ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Создавать инновационный климат

Валерий Черешнев, 06 ноября 2009

Модернизация экономики и перевод ее на инновационные рельсы – таковы задачи, поставленные перед страной Президентом Дмитрием Медведевым. Их решение невозможно без создания в стране инновационного климата.

Сейчас перед государством стоят задачи перевода экономики на инновационные рельсы. Однозначно, без науки их не решить. Вместе с тем в 2009 году в федеральном бюджете впервые за последние 10 лет было запланировано снижение бюджетных ассигнований на гражданскую науку – на 23,5 млрд рублей по отношению к плановой цифре 189,7 млрд рублей. При разработке проекта бюджета на 2010 год Правительством РФ также запланировано сокращение затрат на гражданскую науку: затраты на фундаментальную науку сократятся на 3,9 процента, на прикладные исследования – на 6,9 процента. В целом финансирование науки сегодня недостаточно, особенно на приобретение оборудования, на строительство новых лабораторных корпусов и так далее. Показательно, что правительствами США и стран Западной Европы в период кризиса принято решение не уменьшать финансирование науки, а напротив – увеличивать.

Наши ученые все еще уезжают из страны. Молодые исследователи перебираются в основном в США, где для ученых и для науки в целом созданы более благоприятные условия. Поэтому формирование соответствующей законодательной базы – одна из главных задач в построении инновационной экономики России. В частности, многое должно поменяться с принятием пакета законопроектов, регулирующих инновационную деятельность. В пакет входят 16 законопроектов, в частности, об инновационной деятельности, установлении налоговых льгот для научных учреждений, о государственных научных центрах, наукоградах и другом. В законопроекте об инновационной деятельности будет дано определение инновационной деятельности и инновационного процесса. Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям работает над тем, чтобы состыковать вновь принимаемые правовые акты с уже действующим законодательством. Еще предстоят консультации с Минфином, поскольку пакет законов затратный, только на первом этапе его реализации он обойдется государству в 35 млрд рублей в год. Но без принятия этих законов мы инновационные механизмы не запустим.

Мы говорим о привлечении молодежи в науку, а во многих академических и отраслевых институтах практически нет ставок для молодых специалистов. Важнейшая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009–2013 годы" подвергается сокращению, как и программа жилья для молодых ученых. Сегодня молодежь хочет работать в науке, им есть с чем прийти сюда. Однако все упирается в проблему с рабочими местами. Отчасти ее может разрешить недавно принятый Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", над которым также много работал наш комитет. Благодаря закону закрепляется право бюджетных НИИ и вузов, НИИ и вузов государственных академий наук создавать малые и средние предприятия для внедрения собственных разработок. В таких небольших по численности организациях, при условии, что им будут даны налоговые льготы, могут возникать по-настоящему новаторские коллективы, во главе которых встанут яркие научные лидеры.

Россия традиционно сильна в теоретической науке и слабее в ее прикладном секторе. Инновационные пояса, создание которых призван обеспечивать закон об инновационной деятельности, как раз и должны приблизить нашу науку к производству.

За последние десятилетия у нас прекратила свое существование значительная часть отраслевых институтов, а самой отраслевой науке нанесен тяжелейший удар! Раньше, в советский период, алгоритм внедрения был такой: разработка рождалась в НИИ, конструкторские и технические бюро делали чертежи и экспериментальные образцы, дальше изделие шло на производство. Но исчезли отраслевые министерства и институты, которые им подчинялись, остались без финансирования. Таких научных учреждений было 6 тысяч, средняя численность коллективов от 500 до 1000 человек. Сегодня осталось около тысячи НИИ, в каждом из которых работают не более сотни сотрудников. Так мощнейшая отраслевая наука превратилась в агентство по сдаче производственных площадей в аренду. Поэтому внедрять научные разработки некому.

Сегодня остро стоит задача по созданию инновационных центров – малые предприятия, которые могли бы доводить разработки до производства. Успешные примеры создания таких центров в стране есть. Это научно-производственный центр в Дубне, работающий с нанотехнологиями, предприятие по разработке и производству микроскопов в Зелено­граде, продукция которого занимает 15 процентов мирового рынка микроскопов, и др. Крупный инновационный центр строится в Томске. Он заработает уже в следующем году. Однако таких примеров должно быть намного больше.

Прошло 27 лет с момента открытия вируса ВИЧ, а действенного лекарства для борьбы с ним так и не открыто. Сегодня в мире около 40 миллионов ВИЧ-инфицированных, в нашей стране более 504 тысяч. Ежегодно государство тратит порядка 6–8 миллиардов рублей на покупку лекарств для этих людей. Чтобы разработать необходимую вакцину, нужны фундаментальные исследования. Это яркий пример того, что одной прикладной науки, несмотря на ее востребованность, в современном мире недостаточно. Только опираясь на фундаментальные исследования, наука может дать ответ на современные вызовы времени.

Источник: Парламентская газета

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024