Михаил Емельянов о необходимости усиления защиты прав потребителей 28 января 2011 В Госдуме прошел правительственный час с участием руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Михаил Емельянов: Уважаемые коллеги, прежде всего, хочу сказать, что мы позитивно относимся к деятельности Роспотребнадзора по защите прав потребителей. Мы поддерживаем активность ведомства в данном направлении. И мы должны быть благодарны Геннадию Григорьевичу хотя бы за то, что в этом зале зазвучала тема зашиты прав потребителей. Но все-таки, при всем уважении к ведомству, надо понимать, что государственная политика в области защиты прав потребителей должна формироваться на высшем политическом уровне. Этим должны заниматься и высшее политическое руководство страны, в том числе, и правами. К сожалению, и в этом зале, и в выступлениях наших руководителей тема потребителей звучит очень редко. Мы с вами практически каждый день говорим о защите малого бизнеса, среднего бизнеса, большого бизнеса, отечественного производителя, не отечественного производителя, а вот о защите прав потребителей говорим очень и очень редко. А между тем совершенно очевидно, что экономика без потребителя бессмысленна, что потребитель составляет смысл, конечную цель любого бизнеса. Об этом говорили и Адам Смит, и Людвиг Рахарт, и совсем недавно Ангела Меркель. В нашей стране пока такого понимания нет. В целом государство создает достаточно негативный фон для реализации политики по защите прав потребителя. В этом зале моими коллегами по фракции уже была озвучена цифра реализации исполнения решений по защите прав потребителей 50%. Еще недавно эта цифра составляла 85%, то есть на лицо деградация в исполнении судебных решений по защите прав потребителей. А надо сказать, что добиться позитивного решения по защите прав потребителей весьма и весьма сложно, ведь потребитель заведомо сторона более слабая, чем противостоящий ему контрагент в лице производителя или продавца услуг. И в этой связи повышенное внимание должно быть уделено как раз исполнению тех решений, которые уже приняты. Безусловно, необходимо совершенствовать административный кодекс, и здесь мы готовы оказывать помощь, потому что совершенно ненормальная ситуация: мы повысили кратно штрафы за нарушение антимонопольного законодательства, но потребители опять же остались в стороне. И сейчас очевидно, что выгода от нарушений значительно превышает те штрафы, которые мы налагаем на нарушителей, и то, если мы зафиксируем это нарушение. А ведь мы, защищая бизнес, значительно сократили возможность его проверки. Опять же надо помнить, что, когда мы сокращаем возможность проверок, особенно внезапно, нужно помнить не только о противостоянии, скажем, бюрократия бизнес, но и о другой паре: продавец потребитель. Это тоже важный, безусловно, штраф, и КоАП должен быть изменен. И здесь мы готовы соответствующие предложения делать и поддерживать разумные решения, которые будут предлагаться. Нас, безусловно, беспокоит, что государство даже в тех сферах, где могло бы защищать потребителя, не проявляет достаточной активности. Постоянно растут тарифы на жилищно-коммунальные услуги, на общественный транспорт, электроэнергию и так далее, а это не только экономическая и социальная проблема, но это и защита потребителей. Почему потребитель оплачивает и ввод новых ТЭЦ, и новых сетей, и какие-то непроизводственные издержки, а при этом собственниками становятся частные компании, не то, что потребитель, а даже государство не становится собственником этих компаний. Железные дороги постоянно исключат дешевые поезда из своих маршрутов, вообще отменяют электрички. А в тариф заложено исполнение расписания в полном объеме. Тоже очевидное нарушение прав потребителей. Сбербанк, контролируемый государством, берет совершенно грабительские проценты за перечисление коммунальных услуг, и альтернативы ему практически нет. Это те проблемы, которые необходимо решать, и решать не только с помощью государства, но и с помощью общественности. Мы удовлетворены тем, как Роспотребнадзор взаимодействует с общественными организациями. Но совершенно очевидно, что общественные организации для того, чтобы они стали реально активными, должны получать помощь государства. У нас примерно 370 тыс. обращений в соответствующие органы по защите прав потребителей. В Германии миллионы, и эта служба работает весьма эффективно.
|