Николай Левичев выступил в Государственной Думе по поводу законопроекта о социально ориентированных некоммерческих организациях 13 января 2010 13 января Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", внесенный Президентом РФ. Позицию фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в ходе пленарного заседания представил ее руководитель Николай Левичев. Предлагаем вашему вниманию стенограмму его выступления. Поскольку Государственная Дума в декабре не рассмотрела мой законопроект о переносе праздничных дней, появилась возможность промониторить телевизионный эфир, так как это делали многие депутаты. Но вы знаете, на что я обратил внимание? Я обратил внимание, что в новогодних репортажах очень часто появлялись сюжеты о помощи бездомным. Но замечу, что эти сюжеты появлялись на каналах зарубежных. А на отечественных каналах я ни одного подобного сюжета не увидел. Это не значит, что у нас в стране бездомные никому не интересны. У нас масса организаций, которые пытаются помогать этим людям, опустившимся на социальное дно. Но, как видим, федеральному телевидению и, наверное, нам с вами эта тема не очень интересна. Почему-то пробивающиеся сквозь толстую ледяную корку ростки гражданского общества в России сегодня топчут все, кому не лень. Как ни странно, я сегодня в этом еще раз убедился, именно в активистах общественных организаций ну ладно местные чинуши зачастую видят если ли не главных врагов государства, то, как минимум, вражеских агентов. Почему-то даже Тамаре Васильевне Плетневой мерещится образ врага в наших общественных активистах. Между тем, на наш взгляд, именно гражданское общество и только оно способно сделать Россию подлинно демократической страной. Некоммерческие общественные объединения, так называемый третий сектор – это свидетельство движения общества по пути социального прогресса. И поэтому тема законопроекта обсуждаемого – эта тема нашей партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, которая выросла, в отличие от мнения Владимира Вольфовича Жириновского, не в кремлевской пробирке, а выросла из недр гражданского общества, из ряда федеральных общественных организаций. Хочу подчеркнуть высокий патриотический пафос обсуждаемого законопроекта. Только оказывая всемерную государственную поддержку общественным структурам внутри своей страны, мы сможем повысить, если хотите, и суверенность, и устойчивость политической и социальной системы. Если хотите, то именно гражданское общество сегодня способно стать самым патриотическим и самым эффективным элементом государственной безопасности. Отрадно, что это понимает руководство страны и делает, наконец, шаг к устранению барьеров недоверия между властью и обществом. Отмечу, что это уже не первый законопроект Президента Медведева, направленный на развитие гражданского общества. Летом был принят его законопроект об упрощении процедуры регистрации НКО, который наша фракция поддержала. Сегодня НКО – это, если хотите, социальный "хай-тек" в современном мире. Это седьмая экономика мира, если сравнивать ее эффективность с государственными экономиками. Уступает Великобритании и Франции, но опережает такие страны, как Канада, Испания, Россия, Бразилия. 40 млн. человек занято в этом секторе в мире. В послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев пообещал ввести институт социально ориентированных некоммерческих организаций и предоставить им ряд льгот. Теперь перед нами конкретный документ. Мы уверены, что без активизации потенциала третьего сектора никакая модернизация в России будет невозможна. Прежде всего, хочу отметить, что при разработке законопроекта был учтен, в частности, опыт многих зарубежных стран, в том числе европейских, в которых институт социально ориентированных организаций, чаще называемых общественно полезными, развивался на протяжении многих лет, если не веков. И сегодня налоговые и иные льготы общественным организациям предоставляют многие государства. Наши общественные организации справедливо были недовольны отсутствием реальных льгот. Так, налоговики взимают налог из тех денег, которые общественные организации выплачивают гражданам в качестве благотворительной помощи – гранты, стипендии, или затрачивают на оказание бесплатных услуг – консультации, подарки ветеранам к 9 мая. Предоставление органам государственной и местной власти возможности предоставлять налоговые льготы – это большой плюс. Отмечу, что НКО – это не просто волонтерство и благотворительность. Мы не случайно задавали вопрос по безработице сегодня. Да, это новый современный институт занятости с рабочими местами и новыми современными механизмами финансирования этого института. И я уверен, что обсуждаемый законопроект – это полноценный шаг в развитии демократического общества. И мы должны подойти к этому документу крайне ответственно, добившись того, чтобы его принятие стимулировало деятельность общественных организаций. Общественная отзывчивость наших сограждан весьма велика – последнюю рубашку снимут на благое дело. Но вопрос в доверии. Государству сегодня граждане не доверяют! Доверяют только личностям с высоким моральным авторитетом и прозрачностью, публичностью их деятельности. Пожалуйста, Чулпан Хаматова. Какие суммы уже собирают на помощь больным детям! Отмечу, на многие важные нюансы указывала Общественная палата. И я хочу подчеркнуть, что некоторые ценные замечания не получили пока ответа. Например, Общественная палата отметила, что при всей широте видов деятельности, доступных для социально ориентированных организаций, этот список не дает прямого ответа на вопрос о возможности осуществления ими предпринимательской деятельности. На наш взгляд, надо четко регламентировать. В Венгрии, скажем, в законе 1997 года указан ряд конкретных положений, которые должны быть включены в устав организации. Среди них положение о том, что организация может заниматься предпринимательской деятельностью, но исключительно в интересах своей общественно-полезной деятельности и без ущерба для нее. А прибыль распределяться может только на уставные цели. На наш взгляд, подобные формулировки можно включить и в обсуждаемый нами проект во втором чтении. Обращу внимание на несколько других моментов. Первое. Перечень социально ориентированной деятельности в законопроекте состоит лишь из 9 пунктов. В других странах – там, Польша, Венгрия – 22-24 вида деятельности. Но вопрос, наверное, не в количестве пунктов, а все-таки в том, что действительно, я согласен с выступавшими, нужно посмотреть, ведь могут устанавливаться, согласно этой версии, другие виды деятельности, в том числе и нормативными правовыми актами органов муниципальных образований. Мне кажется, этот вот такой небольшой пунктик может, действительно, привести к злоупотреблениям. Что такое сельское поселение? Ну, десять депутатов убедили в том, что вывоз мусора –благое дело, и можно на этой теме тоже, так сказать, какой-то гешефт получить. Я опасаюсь, что принимаемые нормативные правовые акты на муниципальном уровне не могут пройти широкого обсуждения в обществе. И на наш взгляд, может быть, стоит пока ограничить возможность внесения в этот список дополнений только на федеральном и региональном уровне. Второе. Нуждается в расширении и перечень льгот социально ориентированным организациям. Например, льготы по уплате налогов и сборов планируется предоставить только самим социально ориентированным организациям, а также юридическим лицам. А что физические лица? Как мы планируем активизировать гражданское участие? Какие финансовые стимулы мы предлагаем людям? Я напомню, что средний годовой благотворительный взнос американского гражданина – всего-навсего 9 долларов. В Венгрии, например, организации общественные могут быть местом прохождения альтернативной гражданской службы. Я привожу эти примеры, чтобы показать, что по установлению перечня льгот можно также еще поработать. И третье. Законопроект предусматривает, что порядок предоставления, в том числе муниципальным уровнем, может быть расширен, но, скажем, порядок и условия предоставления в аренду имущества, на наш взгляд, должен регулироваться, согласен, именно законодательным уровнем. Наша фракция концептуально поддержит предложенный Президентом законопроект. Мне кажется, этим документом Дмитрий Медведев посылает ясный сигнал всему обществу – некоммерческим организациям надо помогать, и это главное. Тем не менее, ко второму чтению мы планируем внести в проект федерального закона целый ряд поправок. Спасибо.
|