Валерий Черешнев о значении науки для Победы в Великой отечественной войне 14 мая 2010 На пленарном заседании Госдумы 14 мая от фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ с пятиминутным заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил Валерий Черешнев: Глубокоуважаемый Борис Вячеславович, глубокоуважаемые коллеги! В последнее время мы много говорим о модернизации страны, об инновационных проектах. И вот я полностью разделяю мнение Виктора Владиславовича Зубарева, члена нашего Комитета на науке и наукоемким технологиям, что без науки инноваций не бывает. Первый урок. Если государство действительно хочет быть сильным, самодостаточным, самостоятельным и независимым с высоким качеством жизни своих граждан, без науки и образования не обойтись. В 30-е годы, когда Советский Союз начал индустриализацию, финансирование науки с 30 го по 40-й год увеличилось в 25 раз. Параллельно приведу пример: с 1990-го по 2000 год финансирование науки тоже изменилось в 25 раз. Вы понимаете, в какую сторону. Тогда было создано 50 новых институтов и 73 лаборатории, и к 41-му году страна подошла с мощной, развитой наукой. Урок второй. Объединение усилий государства и науки приводит к синергетическому, мощному суммирующему эффекту. Уже на второй день войны внеочередное заседание президиума Академии наук СССР постановило немедленно эвакуировать все учреждения Академии в наук в пять заранее подготовленных районов: Поволжье, Урал, Сибирь, Средняя Азия и Казахстан, где за 20 предшествующих лет Советский Союз создал мощную производственную и экономическую базу. А в сочетании, в комбинации с наукой, это превратилось в гигантский центр научно-производственно-образовательно-военный. И он стал ковать победу. Третий урок Великой Победы. Если перед обществом ставятся ясные, четкие задачи, если ставится понятная программа, то это резко мобилизует, ускоряет каждого гражданина на творческую деятельность. Выдающийся ученый академик Владимир Иванович Вернадский писал в 1942 году: "Мысль человеческая есть явление планетарное и бесценное", и мысль в те годы работала очень напряженно. Ведь по сути, с точки зрения сегодняшнего дня, Великая Отечественная война стала мощнейшим инновационным прорывом нашей науки. В 1941 году начали с трехлинейными винтовками и на фанерных самолетах, а через два года, через два года в 1943 году воевали с автоматами, на современных самолетах, "Катюши", и танк То4, особенно образца 1944 года, общепризнан, был признан лучшим танком Второй мировой войны. И удивительно, что, если в начале войны ее называли, Великую Отечественную войну, называли войной моторов, то в конце называли войной интеллектов, и общепризнанно, безоговорочно, что эту интеллектуальную войну выиграли наши ученые. И четвертый урок. В самые тяжелейшие годы войны наука стремительно развивалась. Были созданы шесть новых институтов, пять республиканских академий наук, в 1943 году создана Академия педагогических наук, в 1944-ом Академия медицинских наук. И, кстати, в 1944 году исполнилось 220 лет Академии наук. Торжественно отметили юбилей, приехало 123 ученых из 19 стран, и на заключительном заседании в Большом театре лауреат Нобелевской премии американский физик Марк Борн произнес: "Величественна, грандиозна и непобедима та страна, которая имеет такую науку". Сегодня мы об этом, увы, сказать не можем. И, дорогие депутаты, от нас с вами зависит и будущее, и настоящее российской науки. Как действовать, куда идти подсказывает опыт Великой Победы!
|