Иван Грачев об основных задачах российской энергетики 09 июня 2010 В Госдуме прошел правительственный час. С информацией выступил министр энергетики РФ Сергей Шматко. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступил Иван Грачев: Уважаемые коллеги! Ключевое заявление министра, оно очень простое – нарастает старение энергетики. И дальше идут оценки денежных потоков существующих и неободимых. Вот я чуть-чуть на них остановлюсь, потому что, на мой взгляд, это самое главное во всей этой истории. В старой генсхеме (новую я пока не знаю, она не утверждена) говорилось о том, что из тепловых станций выбывает 57 процентов до 2020 года, то есть порядка 80 гигаватт. Соответственно, по восемь надо в год вводить просто для того, чтобы порядок был более или менее. Плюс рост, плюс другие нетепловые станции. Эта цифра будет дополнительная порядка триллиона рублей. Чтобы в системе все было в порядке, надо порядка триллиона рублей вкладывать в нее. А дальше простые оценки, с кого взять? Аксиома "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" в том, что у населения их взять невозможно. Не только из социальных соображений, хотя это тоже важно, потому что 100 миллиардов это примерно 10-процентный рост тарифов, и как триллион набрать годовых? Но и в принципе невозможно, потому что у населения таких свободных денег нет. Я акцентирую внимание на этом, потому что, к сожалению, вот уже о РАП сегодня говорилось, о схеме РАП, о концепции, это достаточная отдача на инвестиции. Модная в мире концепция. Но в России ее форсированное применение невозможно, потому что она базируется на том, что у домохозяйств есть деньги. А денег этих нет. Частные инвесторы. Я уже говорил, что этих денег не было 10-15 лет и не будет еще 10 лет. По очень простой причине. Капитализация киловатта была на старте в районе 300-600 долларов, и сейчас столько же. Это в 5-10 раз (в 5 примерно раз) меньше, чем нужно вкладывать на строительство нового киловатта. Так рыночный механизм работать не может. И не будет еще 10 лет работать. Потому что никаких оснований в изменении структуры бюджета, доходов населения, которые бы позволили сказать, что дальше капитализация будет лучше, нет на ближайшее время. Достаточно заглянуть в планы Минфина, чтобы это понять. Соответственно останется только государство, то есть основной инвестор, государство. Либо мы деградируем дальше. Но это, вообще говоря, сразу требует прояснения отношений собственности. И тоже не из соображений справедливости, а просто потому что, если в рыночной системе один платит, а другой музыку заказывает, то всегда будут риски изменения правил, и капитализация этих компаний ни за что не будет нормальной. То есть пока мы в этом вопросе в отношении собственности, вложилось государство, будь добр, увеличь долю. Не наведем порядок, значит, не будет нормальной капитализации. То, что касается технических вопросов, Дума, может, менее к этому готова, к оценкам и анализу. Но тем не менее, если мы говорим о том, что государство будет основным инвестором, то, наверное, ему надо сесть и подумать, как это сделать наиболее эффективно на сегодня. И тоже понять, что мы на самом деле далеко не передовая страна в этой части, что до некоторых схем, которые мир сейчас применяет, которые модны в мире, нам еще довольно долго расти. У нас на самом деле огромное количество тепла вырабатывается на котельных, и огромное количество тепла в связи с этим просто так пропадает. А мир прошел стадию когенерации. И примерно треть наших проблем, от четверти до трети, могли бы на этих схемах быть решены. Но это означает, что проблема вот таких локальных систем, когенерационных систем это не проблема муниципалитетов, а это на самом деле большая федеральная задача, которая должна быть хорошо отражена в стратегии. Вот я думаю, две важнейшие вещи.
|