ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Муниципальное безденежье
Местному самоуправлению катастрофически не хватает финансирования

20 апреля 2010

Вот уже больше года Россия живет в условиях нового формата деятельности органов местного самоуправления, определяемого федеральным законом N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Закончился большой этап продолжавшейся несколько лет реформы, по итогам которого в ведение органов местно самоуправления были переданы услуги здравоохранения, ЖКХ, образование, местный транспорт и жилье. Работа всех этих отраслей стоит очень больших денег, тем более, если стоит задача обеспечить граждан России качественными услугами.

Сама по себе реформа не вызывает никаких возражений, ведь она исходит из идеи о том, что местная власть знает о потребностях людей, проживающих на ее территории, гораздо лучше, чем область, регион или, тем более, столица. И мировая практика подтверждает эту идею – ведь в большинстве развитых стран мира присутствует предложенная в законе децентрализация. Не случайно президент Дмитрий Медведев в своем выступлении на II Общероссийском гражданском форуме заявил: "Местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху".

Но этому серьезно препятствует одна чрезвычайно важная проблема. Полномочия местному самоуправлению были переданы, а вот финансовые возможности для реализации реформы либо недостаточны, либо отсутствуют вовсе. В докладе Института современного развития, посвященном проблемам реформы местного самоуправления, отмечается: "В целом по стране в 2005 г. (первый год функционирования новой системы организации местных финансов) доля доходов местных бюджетов относительно других уровней бюджетной системы опустилась до самого низкого за последние 10 лет уровня. В связи с сокращением перечня налоговых источников местных бюджетов практически все муниципальные образования стали дотационными – даже среди наиболее обеспеченных городских округов таковых более  92 %". По данным авторов доклада, в структуре финансовой помощи местным бюджетам все большее значение приобретают не дотации, направления расходования которых определяются самими муниципалитетами, а субсидии, то есть долевое участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах, которые субъект федерации считает необходимыми.

То есть мы наблюдаем парадоксальную ситуацию – местному самоуправлению отдали очень затратные задачи, но финансовую систему организовали таким образом, что получившее мнимую самостоятельность местное самоуправление стало едва ли не более зависимым от центра, чем раньше. Муниципалитет может использовать в своем бюджете средства не от любых доходов, а только от предусмотренных бюджетным кодексом РФ. Основной источник доходов муниципалитетов – это земельный налог и налог на имущество граждан. Есть проекты объединить земельный налог и налог на недвижимое имущество в единый налог на собственность, величину которого будет устанавливать само местное самоуправление, но пока это только проект.

Еще местное самоуправление получает доход от аренды и продажи муниципального имущества. Однако всем очевидно, что этот доход будет постоянно уменьшаться по мере продажи муниципального имущества, а затем стабилизируется и его размер существенно расти не будет. Эксперт по данной проблеме Светлана Нарутто отмечает: "Что же касается неналоговых доходов местного бюджета, то и здесь возможности муниципалитетов очень ограничены. К таким доходам закон относит доходы муниципалитета от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, от продажи имущества, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями (например, поликлиниками), штрафы, компенсации и пр. Объекты муниципального имущества жестко "привязаны" к вопросам местного значения, сформулированным в законе". То есть и здесь возможности местного бюджета крайне ограничены.

В то же время самые доходные налоги – на прибыль, НДФЛ, подоходный, транспортный – поступают в областной и федеральный бюджеты. И только потом, уже в урезанном виде, возвращаются в муниципалитет как субсидии и целевые трансферты. Они и составляют большую часть бюджета местного самоуправления – около 60 %, а в некоторых регионах и больше. Но и с субсидиями проблема – финансовая помощь зачастую перечисляется из федерального бюджета лишь в середине или вообще в конце финансового года, и данные средства не могут быть освоены муниципалитетами в текущем году, что порождает массу проблем.

Как можно говорить о доходах и самостоятельности местного самоуправления, когда сама финансовая система, существующая в РФ, делает все, чтобы этой самостоятельности помешать?

Как уже было сказано, местные налоги – земельный и налог на имущество физических лиц – особых доходов муниципальному бюджету не приносят. По оценкам экспертов, почти 80 % земли в России выведено из налогооблагаемой базы земельного налога, поскольку эта земля относится к федеральной собственности, что лишает муниципалитеты стабильного источника доходов от земельного налога, а выпадающие доходы ничем не компенсируются. В результате местное самоуправление не может изыскивать дополнительные источники финансирования, а пассивно ждет, когда дадут денег "сверху". Неужели этого хотело правительство, когда разрабатывалась реформа, направленная на привнесение в нашу жизнь европейских стандартов самоуправления? Ведь в развитых странах нет такой тотальной зависимости от региона или федерального центра.

Конечно, правительство принимает определенные меры по облегчению нагрузки на бюджеты местного самоуправления, но все они пока сводятся к изменению доли участия уровней центр-регионы-муниципалитеты или увеличению субсидий из центра. Так, например, в марте 2010 г. министерство регионального развития инициировало продление действия постановления правительства, позволяющего снизить максимальный уровень софинансирования расходных обязательств субъектов РФ за счет средств региональных бюджетов с 95 % до 60 %. Но кардинально сама система пока не меняется.

Еще одна проблема, связанная с бюджетом – отсутствие государственных стандартов по расходам в социальном секторе. Кто сейчас в России может уверенно сказать, опираясь на официальный документ, какая сумма должна выделяться на человека, скажем, на транспорт или медицину, чтобы обеспечить эффективную работу этих отраслей? Денег на такие статьи расходов выделяется столько, сколько дали "сверху". Поэтому получается так, что в богатых регионах расходы одни, в бедных совсем другие, а нормы, к которой надо подтягивать общий уровень по стране, не существует. Разве это нормально, когда школы и больницы в различных регионах страны отличаются так, как будто бы мы сравниваем среднеевропейскую страну и страну третьего мира.

Как отметил спикер Совета Федерации Сергей Миронов, "для реализации возложенных на них функций местным органам власти нужны бюджетные источники". Однако делается в этом направлении очень и очень мало. Для того, чтобы обеспечить эти новые источники, необходимы изменения в налоговой системе, которые позволят исключить бессмысленную циркуляцию средств снизу вверх, а потом обратно, лишь создающую излишнюю нагрузку на финансовую систему страны, а также систему государственного управления. Очевидно, что значительная часть налогов должна быть отнесена к ведению местного самоуправления. Тогда государственная реформа местного самоуправления получит наконец-то полноценное наполнение и твердую финансовую основу для ее реализации.


Источник: Новая Политика

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024