Александр Романович: что говорит мировой опыт пенсионной системы 07 июля 2010 Международный опыт организации пенсионной системы анализирует Председатель Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области, руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской областной Думе Александр Романович: Никто не будет спорить о том, что переход России к демократическим порядкам и рыночной экономике неизбежно должен был повлечь за собой процесс реформирования во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Но такие процессы имеют свое логическое завершение и, наконец, должны уступать место нормальному последовательному функционированию в уже реформированной сфере. К сожалению, у нас часто бывает так, что неумение реформировать приводит к нескончаемой череде нововведений и изменений, которые, не успев устояться, показать себя и принести какие-то результаты, заменяются очередными спешными новациями. Такая участь постигла и нашу многострадальную пенсионную систему. Чего только в ней ни наворочали за последнюю дюжину лет! И конца края тому не видно. Теперь решили взяться за пенсионный возраст. А между тем мировой опыт функционирования систем пенсионного обеспечения говорит о куда более важных и подчас определяющих факторах, которые необходимо и нам постоянно держать в поле зрения. И первый из них это стабильность и постоянство "правил игры" в пенсионной сфере, причем, правил ясных, прозрачных и привычных для населения в течение долгих лет. Так, пенсионная система Германии до сих пор одна из самых консервативных. Основателем первой в мире государственной системы пенсий по возрасту для трудящихся, базирующейся на солидарной схеме, являлся еще канцлер Германии Отто фон Бисмарк (1889 год). Эту модель в начале XX века стали копировать разные страны в Европе, и она получила название "континентальной" (ее иногда называют "бисмаркской"). Пенсия имеет распределительный характер и зависит от уровня зарплаты и трудового стажа. Работник и работодатель отчисляют в государственный пенсионный фонд одинаковый процент, который в сумме составляет 19,4% от фонда оплаты труда. Чуть "помоложе" система пенсионного обеспечения Нидерландов. Официальной датой ее рождения можно считать 1919 год, когда в стране впервые были сформированы базовые принципы государственной пенсионной системы. Именно на их основе вот уже несколько последних десятилетий исправно функционирует без особых изменений трехуровневая пенсионная система государственное пенсионное обеспечение, являющееся базовым (пенсии AOW и ANW), профессиональное пенсионное обеспечение, которое носит обязательный характер, и индивидуальное пенсионное обеспечение. Мощная государственная пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с законом о социальном страховании с 1935 года. Еще одним фактором является мощное и ответственное присутствие государства в пенсионной сфере, характерное практически для всех развитых стран Запада. В той же Германии жесткий контроль за государственными пенсиями осуществляет федеральное ведомство, которое имеет два отдельных подразделения по контролю за выплатой пенсий "белых воротничков" и "синих воротничков". В США за пенсионное обеспечение отвечает государственный орган – Администрация социального обеспечения (Social Security Administration, SSA). И что интересно, в статусе этого известного и уважаемого в стране госведомства так и сказано: ввиду высокой социальной значимости государственных пенсионных фондов последние находятся под особым контролем со стороны власти. У наших финских соседей управление национальной пенсионной системой строго централизовано. Занимается им министерство финансов и местные органы государственного пенсионного обеспечения. Да еще работу пенсионной системы координирует Финский пенсионный центр (Finish Centre for Pensions), по своим функциям он является центральным органом пенсионной системы. Развитые страны и их пенсионные системы предлагают для нас массу полезного опыта, который мы, увы, своевременно не учитываем и не закладываем в свои пенсионные правила. У французов представляется особо важным для нас закрепленный законом принцип индексации пенсии не по уровню роста средней заработной платы, а по темпам роста цен. В Нидерландах размер базовой государственной пенсии не зависит ни от продолжительности трудового стажа, ни от суммы уплаченных в государственный пенсионный фонд в течение всего периода трудовой деятельности взносов. В итоге на государственную пенсию в Нидерландах может рассчитывать любой гражданин страны, достигший пенсионного возраста. Такой единообразный подход позволяет охватить пенсионным обеспечением всех пенсионеров страны. Дифференциация размеров государственных пенсий осуществляется лишь по одному признаку: одинокие пенсионеры получают более высокие пенсии по сравнению с супружескими парами. Например, если выплаты одинокому пенсионеру составляют около 70% от заработной платы, которую он получал в течение трудовой деятельности, то каждый из супругов может рассчитывать только лишь на 50%. Обратите внимание, насколько высок процент величины пенсии от зарплаты! Нам до такого "лишь" еще очень далеко. Вот над чем надо работать, а не зацикливаться на пенсионном возрасте, когда по объективным причинам до него дело-то еще и не дошло. Вопреки распространенному у нас мнению о большом возрасте выхода на пенсию на Западе, это не всегда так. Во Франции в настоящее время он составляет 60 лет, в Швеции – 61 год. Да, в ряде стран, например, Германии и Голландии, это 65 лет. Но дело здесь не в цифрах, а в подходе к этой проблеме. Возраст выхода на пенсию не должен браться "с потолка", в угоду сиюминутной экономической конъюнктуре, а выводиться на основе конкретных демографических, геронтологических и целого комплекса социальных факторов в конкретной стране.
|