ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

ЕГЭ: не сдавшие единый госэкзамен двести тысяч школьников могут пополнить ряды безработных
Вместо выпускных балов – социальный взрыв

01 апреля 2009

Страсти, которые сегодня бушуют вокруг Единого государственного экзамена, могут сравниться с акциями протеста против решения о монетизации льгот. Тогда в феврале 2002 года на улицы вышли сотни тысяч ветеранов и пенсионеров с требованием отменить только что принятый Госдумой закон о копеечной денежной компенсации за отмененные натуральные льготы.

Против ЕГЭ выступали ректоры практически всех вузов, депутаты Госдумы, общественные организации, учителя, ученики школ этого года и прошлых лет, родители...Акции протеста против ЕГЭ этой зимой и весной, правда, не были столь многочисленными, но это только потому, что время еще не пришло. Оно придет в июне, когда на улице по сути дела с "волчьим" билетом окажутся выпускники школ, сдавшие ЕГЭ на двойку и не получившие аттестат о среднем образовании. А без него, как известно, дорога в высшие учебные заведения – и государственные, и коммерческие – просто закрыта.

Еще в феврале наблюдатели допускали, что правила получения аттестатов о среднем образовании для выпускников школ 2008-2009 учебного года, которым впервые предстоит сдавать Единый госэкзамен в обязательном порядке, могут быть скорректированы. Такую возможность не исключала депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева. Отвечая на вопрос корреспондента "Родной газеты", вероятность даже отмены ЕГЭ подтвердил и заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Виктор Шудегов.

По действующему сегодня Положению, выпускники средних школ, не справившиеся с ЕГЭ, лишаются права на аттестат об окончании средней школы и, соответственно, возможности поступать в вузы. Это грозит тяжелыми последствиями не только для всей системы высшего образования, уверены депутаты, но и для будущего развития страны.

10 марта депутаты даже начали сбор подписей в Государственной думе под обращением в Конституционный суд России по поводу законности ЕГЭ. По мнению авторов обращения, ЕГЭ нарушает конституционные права граждан на получение среднего и высшего образования, гарантированные Конституцией РФ и законом об образовании. Смысл обращения в КС РФ состоит в том, чтобы защитить права выпускников прошлых лет. Введение с 2009 года ЕГЭ как обязательного нарушает права тех, кто окончил школу раньше. 55-я статья Конституции РФ запрещает отменять или умалять права граждан. Получается, что в отношении этой категории граждан закон имеет обратную силу, что недопустимо. Кроме того, депутаты собираются доказать, что ЕГЭ в качестве условия конкурсного приема в негосударственные вузы также является неконституционным.

Депутаты не отрицают, что намерены оспорить лишь те положения закона, по которым есть "юридические зацепки", но это не значит, что борьба против ЕГЭ закончилась. Единый государственный экзамен деформирует систему образования, подавляя аналитические и творческие способности учеников средней школы, не способствует подготовке кадров, необходимых для инновационного пути развития России (именно такая задача поставлена руководством страны), не сокращает коррупционную составляющую, а придает ей иные, более изощренные формы. И это далеко не все проблемы, которые порождены непродуманным и плохо проработанным нововведением.

По итогам прошлого года 25 процентов выпускников школ не справились с тестами по литературе, 23 процента – по математике. Получается, что из 930 тысяч выпускников 2009 года со справками из средней школы могут выйти до 200 тысяч старшеклассников. "Скорее всего, они пополнят и без того многочисленную армию безработных. Кому это нужно в условиях кризиса?" – задается вопросом депутат Шудегов. – Прежняя система таких запретов не накладывала. Человек мог отслужить в армии и потом поступать в вуз, мог отработать два года – и для него тоже открывались перспективы, – сказал депутат. – Теперь таких возможностей нет, как нет и существовавшей в советское время довольно эффективной системы ПТУ, где можно было получить профессию, ремесло, с которыми можно было жить. Куда идти молодым людям, учитывая, что кризис осложняет ситуацию?"

Нарушены и права абитуриентов, которые намерены поступать не на бюджетные места в государственные учебные заведения, а в коммерческие вузы. При сдаче ЕГЭ для оценки результата будет использована бальная система, при которой установлен нижний предел. Выпускники школ, не набравшие необходимого минимума баллов, выйдут из средней школы без аттестата об образовании. А без него школьников не принимают и на платные отделения. Получается, что тот, кто не сдаст математику, лишается права учиться на музыканта, актера, журналиста... И это при том, что для сегодняшних 11-классников "правила игры" были окончательно утверждены только в январе 2009 года.

Министерство образования уверено, что ЕГЭ будет отсеивать худших, тех, кто не хочет учиться. Так ли это? Как "выкручиваются" в этой ситуации лучшие школы, рассказала Оксана Дмитриева. В них старшеклассников за два с половиной года до сдачи ЕГЭ разделили на группы в соответствии с их желанием поступать на тот или иной факультет, перекроили учебные планы и все это время "натаскивали" на сдачу ЕГЭ.

Но в России существуют не только элитные школы. Во многих обычных, и в Москве в том числе, учителя попросту устранились от подготовки к экзаменам. Никакой ответственности за это ни директора школ, ни сами учителя не несут. Министерство образования с них этого не требует, потому что отлично понимает: затянув сроки публикации важнейших документов до января 2009 года, не научив учителей работать в новых условиях, не имеет на это права.

Символично в этом контексте звучит просьба министра образования Фурсенко закончить разговоры о ЕГЭ. "В этом году надо прекращать споры. Все правила известны. Надо дать ребятам спокойно готовиться к этому экзамену. Он абсолютно не такой страшный, как о нем любят рассказывать, – сказал Фурсенко в интервью "Эху Москвы". – Мы можем обсудить, насколько хорошо были готовы контрольно-измерительные материалы, требуется ли коррекция в составе экзаменов и какие требуются изменения в учете результатов олимпиад после того, как выпускные экзамены в школе будут сданы", – отметил он.

По сути это означает, что министр готов ради эксперимента пожертвовать выпускниками 2009 года и на их судьбу ему наплевать.

Отсутствие аттестатов о среднем образовании у четверти выпускников и невозможность поступить в вуз чревато тяжелыми последствиями и для самих вузов. Уменьшение бюджетного финансирования неизбежно приведет к сокращению преподавательского состава и увольнениям. Негосударственные вузы, принимающие абитуриентов на платные отделения, также могут остаться без студентов.

Реформаторский зуд Министерства образования и науки особенно сильно может ударить по техническим университетам и той самой науке, продвигать которую оно призвано. Уже сегодня 75% выпускников выбирают гуманитарные и экономические специальности, где нет физики, химии, биологии, информатики. И, как замечает Оксана Дмитриева, желающих связываться с физикой, химией, биологией, информатикой все меньше. А это значит, что через 5-10 лет мы можем столкнуться с жесточайшим дефицитом химиков, физиков, биологов, врачей, то есть всех тех, кто должен продвигать технологии ХХI века. Оставшихся 25% учеников может не хватить на то, чтобы заполнить технические вузы.

В 1991-1998 годах на вызовы рыночной экономики страна ответила тем, что миллионы россиян с прекрасным техническим образованием, инженерной подготовкой легко переквалифицировались в менеджеров, бухгалтеров, юристов и заполнили вновь возникающие вакансии. Обратная переквалификация – из гуманитариев в технари – невозможна. "У заканчивающих вузы студентов в перспективе будут огромные сложности при поиске работы на рынке труда, а у страны – деквалификация рабочей силы. Это очень опасная тенденция", – заметила Оксана Дмитриева.

Между тем в условиях инновационного развития высшее образование должны иметь не менее 60% населения, уверен зампред Комитета Госдумы РФ по образованию Виктор Шудегов. Сейчас в России в вузы поступает 55,4% выпускников школ, в Греции эта цифра составляет 75%, в Швеции – 83%, в США – 83%, в Финляндии – 88%, в Южной Корее – 87,5%. Во многих странах ставится задача перехода на всеобщее высшее образование. У нас же Фурсенко, в том числе и с помощью ЕГЭ, намерен сократить число вузов в 5-7 раз, и это не только те вузы, в которых качество преподавания и условия обучения не выдерживают критики.

Не стал ЕГЭ и барьером на пути коррупции. Денежные потоки перетекли из стен институтов в стены школы, в карманы репетиторов, издателей брошюр с ЕГЭ, которые раскупаются как горячие пирожки. Феномен прошлого года, когда выпускники северокавказских республик сдали ЕГЭ по русскому языку и математике лучше, чем москвичи и питерцы, не исследуют только по этическим соображениям. Зато не до этики некоторым медицинским вузам. "Преподаватели в ужасе от низкого уровня знаний этих студентов, – сказала Оксана Дмитриева. – Молодые люди были приняты по предоставленным высоким результатам ЕГЭ, но уже на первой сессии выяснилось, что они имеют очень низкий уровень знаний и не в состоянии осваивать материал". Теперь учебные заведения решают, что им делать: исключить этих студентов за неуспеваемость, а вместе с ними сократить и преподавательский состав, так как других первокурсников на освободившиеся места взять неоткуда, либо тянуть их до пятого курса, понимая, какого качества специалист выйдет из стен вуза. Как говорится, за что боролись...

ЕГЭ, а вместе с ним и реформа системы образования, потерпели фиаско. Теперь этим вопросом занимаются на самом высоком уровне. Недавно президент России раскритиковал ЕГЭ по истории и дал поручение создать независимую комиссию, которая должна детально исследовать проблему "с учетом всех плюсов и минусов". Появившийся в СМИ "доклад комиссии Шувалова" подтверждает: наворотили много. Это очевидно всем, кроме министра Фурсенко. Ходят слухи, что его отставка – дело решенное. Поскорей бы уж.

Когда верстался номер

Стало известно, что Министерство образования и науки пошло на попятную, но вновь приняло половинчатое и плохо продуманное решение. В пожарном порядке оно разрешило абитуриентам, окончившим школу до 1 января 2009 года и поступающим на вечернее или заочное отделение, не сдавать ЕГЭ. Выпускники средних профильных учебных заведений теперь могут поступать в вузы по своей специальности по традиционным экзаменам. О тех, кто намерен учиться на дневных отделениях, ни слова.

Источник: Родная газета

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024