Александр Четвериков о ситуации в российском агропромышленном комплексе 08 сентября 2010 На пленарном заседании Госдумы 8 сентября от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с пятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Александр Четвериков: Уважаемые депутаты! Жара этого лета, погубившая урожай и вызвавшая уничтожающие пожары, стала дымовой завесой, скрывающей давно накопившееся проблемы российского агропромышленного комплекса. По принятой в текущем году доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации отечественный сельскохозяйственный товаропроизводитель должен обеспечить не менее 95 % зерна и картофеля, 80 % сахара, растительного масла и рыбной продукции, 85 % мяса и мясопродуктов, 90 % молока и молокопродуктов от потребности страны. Как известно, пороговое значение импортозависимости не должно превышать 25 %. Фактически Россия импортирует около 28 % всей потребляемой свинины, более 30 % мяса птицы, до 40 % продукции переработки молока ‑ таких как масло, сыры, сухое молоко Далеко не исключено, что в этом году нам придется импортировать кормовое зерно. Цифры заставляют задуматься, и это все произошло не этим летом и не вдруг. По уровню фактической обеспеченности продуктами не менее 10 % россиян живут впроголодь, до 30 % испытывают острый белковый дефицит, не могут позволить себе полноценного питания. При том что по уровню доходов на человека россиянин более чем в пять раз беднее жителя США, питание обходится в нашей стране дороже чем в Америке. Это достаточная, но далеко не полная характеристика ситуации в продовольственной сфере. Из федерального бюджета ежегодно выделяются немалые средства на поддержку АПК, еще большие средства были инвестированы в виде кредитов через основные государственные банки. Даже при поверхностном анализе видно, что значительная часть этих средств выделялась предприятиям, по странному стечению обстоятельств, так или иначе, мягко говоря, "не чужим" властям отдельных регионов, а также банковским деятелям, выделявшим кредиты. Даже появился термин ‑ "зарабатывать с расходов". Возврат этих кредитов ‑ отдельная, но на мой взгляд, заслуживающая внимания история. Рентабельность в сельскохозяйственном производстве крайне мала, низкий уровень квалификации трудовых ресурсов с одновременным их недостатком, низкий технологический уровень, высокая стоимость энергоносителей, отношение властей, взявших одну привычку угроз и третирование властным ресурсом ‑ при полном отсутствии реальной помощи со стороны государства ‑ сделали уже сейчас сельское хозяйство невыгодным применением жизненных сил. В большинстве производимая продукция неконкурентоспособна на мировом рынке и имеет себестоимость выше иностранной. Дефицит продовольствия ‑ это реальность, и рост цен имеет свои причины. Россия владеет более 15 % всех земельных производственных ресурсов планеты, способна обеспечить до одного миллиарда человек продовольствием и очевидно, что она не должна быть в таком положении. Нам необходимо принимать меры, нельзя за обсуждением нанотехнологий и нановопросов не замечать крупные проблемы села. К первоочередным мерам можно отнести: 1. Ппланирование производства продукции сельского хозяйства, введение квотирования производства с обязательным условием прозрачности и общедоступности квот. 2. Аналогично прозрачной и общедоступной должна быть система государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. 3. Из всех форм поддержки наиболее эффективными себя показали прямые дотации на объем произведенной продукции и компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам ‑ их необходимо преимущественно использовать. 4. Правительство и Центральный банк должны рассмотреть выделение коммерческим банкам целевых ресурсов на кредитование сельхозтоваропроизводителей под минимальную процентную ставку. При этом контролирующие органы должны более пристально контролировать целевое использование этих ресурсов. 5. Необходимо внести изменения в закон о банкротстве в части увеличения срока периода наблюдения до 18-ти месяцев по предприятиям АПК ‑ сейчас в процедуре банкротства находится каждый пятый сельхозтоваропроизводитель. Запретить продавать объекты АПК разрозненно ‑ только имущественные комплексы в целом. 6. Много вопросов с землей: это ‑ создание единого земельного кадастра, упрощение процедуры выдела земли и оборот земельных долей, повышение налога на землю с направлением средств налога на дотирование сельскохозяйственного производства, создание системы государственного управления земельными ресурсами. 7. Также важнейшим является стимулирование развитие сельсукохозяйственной кооперации, в том числе кредитных сельскохозяйственных кооперативов. Как известно, именно сельхозкооперативы являются основой агропромышленного производства в развитых странах. 8. Детальный анализ ситуации в отрасли, четкое осмысленное планирование и квотирование производства должны стать основой политики таможенного регулирования поставок продовольствия и сельскохозяйственного сырья. 9. Должна быть создана система эффективного управления зерновыми рынками, цена не должна колебаться на основные виды сельскохозяйственной продукции более чем 10‑15 % в год. А мы снова видим изменение цены на зерно в два раза в сравнению с прошлым годом ‑ в таких условиях нельзя работать, нельзя иметь приток реальных инвестиций и инвесторов. Все вышеуказанное позволит сохранить и развить сельское хозяйство в стране, обеспечить стабильность и предсказуемость. И тогда не будет получаться так, что к нашим гражданам приходит только аппетит вместо еды.
|