Николай Левичев: "Алкоголизм – это чудовищная социальная патология" 12 августа 2009 12 августа в Сочи Президент РФ Дмитрий Медведев провел совещание о мерах по снижению потребления алкоголя в России. На встречу были приглашены главы всех профильных министерств и ведомств. Накануне глава государства заявил о том, что бороться с алкоголизмом "нужно решительно, но аккуратно". Антиалкогольные инициативы руководства страны по просьбе журналистов прокомментировал руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Николай Левичев: – Алкоголизм – это чудовищная социальная патология, бич нашей страны. Сегодня ситуация близка к катастрофе. Средняя продолжительность жизни российских мужчин едва достигает пенсионного возраста. Нация спивается, и с 1987 года ситуация не улучшилась, а только ухудшилась, потому что к проблеме алкоголизма прибавилась наркомания. Поэтому тему, поднятую Дмитрием Медведевым, считаю очень актуальной. Более того, мне хотелось бы отметить, что Президент четко прислушивается к общественному мнению: как известно, последние социологические опросы показывают, что большая часть населения нашей страны укрепилась в мысли, что бороться с этим злом, с этой болезнью необходимо. Сегодня любой трезвомыслящий человек понимает, что мы зашли слишком далеко. По моему мнению, грамотные антиалкогольные инициативы могут переломить ситуацию и спасти миллионы человеческих жизней. Пьянство, алкоголизм – болезнь всего нашего общества. Как и всякая болезнь, она требует комплексных мер. Для улучшения ситуации в этой сфере партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ выдвинула целый ряд предложений. С одной стороны, необходимо применять экстренные меры медицинского характера, с другой – уделять большое внимание профилактике. Программное положение нашей партии – добиться полного запрета любой рекламы алкогольной и табачной продукции. Необходимо также снизить так называемую "шаговую доступность" алкогольной продукции. Сейчас спиртное можно купить на каждом углу. От дорогого алкоголя до слабоалкогольных коктейлей с красивыми этикетками, продающихся под видом энергетических или тонизирующих напитков и отравляющих прежде всего молодые организмы. Поэтому мы считаем, что необходимо ограничить число мест продажи алкогольной продукции – скажем, запретить продажу любого алкоголя в уличных киосках. Другое наше предложение – поднять возрастной ценз для приобретения алкогольной продукции до 21 года. Вопрос в том, как добиться реализации этой инициативы, ведь на низовом уровне это будет очень коррупциоемкая мера. На наш взгляд, предприятия торговли, уличенные в продаже спиртных напитков несовершеннолетним, следует немедленно лишать лицензии. Впрочем, одними ограничительными мерами ничего добиться невозможно – и антиалкогольная кампания 1985-1987 года это ярко продемонстрировала. Можно по-разному относиться к тем инициативам. Намерение, безусловно, заслуживает уважения и одобрения, однако тогда явно недооценили масштаб ситуации, пытались решить сложную проблему простыми методами. Алкоголизм – проблема многослойная, и ей надо заниматься комплексно, системно. Поэтому мы считаем необходимым широко пропагандировать здоровый образ жизни, формируя общественный и личный иммунитет к алкоголю. Включите телевизор, посмотрите, какой у нас юмор. Большая часть шуток – это пародирование нетрезвого человека. Неужели у нас нет таланта вызывать смех другим способом, кроме самого простого и примитивного – имитировать пьяного человека? Нужно понимать, что подобными шутками мы придаем злу алкоголизма добродушный оттенок. С другой стороны, посмотрите отечественные сериалы. Не так давно я видел на телеэкране следующий сюжет: положительный герой от неудачной любви опорожняет бутылку крепкого напитка, после чего садится за руль и едет искать любимую. И почему после этого мы удивляемся, что чуть ли не ежедневно происходят трагедии от пьянства за рулем? В этой связи мне хочется обратиться к деятелям культуры, которые являются законодателями мод и образцами для подражания для многих жителей нашей страны. Необходимо более ответственно относиться к тому, что вы говорите или делаете. Действовать, как я уже сказал выше, необходимо комплексно. Поэтому мы также поддержали бы создание координационных советов при органах исполнительной власти, которые постоянно отслеживали ситуацию, не допуская перегибов. Ведь к чему могут привести перегибы, мы знаем по опыту 1985-1987 годов, когда отсутствие водки на прилавках компенсировалось возможностью купить самогон у ночных таксистов. Понятно, что для борьбы с алкоголизацией населения нужны бюджетные средства. А для пополнения бюджетных средств важную роль должно сыграть другое наше предложение, записанное в программе партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ввести государственную монополию на производство и оборот этилового спирта, а также установить налог на вмененный доход по всему ликероводочному производству. Эта инициатива сейчас обсуждается на уровне Председателя Правительства РФ Владимира Путина. Помимо этого, наша партия добивается того, чтобы часть акцизов от продажи табака и алкогольной продукции шли на здравоохранение. Необходимо создать государственную сеть бесплатных учреждений для лечения наркомании и алкоголизма, а также поддерживать деятельность общественных служб социальной адаптации лиц, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость. Кстати говоря, можно долго критиковать кампанию 1985-1987 годов, однако напомню, что в те годы было зарегистрировано повышение рождаемости и рост продолжительности жизни. Поэтому антиалкогольная кампания кажется мне вдвойне актуальной именно в контексте демографической проблемы.
|