Елена Драпеко о законодательном регулировании передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения 22 сентября 2010 Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона № 391395-5 "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (в части регулирования порядка передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения). От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступила Елена Драпеко: Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я хочу сразу сказать, что наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект, но совершено по другим основаниям. Сегодня сложилась совершенно нетерпимая ситуация, когда поступают десятки тысяч подписей наших граждан в адрес Государственной Думы и других государственных учреждений, включая президента, которые возмущены сегодняшним беспорядком при передаче памятников религиозного назначения религиозным организациям. 10 тысяч подписей по Костроме в связи с Ипатьевским монастырем, 25 тысяч подписей из Рязани по поводу Рязанского Кремля и еще, и еще, и еще. Поэтому мы считаем, что принятие такого законопроекта запоздало в Российской Федерации. Нам, безусловно, нужно нормы подзаконных актов поднимать на уровень федерального закона. И хотелось бы чтобы этот закон жестко регулировал обязанности, как правильно сказала фракция ЛПДР, сервитут или, как это называется, обременение. Вот та дискуссия, которая сегодня возникла в связи с первоначальным, как бы для чего строилось это здание. Мы не согласны с этой позицией, потому что мы не определили с вами сроки, с момента которых наступает право той или иной организации требовать возврата себе ее собственности. Потому что церковь, как крупнейший собственник, до революции не только строила, но и продавала свою собственность. Так, например, здание на Невском, 40 в городе Санкт-Петербурге, где ныне находится Комитет по культуре, было построено армянской церковью и продано в 1905 году купцу Сытину для гражданских нужд. На этом основании гражданская собственность перешла и, таким образом, она не была национализирована в 1917 году, как церковная собственность, а была национализирована, как гражданская собственность. Возникает коллизия: имеет ли право сегодня армянская церковь на это здание? Второй вопрос что произойдет с тем имуществом, не только памятниками истории и культуры, потому что речь идет о любом имуществе, которое будет передано. Что произойдет с ним дальше после передачи его религиозным организациям? Может ли оно быть отчуждено из собственности этих религиозных организаций? Мы с вами уже отметили тот факт, что законопроект снимает обязанность религиозной организации использовать это здание или имущество по его функциональному назначению, с чем мы не согласны. Мы считаем, что раз мы в безвозмездное пользование или в собственность передаем собственнику какое-то имущество, мы вправе как государство обременить его этими самыми сервитутами, в частности, тем, что это имущество должно использоваться по религиозному назначению, а не превратиться в что-нибудь другое, ну, там не знаю, в баню, в коммерческое предприятие или не быть отчужденным на, допустим, возмездной основе. В собственность мы передали безвозмездно, а церковь его потом продала. Поэтому мы считаем, что эти вопросы не урегулированы по сегодняшнему Гражданскому кодексу и его нормам. Любой собственник вправе распоряжаться своей собственностью так, как он считает нужным без обременения. А поскольку мы передаем и памятники истории и культуры федерального значения, потому что уже на сегодняшний день они по нашему законодательству могут быть не только в государственной собственности, то для нас очень важна дальнейшая судьба такого рода зданий и учреждений. Нам представляется, что требует дальнейшего уточнения, терминология закона, которая касается "и др", вот здесь этих "и др" очень много. Вот "и др" первое это монашеская жизнедеятельность. Сегодня уже об этом говорили. Что такое монашеская жизнедеятельность и как она регулируется? Имущество, обеспечивающее эту жизнедеятельность, иные культовые комплексы. Это что? А что такое другие религиозные обряды и церемонии? Какие здания относятся к зданиям для временного проживания паломникам? Что относится к предметам для иных богослужебных целей?
|