сек.) Проголосовало за.......................................... 91 чел..................... 20,2% Проголосовало против..................................... 5 чел....................... 1,1 % Воздержалось................................................... 0 чел....................... 0,0 % Голосовало..................................................... 96 чел. Не голосовало.............................................. 354 чел...................... 78,7 % Результат: не принято Решение не принято. Далее седьмая поправка, пожалуйста. Горячева С. П. Спасибо большое. Она касается части пятой статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая вводит уголовную ответственность за дачу взятки. Мы, конечно, понимаем, что иногда предприниматели наши, да и просто граждане поставлены в такие обстоятельства, когда без дачи взятки никакой вопрос не решишь. Это объективно. Поэтому мы, конечно, не вносим поправки в те нормы этой статьи Уголовного кодекса, которые касаются, ну, небольшой тяжести состава преступления. Но что мы предлагаем? Часть четвертая статьи 291, дача взятки, если она совершена организованной группой лиц, если она совершена в особо крупном размере, нет, извините, в особо крупном размере, в этой ситуации убрать все же альтернативу, и оставить только реальное лишение свободы. Вот по этому составу преступления, если оно совершено в особо крупном размере. Потому что мы же сами понимаем, что в этой ситуации деньги, которые формируются для получения взятки, как они добываются у нас. И почему мы должны вводить эту альтернативу? Председательствующий. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. Груздев В. С. Спасибо, Борис Вячеславович. Ну, вот это как раз пример справедливости по Горячевой. Это когда она беспокоится о своих избирателях, о своих гражданах, понимает прекрасно, что иногда им приходится давать взятки. Но предлагает в этом случае все-таки не брать с них штраф, а сразу сажать в тюрьму, причем не много, а на срок от семи до 12-ти лет. Да, чуть больше даже, до 15-ти. Но вот это как раз ее подход, а мы предлагаем, чтобы оставался штраф и возможность выбора суду, на его усмотрение. Поправку Горячевой предлагаем отклонить. Председательствующий. Прошу определиться по 7-й поправке. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. Результаты голосования (10 час. 55 мин. 14 сек.) Проголосовало за.......................................... 84 чел..................... 18,7 % Проголосовало против.................................... 0 чел....................... 0,0 % Воздержалось................................................... 0 чел....................... 0,0 % Голосовало.................................................... 84 чел. Не голосовало.............................................. 366 чел...................... 81,3 % Результат: не принято Решение не принято. По 8-й поправке, пожалуйста. Горячева С. П. Борис Вячеславович, мне кажется, уже 9-я поправка. Какая, 9-я, да? Да, 9-я поправка. Председательствующий. Хорошо. 9-я, да. Горячева С. П. Мы совершенно согласны с тем, что есть в проекте... в законопроекте о том, что вводится новая норма: посредничество во взяточничестве, об этом и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" очень много говорила и предлагала. И мы согласны с этой нормой... новой нормой Уголовного кодексу будущей, но мы считаем, что вот часть третья статьи 291 должна быть подкорректирована, потому что здесь предусматривается уголовная ответственность за тяжкие преступления, все же за тяжкое преступление это совершенное группой лиц либо организованной группой в крупном размере, и мы считаем, что в этой ситуации альтернативу в виде штрафа нужно убирать, и оставлять только реальное лишение свободы и плюс к этому штраф. А то, что касается вашей боли по поводу граждан, которые дают взятки, то, извините, простые граждане в особо крупном размере взятки не дают. Это удел ворья и жуликов в Российской Федерации. Председательствующий. Пожалуйста, по 9-й поправке, Владимир Сергеевич. Груздев В. С. 9-я поправка касается новой диспозиции это посредничество во взяточничестве, это статья 291 со значком 1. Это новое... новое, так сказать, положение в Уголовном кодексе. Раньше посредники привлекались по статье "Мошенничество", статье 159-й. Текст законопроекта по части третьей говорит о том, что наказывается штрафом в размере от 60-кратной до 80-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-лет, либо лишением свободы от 7 до 12 лет со штрафом в размере 60-кратной суммы взятки. Мы считаем, что данная норма достаточна, и менять ее нет необходимости. Посмотрим, как она будет работать. Поэтому предлагаем к поправке Горячевой, которая беспокоится о народе, отклонить. Председательствующий. Прошу определиться по 9-й поправке. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. Результаты голосования (10 час. 57 мин. 48 сек.) Проголосовало за.......................................... 90 чел...................... 20,0 % Проголосовало против.................................... 0 чел....................... 0,0 % Воздержалось.................................................. 0 чел....................... 0,0 % Голосовало................................................. ...90 чел. Не голосовало............................................. 360 чел...................... 80,0 % Результат: не принято Решение не принято. Пожалуйста, Горячева Светлана Петровна. Горячева С. П. Я прошу прощения, вот тут мне подсказывают, что 8-ю поправку я не доложила. Ну, их много. Поэтому давайте я доложу. Она очень проста. Ясно, как вы проголосуете. Это часть 5 статьи 291 дача взятки, если она совершена в особо крупном размере. Мы предлагаем убрать только... оставить только реальное лишение свободы и убрать альтернативный штраф, как меру наказания. Председательствующий. Понятно. Прошу определиться по 8-й поправке. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. Результаты голосования (10 час. 58 мин. 39 сек.) Проголосовало за........................................... 88 чел..................... 19,6 % Проголосовало против..................................... 0 чел....................... 0,0 % Воздержалось................................................... 0 чел....................... 0,0 % Голосовало..................................................... 88 чел. Не голосовало.............................................. 362 чел...................... 80,4 % Результат: не принято Решение не принято. И по 10-й поправке, пожалуйста. Горячева С. П. Спасибо большое. Эта поправка касается 291 статьи со значком 1, и она предусматривает уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве, если оно совершено в крупном размере. То есть если посредник получил особо крупную сумму за свои действия. Мы предлагаем то же самое убрать альтернативу в виде штрафных санкций, оставить реальное лишение свободы и плюс к нему штрафные санкции. То есть да, подход у нас один по всем этим нормам, по тем нормам, которые касаются тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с использованием должностных полномочий, или дачи или получения взяток. Председательствующий. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. Груздев В. С. Уважаемые коллеги, я хочу напомнить, что особо крупный размер у нас устанавливается в размере миллион рублей. И основная концепция законопроекта, хочу напомнить еще раз, состоит в том, чтобы суд имел возможность назначить кратные штрафы. Очень часто преступники готовы и отсидеть те сроки, которые установлены Уголовным кодексом, а для них гораздо страшнее наказание рублем. Поэтому когда будет у суда возможность наказания рублем и лишение свободы, либо только наказание рублем и суд будет назначать это наказание, я думаю, что это будет наиболее справедливое наказание и наиболее эффективное. Поправку Горячевой предлагаю отклонить. Спасибо.
|