Татьяна Москалькова об ответственности за нарушение таможенного законодательства на территории государств – участников таможенного союза 25 марта 2011 Госдума приняла Федеральный закон №498929-5 "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств членов таможенного союза". С содокладом от Комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками выступила зампред комитета Татьяна Москалькова: Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый договор имеет принципиально важное значение для формирования системы таможенного союза. Он создает механизм раскрытия и расследования преступлений и установление административной ответственности за нарушения, совершенные на территории нескольких государств-участников таможенного союза или субъектами нескольких государств-участников таможенного союза. В частности, к таким преступлениям в Российской Федерации отнесены: контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Российский КоАП к административным правонарушениям в таможенной сфере относит недекларирование товаров или транспортных средств и другие административные правонарушения, всего 23 статьи Административного кодекса. Для наглядности приведу правоприменительную практику, которая активно сегодня применяется в этой сфере. В 2010 году выявлено в Российской только Федерации свыше 5 тысяч преступлений в сфере таможенного законодательства. Общая стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила 11 миллиардов рублей. Сумма неуплаченных таможенных платежей 672 миллиарда. Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 84,8 миллиарда рублей. Гражданами Казахстана совершено свыше 2 тысяч 300 административных правонарушений, Белоруссии более 600. Рассматриваемый сегодня договор достаточно четко разграничивает сферы компетенции, отнесенные уполномоченных таможенных органов сторон, и определяет процедуру в сложных правовых ситуациях. В частности, в связи с невыдачей одной из сторон своего гражданина другой стороне в случае совершения им преступления или правонарушения. Мы знаем, что наша Конституция не позволяет выдавать российских граждан другому государству в случае совершения им преступления на территории другого государства, если оно находится на территории России. В этом случае договор предусматривает возможность направления всего уголовного дела для расследования преступлений на территории гражданства данного конкретного лица. Особенности данного договора и предусмотрены в отношении возврата культурных ценностей, представляющих государственный интерес для другой стороны, если они были изъяты по уголовному или административному делу в результате производства, вот этого сложного производства, при совершении правонарушений или преступлений на территории другого государства. Выполнение российской стороной положений данного договора не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Но, вместе с тем, потребует внесения изменения в соответствующие нормы Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях и в Уголовно-процессуальный кодекс. Я просила бы обратить внимание, что в статье 3 данного договора напрямую сказано, что каждая из сторон обязуется принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную и административную ответственность. Особенность этого договора, как и в целом законодательства таможенного союза, заключается в том, что мы создали особую специальную отдельную отрасль права. И сегодня ответственность уголовная и административная наступает не только за нарушение национального законодательства, но и за нарушение таможенного законодательства таможенного союза. То есть получается, что мы с вами сформировали особое законодательство, особую сферу общественных отношений, охраняемых законом, и сегодня уже создаем процедуру процессуальную для разрешения этих вопросов. Данный проект закона поддерживается нашими соисполнителями: Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Комитетом по экономической политике и предпринимательству, а также профильным Комитетом Совета Федерации по делам СНГ. Правовое управление Государственной Думы принципиальных замечаний не имеет. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать данный ратификационный закон.
|