Олег Михеев о необходимости увеличения срока проверки прокурором законности и обоснованности возбуждения уголовного дела 05 апреля 2011 Госдума отклонила проект федерального закона "О внесении изменения в статью 146 Уголовно-процессуального кодекса РФ " (по вопросу о проверке прокурором законности и обоснованности возбуждения уголовного дела), внесенный депутатами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Олегом Михеевым и Федотом Тумусовым. С докладом выступил Олег Михеев: Уважаемы депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, предусматривающий внесение изменения в существующий механизм процессуального контроля на стадии досудебного производства. Настоящий законопроект имеет целью повышение эффективности правовых институтов и прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве, обеспечение конституционных прав и свобод граждан, а также всесторонности и объективности процессуальных решений, принимаемых прокурорами. В соответствии с действующим законодательством на проверку законности и обоснованности возбуждения уголовного дела прокурору отводится всего лишь 24 часа с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, к прокурору (часть 4 статьи 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, прокуроры имеют право незамедлительно требовать от следственного органа представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения. Признав решение следователя незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов прокурор вправе отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. За это время прокурор обязан проверить наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, в том числе, обратив особое внимание на соблюдение следователем требований статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) об особой процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в статье 447 Кодекса. Однако, достаточно ли указанного срока прокурору, чтобы на основе копии постановления о возбуждении уголовного дела и материалов к нему сделать ответственный вывод о законности и обоснованности возбуждения уголовного дела? Реальная практика применения норм действующей редакции Кодекса свидетельствует о том, что этого срока все же не достаточно. При этом отмена постановления в возбуждении уголовного дела в срок свыше 24 часов считается недопустимой и уже не может быть совершена по истечении этого срока. Таким образом, прокурор по истечении 24 часов лишается возможности отменить постановление о возбуждении уголовного дела. Сегодня в целях создания необходимых условий для обеспечения надлежащего надзора за законностью возбуждения уголовных дел в соответствии с приказами Генерального прокурора Российской Федерации следователи должны своевременно направлять прокурору копии постановлений о возбуждении уголовного дела. В этой связи в прокуратурах завели соответствующие книги учета копий постановлений о возбуждении уголовного дела и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, в которых указываются не только дата, но и точное время передачи прокурору копий соответствующих постановлений либо материалов. К сожалению, существующие меры не в состоянии полностью предотвратить нарушения установленного уголовно-процессуальным законом срока для отмены незаконных и необоснованных постановлений о возбуждении уголовного дела. Возможность отмены постановления о возбуждении уголовного дела в течение всего срока предварительного расследования детально обсуждалась на Правительственной комиссии по законотворческой деятельности. При этом необходимо отметить, что Правительство Российской Федерации не отрицало существующей проблемы, но при этом не поддерживает рассматриваемый сегодня законопроект только по причине необходимости комплексного подхода в ее решении. Первоначально рассматриваемый сегодня законопроект вносился в Государственную Думу в несколько иной редакции и был впоследствии отозван для более детального обсуждения с представителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и учета мнения Правительства Российской Федерации. В результате совместных консультаций с Генеральной прокуратурой была выработана новая редакция законопроекта, которая сейчас и представляется Вашему вниманию. Для устранения неопределенностей с порядком отмены избранных по уголовному делу мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, а также вопросов полного или частичного прекращения уголовного дела, в новой редакции законопроекта предлагается при вынесении прокурором мотивированного постановления об отмене возбуждения уголовного дела использовать порядок, предусмотренный частями второй и пятой статьи 213 Уголовно-процессуального кодекса. Более того, следуя логике Правительства Российской Федерации, действие предлагаемого законопроекта было распространено и на руководителя следственного органа, предоставив ему также право отмены постановления о возбуждении уголовного дела. С учетом изложенного настоящим законопроектом предлагается предоставить прокурору или руководителю следственного органа право отмены постановление о возбуждении уголовного дела в течение всего срока предварительного расследования, в случае если они посчитают указанное постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным. На основании сказанного, прошу Вас, уважаемые коллеги, поддержать концепцию законопроекта и принять его в первом чтении.
|