Геннадий Гудков о создании Следственного комитета России 16 ноября 2010 Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона №431376-5 "О Следственном комитете Российской Федерации" (о совершенствовании деятельности органов предварительного следствия). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Геннадий Гудков: Уважаемые коллеги, мы с вами рассматриваем важнейший законопроект. И я хотел бы обратить ваше внимание на отсутствие средств массовой информации. Плохой симптом. Стране, видимо, не интересно, кто, как, когда и сколько будет сидеть. А это очень важный вопрос, потому что в России от тюрьмы и от сумы не зарекайся. И наши журналисты, к сожалению, многие забывают другую пословицу грустную: был бы человек, а статья найдется. Вообще-то, наверное, аншлаг должен быть не только в депутатском зале, но и в СМИ. Теперь по процедуре и, вообще, по сути. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект в первом чтении, но это будет поддержка до второго чтения. Мы категорически, Гарри Владимирович, не согласны с установленными сроками. Мы считаем, что должна быть необходимость широкой и серьезной дискуссии, потому что мы определяем конфигурацию, архитектуру будущего единого Следственного комитета. Должны быть парламентские слушания, должна быть рабочая группа. И в этом ключе мы готовы работать. Если вам нужна наша поддержка, и наша работа, и наша позиция, я просил бы это учесть. От имени фракции говорю. То, что там 14-35 дней, это несерьезно для такого законопроекта, который важнее для россиян, может быть, даже чем для МВД, по крайней мере, не менее важен. Теперь по существу. Я начну с изменений, которые касаются работы других правоохранительных органов и спецслужб. Нам кажется, что чрезмерно расширенные полномочия содержатся в этом законе, и это является, я не буду говорить о положительных чертах, здесь достаточно сказали, мы скажем о недостатках, которые мы хотели бы устранить ко второму чтению. Первое. Расширенные полномочия. Давайте посмотрим, что предоставляется, права Следственного комитета. Следственный комитет действует в рамках УПК, это легальные действия, это не оперативная работа. Здесь по письменному запросу руководителя следственного органа оперативно-служебные документы должны быть предъявлены на стол, включающие в себя дела оперативного учета, разработки и наблюдения, и так далее (материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий еще можно согласиться), а также учетной регистрационной документации. Гарри Владимирович, в это понятие входит картотека учета агентуры. И, наверное, надо будет серьезно об этом говорить и думать. Дальше. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицах, оказывающих содействие органам на неофициальной основе. Тут написано, что предоставляется согласие, но если решается вопрос о представлении их к уголовной ответственности, то можно и без согласия. Это что такое? У нас только что провалилась сеть в Соединенных Штатах Америки, сотрудник высокопоставленной разведки, как говорят СМИ, сбежал, а мы сейчас будем предоставлять следователям, да что следователям, помощникам, советникам, старшим помощникам такое право. Это абсолютно избыточно, это абсолютно неправильно, это абсолютно не согласуется с целями и задачами Следственного комитета. Дальше, уважаемые коллеги. Обратите внимание, Следственному комитету предоставляется право изымать любое уголовное дело и любые материалы у органов предварительного расследования и федеральных органов исполнительной власти, любые материалы у ФСБ, МВД, ФСКН и так далее, и тому подобное. Это разве правильно? Наверное, здесь нужно очень серьезно думать, и не за 14 дней в поспешности, так сказать, оформляя поправки? И это очень серьезная должна быть редакция. Следующий момент. Здесь речь идет о том, что и отменяются, могут быть отменены постановления других органов предварительного расследования Следственным комитетом. Мы, значит, формируем некую элитарную структуру, которой предоставлено право править всех. Это, конечно, здорово, только я не уверен, что это отвечает сути и смыслу закона. Дальше смотрим, руководитель следственных органов. Гарри Владимирович, обратите внимание, к руководителям следственных органов, на которых обязаны реагировать все, граждане, организации и прочие, прочие, относится не только руководство, которое традиционно мы привыкли воспринимать как руководство, я читаю: советники, старшие помощники, помощники, старшие помощники по особым поручениям при председателе, помощники по особым поручениям при заместителе председателя, старшие помощники, помощники руководителей управлений и так далее. Слишком большой список начальников, на который распространяется и правовая защита и огромные полномочия, о которых я скажу в следующем. Посмотрите, пожалуйста, что тут написано. Тут написано, что Следственный комитет осуществляет полномочия, независимо от федеральных органов государственной власти и органов субъекта Федерации. А может тогда и правительство нам не надо? Давайте передадим все полномочия в следственный орган, у нас будет выше, чем все остальные органы власти. Что это вообще такое, комитет? Это орган государственной власти, исполнительный орган, орган исполнительной государственной власти или это особый орган как прокуратура или что это такое? Здесь тоже надо четко прописывать, чтобы мы понимали, что, с чем мы имеем дело. Дальше серьезный вопрос отмечали коллеги из КПРФ, абсолютно правильно. Отсутствие всяких механизмов контроля. Всяких. Про судебный контроль не упоминается вовсе. Про парламентский контроль, это ругательное слово. Про отчеты перед Государственной Думой нет ни строчки. У нас Следственный комитет что делает? Он информирует нас. Спасибо, что не уведомляет. И еще он отчитывается перед президентом, который их и назначает. Ну, просто замечательный такой междусобойчик, который проходит совершенно за пределами общественной дискуссии. Теперь дальше мы смотрим. Дальше, больше. Читаю специально для депутатов, кто не успел ознакомиться с текстом. Шедевр в некоторых местах. Хотя, конечно, можно поправить. Воздействие федеральных органов государственной власти и так далее, органов... и воспрепятствование в какой-либо форме запрещено. Воздействие в какой-либо форме и воспрепятствование в какой-либо форме. Прекрасно. То есть у нас есть самый главный орган даже уже не государственной власти, а орган государства это Следственный комитет. Читаем дальше. Что может у нас следователь? Следователь лицо процессуальное. Есть УПК. Куда он может ходить, что он может делать, там все четко прописано. За это боролись. Там 4 тысячи поправок, помню, в третью Думу там принимали, боролись за каждую поправку. Зачем нам УПК, когда мы, имея ксиву, простите за непарламентское выражение, можем беспрепятственно входить на территорию помещения, занимаемого всеми органами госвласти, опускаю и муниципальные, учреждения, организации; независимо от формы собственности, иметь доступ к документам и материалам, вот суперведомство. А мы-то милицию ограничиваем в правах, то проверяющей инстанции говорим, бизнес не трогать. Все, ничего не надо, достаточно иметь друга в Следственном комитете, и все вопросы конкурентной борьбы, да и не только, решаются одномоментно. Требовать от руководителей, я недаром зачитывал 7-ю статью, требовать от руководителей, то есть, все руководители будут обязаны помощнику замруководителя Следственного комитета предоставлять все документы статистические и иные сведения, они будут проводить сами любые проверки предприятий и организаций органов федеральной и муниципальной власти! Классно? Ничего не напоминает? Говорили тут про опричнину, про НКВД. Мы с вами можем построить, если не будем перерабатывать закон, мы с вами построим НКВД, и построим опричнину современную в XXI веке. Требования и запросы обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами незамедлительно и так далее. Хотите, чтобы вас вызвали без повестки. Пожалуйста, вот вам пункт три: вызывать должностных и иных лиц, то есть всех лиц, для объяснения и приостановления досудебного производства, а досудебное производство у нас может быть на основании любого заявления, в том числе, да, Виктор Иванович, в том числе, даже анонимки, если необходимо. Если мы эти вопросы оставляем, то у нас с вами получается гиперорган с абсолютно гигантскими и неограниченными полномочиями, вне рамок контроля, вне рамок, по большому счету, эффективного прокурорского надзора, и вот, что мы с вами получаем. При этом мы с вами сворачиваем дискуссию, если мы действительно пойдем до 29 ноября вносить поправки, мы с вами оставляем за бортом общество, экспертные сообщества. Общественную палату, торгово-промышленные предпринимательские союзы. Для чего? Мы что, хотим что-то такое, чтобы вот никто, быстренько-быстренько провести чего-то такое, с 1 января если мы не сделаем, то страна в опасности, что-то у нас изменится, враг стоит за стенами Москвы? Вроде бы нет. Реформа нужна, мы понимаем. Мы понимаем, что нет альтернативы единому Следственному комитету. Мы понимаем, что следствие сегодня в этом виде, в каком оно существует надо реформировать и дальнейшим образом сливать необходимые функции следствия, мы понимаем. Но мы не понимаем вот этой спешки. Мы не понимаем вычеркивания отсюда нормальных, цивилизованных, принятых во всем мире, столетиями принятых механизмов общественного, гражданского, парламентского и прочего контроля. Можно давать особые полномочия. Можно давать чрезвычайные полномочия. История нам такие примеры дает. Но при этом должны быть и чрезвычайные, особые меры контроля. Заканчивая свое выступления, я призываю к благоразумию авторов законопроекта. Если мы не переработаем, действительно, можем получить себе последствия. И, значит, грустная шутка: "Вы не сидели. Это не ваша заслуга, а чья-то недоработка" может оказаться очень реальной для всех, уважаемые коллеги. Мы с вами вечно депутатами не будем. Поэтому давайте сделаем так, чтобы это был закон об эффективном следствии, а не назначении преступников, которым определяют состав преступления и заодно еще и статью.
|