Альтернативный бюджет "Справедливой России" 06 ноября 2009 Проект федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, внесенный Правительством, не позволяет выполнить задачи, которые поставлены Президентом Российской Федерации по модернизации экономики и изменению отраслевой структуры в пользу высокотехнологичных наукоемких отраслей. Задача модернизации экономики и инновационного прорыва не только не подкреплена бюджетными и фискальными мерами, но даже не названа в числе приоритетной в основных задачах бюджетной политики Правительства РФ. В качестве главной задачи на 2010 год им предлагается: "Ограничение размеров бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы". Однако подобная задача может быть ограничением в бюджетном планировании, но никак не его целью. То же самое относится и к исполнению социальных обязательств. Исполнение социальных обязательств является неотъемлемым требованием принятых законов, а целью бюджетной политики должно быть повышение жизненного уровня населения, а в условиях кризиса – стабилизация и расширение платежеспособного спроса населения. Поэтому главной задачей бюджетной политики на 2010 год альтернативного федерального бюджета фракции "Справедливая Россия" является: "стимулирование экономического роста и осуществление модернизации экономики". При этом ставится задача расширения платежеспособного спроса населения и государственного инвестиционного спроса. Решение этих задач обеспечивается следующими инструментами бюджетной и налоговой политики. Во-первых, предлагается стимулирование экономического роста через снижение налогов на определенные сектора экономики и инвестиционную деятельность: восстановление инвестиционной льготы по налогу на прибыль, налоговые льготы инновационному бизнесу, снижение налогов для малого бизнеса. Ожидается, что эти же меры будут способствовать реструктуризации экономики в пользу обрабатывающей промышленности в целом и высокотехнологичных отраслей в частности. Во-вторых, предлагается изменить структуру федерального бюджета в направлении увеличения доли расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования, здравоохранение, образование в целях расширения государственного спроса на инновационные продукты и услуги. В-третьих, предлагается провести индексацию заработной платы работников федеральных, региональных и муниципальных бюджетных учреждений, а также сохранить финансирование за счет федерального бюджета ряда социальных программ в целях недопущения сжатия платежеспособного спроса населения и снижения его жизненного уровня. В-четвертых, предусматривается увеличение расходов федерального бюджета в области дорожного строительства, жилищного строительства, капитального ремонта жилищной инфраструктуры и метростроения как в антикризисных целях для создания внутренних источников экономического роста, так и в целях решения важнейшей социальной проблемы – жилищной. Финансовое обеспечение реализации вышеуказанных бюджетных приоритетов базируется на выборе в качестве прогноза для расчета бюджетных параметров наиболее вероятного (то есть того, который будет иметь место с наибольшей вероятностью). Проект федерального закона о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, внесенный Правительством, исходит из цены на нефть в размере 58 долларов за баррель нефти марки "Юралс". Однако при среднегодовой цене на нефть на уровне 58 долларов за баррель для Российской Федерации сохраняются условия 2009 года, что сопровождается сильнейшим кризисом и спадом валового внутреннего продукта (ВВП) на уровне 7,5–8,5 процента. Поэтому прогнозу цены на нефть в 58 долларов за баррель не соответствуют другие параметры бюджета: темп экономического роста, уровень инфляции и прогноз доходов. Однако рост экономики в 2010 году скорее всего будет, поскольку наметилась стабилизация цены на нефть в районе 70 долларов за баррель. Даже наиболее консервативные сценарные прогнозы развития мировой экономики исходят из цены на нефть в 73–74 доллара за баррель в 2010 году. Альтернативный федеральный бюджет на 2010 год, подготовленный фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", рассчитан исходя из прогноза цены на нефть марки "Юралс" 70 долларов за баррель. Рост цен на нефть и другие сырьевые товары формирует источник экономического роста за счет сырьевого экспорта. Вложение доходов от сырьевого экспорта в расширение внутреннего инвестиционного спроса и платежеспособного спроса населения, предложенные в альтернативном бюджете, создает дополнительный фактор экономического роста. За счет двух указанных факторов обеспечивается рост ВВП в 2010 году на 3 процента. Более высокий рост ВВП, а также более адекватная оценка цен на нефть и другие виды сырья с соответствующим пересчетом доходов от нефтегазового экспорта позволяют прогнозировать доходы федерального бюджета на уровне 8206,0 млрд рублей. Альтернативный федеральный бюджет на 2010 год, подготовленный фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", исходит из того же размера дефицита бюджета, что и проект федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, внесенный Правительством, а именно: 2936,9 млрд рублей. Однако поскольку объем ВВП в альтернативном федеральном бюджете на 2010 год фракции планируется в объеме 46 853,0 млрд рублей, что на 3666,0 млрд рублей больше, чем в варианте Правительства РФ, то по отношению к ВВП размер дефицита в альтернативном бюджете меньше (6,3 против 6,8 процента в правительственном проекте федерального бюджета). Дополнительные доходы, связанные с более высокой ценой на нефть и более высокими темпами экономического роста, в альтернативном федеральном бюджете на 2010 год предлагается направить на увеличение расходов бюджета и замещение снижения налогового бремени для субъектов малого предпринимательства и инновационного бизнеса. Бюджетная политика исходит из того, что эффективный государственный спрос через бюджетные расходы является мощнейшим рычагом для стимулирования выхода экономики из кризиса. Альтернативный федеральный бюджет на 2010 год предлагает иную структуру источников покрытия дефицита бюджета. Раскручивание пирамиды государственного долга приводит к тому, что расходы на обслуживание долга в 2010 году в проекте федерального бюджета, внесенном Правительством, планируются на 101 млрд рублей больше, чем в 2009 году, а в 2011 году еще на 146 млрд рублей больше, чем в 2010 году. В альтернативном федеральном бюджете на 2010 год фракция исходит из нецелесообразности расширения внутренних и внешних заимствований при наличии средств в Фонде национального благосостояния. Доходность от вложения средств Фонда национального благосостояния меньше, чем расходы на обслуживание государственного долга по намечаемым чистым заимствованиям. Поэтому в альтернативном федеральном бюджете на 2010 год в источниках покрытия дефицита государственные заимствования через государственные ценные бумаги предлагается заместить средствами Фонда национального благосостояния в сумме до 500 млрд рублей дополнительно. Таким образом, средства Фонда национального благосостояния, направляемые на покрытие дефицита федерального бюджета в 2010 году, увеличиваются с 385,8 млрд рублей согласно проекту федерального бюджета на 2010 год, внесенному Правительством, до 885,8 млрд рублей согласно альтернативному федеральному бюджету на 2010 год. Это позволяет сократить расходы на обслуживание государственного долга в 2010 году на 41 млрд рублей. Альтернативный федеральный бюджет на 2010 год по расходам увеличен на 1256,0 млрд рублей по сравнению с проектом федерального бюджета на 2010 год, внесенным Правительством РФ. Общая сумма расходов в альтернативном федеральном бюджете на 2010 год составляет 11 142,9 млрд рублей. Основные направления увеличения расходов бюджета в альтернативном федеральном бюджете на 2010 год :
Для обеспечения структурного сдвига в пользу инновационных отраслей увеличено финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований на 143,8 млрд рублей (или на 162 процента) по сравнению с ассигнованиями, предусмотренными проектом федерального бюджета, внесенным Правительством (232,6 млрд рублей у фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" против 88,8 млрд рублей у Правительства). Финансирование инновационных программ увеличено на 138 млрд рублей. Кроме того, предусмотрены налоговые льготы научным и инновационным предприятиям с компенсацией выпадающих доходов субъектам Федерации. В проекте альтернативного федерального бюджета не предусматривается направление бюджетных средств на докапитализацию банков в размере 250 млрд рублей, как это предусмотрено проектом федерального бюджета, внесенным Правительством. Эти средства перераспределены в разделе "национальная экономика" на следующие цели:
В проекте альтернативного федерального бюджета предусматривается восстановление финансирования из федерального бюджета надбавок за классное руководство учителям системы среднего образования, а также восстановление Фонда софинансирования на повышение заработной платы региональных бюджетников. Кроме того, фракция считает целесообразным направить часть доходов от нефтегазового экспорта на возмещение выпадающих доходов бюджетной системы РФ при предоставлении налоговых льгот субъектам малого предпринимательства и восстановлении так называемой инвестиционной льготы в ее традиционном исполнении (до 50 процентов от прибыли освобождается от обложения налогом на прибыль). Источник: Парламентская газета
|