ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Татьяна Москалькова об ответственности за нарушение таможенного законодательства на территории государств – участников таможенного союза

25 марта 2011

Госдума приняла Федеральный закон №498929-5 "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств – членов таможенного союза". С содокладом от Комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками выступила зампред комитета Татьяна Москалькова:

– Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги!

Рассматриваемый договор имеет принципиально важное значение для формирования системы таможенного союза. Он создает механизм раскрытия и расследования преступлений и установление административной ответственности за нарушения, совершенные на территории нескольких государств-участников таможенного союза или субъектами нескольких государств-участников таможенного союза.

В частности, к таким преступлениям в Российской Федерации отнесены: контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Российский КоАП к административным правонарушениям в таможенной сфере относит недекларирование товаров или транспортных средств и другие административные правонарушения, всего 23 статьи Административного кодекса. Для наглядности приведу правоприменительную практику, которая активно сегодня применяется в этой сфере.

В 2010 году выявлено в Российской только Федерации свыше 5 тысяч преступлений в сфере таможенного законодательства. Общая стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила 11 миллиардов рублей. Сумма неуплаченных таможенных платежей – 672 миллиарда. Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 84,8 миллиарда рублей. Гражданами Казахстана совершено свыше 2 тысяч 300 административных правонарушений, Белоруссии – более 600.

Рассматриваемый сегодня договор достаточно четко разграничивает сферы компетенции, отнесенные уполномоченных таможенных органов сторон, и определяет процедуру в сложных правовых ситуациях. В частности, в связи с невыдачей одной из сторон своего гражданина другой стороне в случае совершения им преступления или правонарушения. Мы знаем, что наша Конституция не позволяет выдавать российских граждан другому государству в случае совершения им преступления на территории другого государства, если оно находится на территории России. В этом случае договор предусматривает возможность направления всего уголовного дела для расследования преступлений на территории гражданства данного конкретного лица.

Особенности данного договора и предусмотрены в отношении возврата культурных ценностей, представляющих государственный интерес для другой стороны, если они были изъяты по уголовному или административному делу в результате производства, вот этого сложного производства, при совершении правонарушений или преступлений на территории другого государства.

Выполнение российской стороной положений данного договора не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Но, вместе с тем, потребует внесения изменения в соответствующие нормы Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях и в Уголовно-процессуальный кодекс. Я просила бы обратить внимание, что в статье 3 данного договора напрямую сказано, что каждая из сторон обязуется принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную и административную ответственность.

Особенность этого договора, как и в целом законодательства таможенного союза, заключается в том, что мы создали особую специальную отдельную отрасль права. И сегодня ответственность уголовная и административная наступает не только за нарушение национального законодательства, но и за нарушение таможенного законодательства таможенного союза. То есть получается, что мы с вами сформировали особое законодательство, особую сферу общественных отношений, охраняемых законом, и сегодня уже создаем процедуру процессуальную для разрешения этих вопросов.

Данный проект закона поддерживается нашими соисполнителями: Комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Комитетом по экономической политике и предпринимательству, а также профильным Комитетом Совета Федерации по делам СНГ. Правовое управление Государственной Думы принципиальных замечаний не имеет. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать данный ратификационный закон.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024