ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Николай Левичев и Оксана Дмитриева провели пресс-конференцию, посвященную пенсионной реформе

03 июня 2009

3 июня в Государственной Думе состоялась пресс-конференция руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Николая Левичева и первого заместителя руководителя фракции Оксаны Дмитриевой на тему "Пенсионная реформа – кто выиграет?" В ходе пресс-конференции были рассмотрены актуальные вопросы пенсионной реформы: реформа единого социального налога, изменение порядка расчета пенсий и др.

Открывая пресс-конференцию, Николай Левичев напомнил, что сегодня Государственная Дума рассматривает законопроекты "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования". "Таким образом, еще до обсуждения подразумевается, что первый закон будет принят, и в связи с его одобрением надо будет принять огромное количество поправок в 25 федеральных законов и приостановить действия 28 ФЗ", – рассказал депутат.

"Нас не могут не волновать эти новации, потому что в конечном итоге они отразятся на большинстве граждан нашей страны, прежде всего, при исчислении пенсий, которые они заработают за свою сознательную трудовую жизнь", – заявил Николай Левичев.

Руководитель фракции также напомнил, что сейчас идет активная подготовка к съезду партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", который состоится 25 июня. "Съезд будет посвящен принятию программы партии в окончательном варианте. На прошлом съезде мы приняли программу за основу, после чего целый год шел процесс ее обсуждения, – отметил Левичев. – В программе нашей социал-демократической партии раздел, касающийся солидарности поколений и пенсионного обеспечения, занимает одно из центральных мест. Мы констатируем, что сегодня пенсия в России фактически является не более чем скромным социальным пособием по старости. Она стала главным источником бедности в стране. Пенсионное законодательство несправедливо. При выходе на пенсию наши граждане получают менее четверти от своего прежнего заработка. Мы ставим задачу вытянуть Россию на уровень средних европейских стран и добиться того, чтобы средняя трудовая пенсия составляла 60-65% от прежнего заработка".

"Казалось бы, законопроекты, которые вносятся сегодня, направлены на повышение пенсий, – продолжил Николай Левичев. – В принципе, мы поддерживаем любое повышение пенсий, так как это улучшает социальное самочувствие огромной массы населения нашей страны. Но в законопроектах предлагается новый алгоритм начисления различных видов и типов пенсий, который мы не поддерживаем. Мы возражаем против введения этого алгоритма. Сегодня человек, специально не изучающий эту законодательную нишу, навскидку не может сказать, какая пенсия его ожидает. Мы (и не только мы) разрабатываем целые пособия о том, как оформить пенсию и проверить, правильно ли ее начисляют социальные службы. Нас очень удивило, что новый алгоритм, который для утверждения Государственной Думы предлагает Правительство РФ, носит вербально-описательный характер. Там отсутствуют математические формулы, которые позволили бы, подставляя необходимые значения, быстро понять, улучшается или ухудшается при введении нового порядка исчисления пенсии ваша личная ситуация. Эксперты нашей фракции потратили значительные усилия для того, чтобы перевести эти описательные процедуры в формулы и по этим формулам рассчитать целый ряд характерных примеров, наглядно демонстрирующих, что новая система не снижает социальную дифференциацию и не работает на солидарность поколений, социальную сплоченность, которая так необходима в условиях кризиса, а только вносит разброд и шатание. Мы ожидаем, что в случае принятия этой системы спустя какое-то время будет очень много обиженных, недовольных", – отметил Николай Левичев.

Первый заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Оксана Дмитриева рассказала, что рассматриваемые законопроекты заменяют единый социальный налог (ЕСН) социальными взносами в Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и фонд социального страхования. При этом ставка налога увеличивается до 34%. "Фракция будет голосовать против предложенных законопроектов по нескольким основаниям", – сообщила Оксана Дмитрива.

Первое – принятие законопроектов приведет к существенному увеличению налогового пресса. Ставка налога повышается с 26 до 34% (то есть сразу на 8 пунктов), а для малого бизнеса – практически в два с половиной раза с 14% (для тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения) до 34%. При этом сохраняется накопительный элемент пенсионной системы, в соответствии с которым около 15% доходов Пенсионного фонда идет на накопительную часть, постепенно обесцениваясь. "Интерес в этих деньгах – только у тех финансовых структур, которые их обсуживают. В результате получается парадоксальная ситуация – малому бизнесу, обрабатывающей промышленности, сельскому хозяйству предложено скинуться и платить больше в условиях кризиса, чтобы определенные структуры имели возможность крутить огромное количество денег (около 260 млрд. по планам 2009 года). Причем у нынешних пенсионеров эти деньги отнимаются, а будущим они все равно не достанутся, потому что на сегодняшний момент доходность у государственного управляющего – Внешэкономбанка – за 5 лет составила около 10% при накопленной инфляции свыше 70%, а у частных управляющих вообще была отрицательной", – подчеркнула депутат.

Второе основание – усложнение администрирования и увеличение числа контролирующих органов. "Вместо одной службы их будет четыре, и каждая будет приходить со своими проверками, что во многом нейтрализует тот эффект, который мог бы быть получен с принятием закона об ограничении контрольных проверок", – заявила Оксана Дмитриева.

Третье основание – предложенная схема не отменяет регрессивную шкалу налогообложения. Напротив, как отметила депутат, "она вводит еще более крутую регрессию, потому что взносами 34% будут облагаться заработки до 415 тыс. рублей в год, или 34 тыс. рублей в месяц". "С учетом того, что, по последним данным, на 0,8% населения приходятся доходы свыше 30% от совокупных доходов (это доходы от 100 до 500 тыс. долларов). Эти деньги не облагаются социальными взносами вообще, потому что заработок превышает 12 тыс. долларов в месяц. Это суперрегрессивная шкала, даже более регрессивная, чем мы имеем на данный момент. Новая система будет выгодна для людей с очень высокими заработками и организаций определенных секторов экономики, где высокая заработная плата", – заявила Дмитриева.

Помимо этого, по ее словам, предложенный механизм еще больше усилит дифференциацию по оплате труда внутри организаций. "Получен сигнал: чтобы повысить пенсию рабочего или инженера с 20 до 25 тыс. рублей, работодатель должен заплатить 34% с каждого рубля дополнительного заработка. А если топ-менеджеру вместо 100 тыс. платить 105 тыс. рублей в месяц, это будут "дешевые" деньги, которые ничего не будут стоить организации, – рассказала первый заместитель руководителя фракции. – Мы посчитали эффективную ставку в расчете на каждого человека. При заработке до 415 тыс. рублей в год эффективная ставка составит 34%. При зарплате 3 млн. рублей – всего лишь 4,7%. Социальные последствия с точки зрения структуры заработной платы будут негативные".

Четвертое основание – макроэкономические следствия, которые последуют за введением новой системы. "Ставка будет отличаться не только по работникам внутри конкретных организаций, но и по целым отраслям промышленности. Естественно, максимальная ставка будет по фонду оплаты труда предприятий со средней и низкой заработной платой. Для сравнения, эффективная налоговая нагрузка в сельском хозяйстве, в легкой текстильной промышленности – 33,9%, в финансовом секторе 24%, добывающей промышленности – 26%. Новой системой мы дискриминируем инновационный сектор, в сторону которого мы хотим осуществить сдвиг", – отметила депутат.

К каким последствиям приведет принятие законопроекта? "Дырка в Пенсионном фонде таким образом не закрывается, потому что шкала крутая и регрессивная. Во-вторых, сохраняется накопительный элемент. Сегодня он уводит из пенсионного фонда 15%, но с каждым годом эта цифра будет все больше. Для каждого индивидуального будущего пенсионера новая шкала не позволит заработать на приличную пенсию. Особенно это касается людей, у которых в жизни были периоды учебы", – уверена Оксана Дмитриева.

По ее словам, в целом предложенный вариант дискриминирует всех, кто впервые начнет получать пенсию до 2010 года. Самый большой провал будет у людей, которые выйдут на пенсию накануне 2010 года. Это женщины 1950-1954 года рождения и мужчины 1946-1949 года рождения. Более того, депутат подчеркнула, что новый порядок расчета дискриминирует всех женщин, поскольку у них при выходе на пенсию в установленные сроки стаж оказывается на 5 лет меньше, чем у мужчин. Дискриминируются люди, у которых были периоды подготовки к профессиональной деятельности – в вузе, техникуме, медицинском училище, техническом училище, аспирантуре, докторантуре и т.д. Дискриминируются женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком, жены военнослужащих, проживавших в местах, где не было возможности трудоустроиться.

"Мы подсчитали пенсию нескольких мужчин 1950 года рождения. Начальник горячего цеха, который по закону вышел на пенсию на 10 лет раньше и зарабатывал в свое время в 3,5-4 раза выше среднего, получит пенсию 6267 рублей. Уголовник, который в местах лишения свободы работал с 15 лет и получал МРОТ, на пенсии будет получать 5967 рублей в месяц. Законопослушный рабочий, который все время получал среднюю заработную плату, будет иметь пенсию 8277 рублей в месяц. Врач того же года рождения, который учился 6 лет, получит 6791 рубль, что существенно меньше, чем рабочий без профессиональной подготовки. Профессор – 6305 рублей", – рассказала Оксана Дмитриева.

"В целом, все механизмы совершенно неалгоритмизированы. С точки зрения математики они просто чудовищные. Это не просто ошибки, это абсолютный математический абсурд", – отметила депутат. Например, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии в одном месте документа определяется как константа, в другом – как переменная. "Словесных описаний очень много, и их можно понять по-разному – и как умножение, и как возведение в степень. Можно долго спорить по этому поводу, подавать иски в суды. Таких разночтений очень много, – подчеркнула она. – Из всех тысячи способов распределения дополнительных денег, выделенных на улучшения пенсионного обеспечения, был выбран тысяча первый, и совершенно бездарный!"

Николай Левичев рассказал о ёмком комментарии, который он прочитал в Интернете: "Чем такая изощренная форма дифференцирования, уж лучше бы была уравниловка!"

После этого прозвучало несколько вопросов журналистов. "Будет ли фракция подавать иск в Конституционный суд? Ведь нарушаются права женщин и других категорий населения", – интересовались журналисты. Оксана Дмитриева сообщила, что этот вопрос пока не обсуждался. "Пока могу сказать, что мы будем давать поправки ко второму чтению законопроекта, хотя исправить этот жуткий алгоритм с кучей ошибок очень сложно", – отметила она. Помимо этого, Конституционный суд "очень плохо воспринимает математические доказательства".

Следом журналисты интересовались, есть ли у "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" своя формула расчета. Оксана Дмитриева ответила: "Да, и мы давно ее предлагаем. Она предполагает учет всех периодов – обучения, беременности и т.д., а также увеличение коэффициента замещения с 1,2 до 2, а для тех, кто работал на тяжелых и вредных работах и северян – до 2,8".

"Рассчитывали ли вы, какая пенсия будет у депутатов?", – поинтересовались журналисты. "В предложенном варианте фактически предлагается для всех госслужащих получение двух пенсий одновременно: обычной и пенсии за выслугу лет на госслужбе", – рассказала Оксана Дмитриева.

"Здесь уместно напомнить, что если бы ЕСН меняли в соответствии с нашими предложениями, тогда бы депутаты Государственной Думы как достаточно высокооплачиваемые трудящиеся заработали бы более высокую пенсию в силу высоких заработков – безо всяких иных ухищрений и исключений из общего правила", – отметил Николай Левичев.

Также журналисты спросили, почему для ЕСН вообще была выбрана плоская шкала налогообложения. "Когда вводилось такое налогообложение, это аргументировалось необходимостью вывести из тени теневые выплаты и увеличить собираемость налогов. Но когда сегодня правительство боится переходить к предлагаемой нами схеме, это говорит только о том, что оно не уверено в возможностях налогового администрирования с помощью того государственного налогового аппарата, который за эти годы удалось создать. Поэтому и высказываются опасения, что если мы на бумаге введем другую шкалу налогообложения, то по факту налоговые службы не смогут собрать тот объем налогов, который собирается сегодня", – заключил Николай Левичев.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024