Валерий Зубов об экономической модернизации России 06 октября 2010 В Госдуме прошел правительственный час с участием министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Валерий Зубов: Уважаемый товарищ министр, уважаемые Председательствующий и коллеги! В рамках отводимого времени на обсуждение выступления министра экономики возможно только заявление по значимым позициям, затронутым министром и (или) указания на пропущенные существенные моменты в этой экономической политике. При этом нашей фракции не хотелось бы каждый раз начинать с "0". Мы рассматриваем Правительство как единое целое и, соответственно, сегодняшнюю встречу как продолжение обсуждения экономических проблем и путей их решения, изложенных несколько дней назад здесь, в Парламенте, первым вице-премьером и председателем ЦБ. Если правительство заявляет, что оно переходит к 3-ей стадии преодоления кризиса (социальная стабильность – сокращение темпов падения экономики с выходом на рост – модернизация, т.е. изменение структуры производства), то по этому направлению фракция "СР" поддержит его. По вопросу же конкретной формы "дорожной карты" (раньше это называлось планом) движения по пути модернизации дискуссия необходима. Во-первых, необходимо описать "местность", по которой будет проходить движение, т.е. окружающую конкурентную среду. На карте растущих экономик уже не только Китай, Индия, Бразилия, но Турция, Индонезия, Египет, Южная Африка, Вьетнам и даже Колумбия. Китай, активно пошедший за природными ресурсами в Африку, несет туда освоенную им современную организацию производства и вторично будит целый континент. Главный вывод здесь мы попали в "бутерброд": слабая конкурентоспособность по современным технологиям (включая их применение в добывающих отраслях) со стороны "севера" и все усиливающееся давление с "юга" по традиционной номенклатуре товаров (автомобили, авиатехника, не говоря уже о более простых видах продукции). В сельском хозяйстве мы фактически конкурентоспособны только по кормовому зерну, но даже здесь принимаем странные решения. Для невосполнимых природных ресурсов (углеводороды, металлы) – зеленая улица на экспорт, а крестьянину перекрывается возможность самостоятельно заработать деньги и становиться рентабельной отраслью. Сигнал о развитии ситуации на внешнем рынке нам дает статистика, приведенная в этом зале председателем ЦБ: если в первом квартале среднемесячный торговый баланс составлял 11 млрд.$, к августу его уровень снизился до 2,8. Что косвенно свидетельствует, что наши торговые партнеры быстрее выходят из кризиса. Необходимые меры для решения задачи экономической модернизации. 1. Представляется рискованной ставка в вопросе модернизации страны на ВПК и прямые и неявные гос. инвестиции. Современные драйверы инновационной экономики – информационные технологии, медицина и, не смотря на кризис, финансовый сектор ) детища гражданского, зачастую малого бизнеса. Крупные же гос. корпорации не могут воспользоваться реальным (без административных подпорок) банковским кредитованием, т.к. банки не могут разглядеть в крупных производственных системах потенциально конкурентоспособные бизнес-сегменты, отделив их от черных дыр вчерашних технологий и кадрового обеспечения.. 2. Какая социальная группа общества должна выступить инвестором, а какая реципиентом необходимых для диверсификации экономики инвестиций? Оставляю за скобками тезис, заявленный здесь от имени Правительства, что без иностранного капитала модернизацию провести, врядли, возможно (И.Шувалов). С этим мы согласны. Мы не согласны с недооценкой внутреннего инвестиционного потенциала. Отказ от плоской шкалы подоходного налога – один из таких источников. ( Кстати, именно в этом был самый положительный момент экономической политики Рузвельта – создание среднего американского класса через изменение налоговой шкалы, а не общественные работы). Согласно корректно трактуемой статистике, не переход к плоской шкале улучшил собираемость этого налога: "прилив – общий рост экономики в 1999-2008 гг. поднимает все лодки". А вот разрыв в доходах населения стал немыслимым для общества, замахнувшегося на серьезную модернизацию. При таком все возрастающем общественном расслоении, одним социальным группам модернизация ни к чему, а другим не по силам. 3. В целом о налогах. В чем логика, объясните, при положительном бюджете (а он положителен, учитывая резервы!) и положительном внешнеторговом сальдо проводить политику резкого повышения налогов на предприятия и "справа" (ЕСН, транспортный), и "слева" (тарифы на услуги ЕМ)? Увеличение налогов на стадии выхода из кризиса требует более основательного обоснования, которого вообще не было. 4. Летние пожары. Я не про "Лесной кодекс". Я о личном опыте наблюдения, как пассивно вели себя местные власти. Вся надежда на центр. Перецентрализовав финансовые ресурсы, мы сделали депрессивным местное самоуправление. Мы отказываемся от поддержки модернизационных процессов на местном массовом уровне. 5. Последнее (на сегодня) – рейдерство. Его главная причина – отсутствие единого законодательного поля. Законы, принимаемые здесь нами, формально одинаковы для всех. На практике же каждый уровень власти (и в территориальном, отраслевом и даже корпоративном разрезе) применяет их на свой лад. По-семейному. По понятиям. И в этом основная проблема невозможности серьезного экономической материализации новых идей, особенно технологичных, эмиграции талантливых людей и бизнесов. Без радикального изменения ситуации хотя бы по перечисленным (далеко не всем) направлениям жизненно необходимая модернизация экономики проблематична. Спасибо за внимание!
|