ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Доклад Николая Левичева на международном круглом столе "Евросоюз и Россия: взаимное восприятие и взаимодействие"

13 марта 2009

13 марта в институте "Справедливый мир" в Москве состоялся международный круглый стол "Евросоюз и Россия: взаимное восприятие и взаимодействие", посвященный обсуждению книги голландских авторов (А.Герритс, Ж. де Йонг, М. Бадер, М. де Хаас) "Европейский Союз и Россия: взаимное восприятие и заинтересованность в формировании отношений", вышедшей в Голландии в ноябре 2008 года. На мероприятии с докладом "Перспективы сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза" выступил руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Николай Левичев:

Уважаемые коллеги!

Сегодня было бы трудно придумать более актуальную тему для дискуссии, чем взаимопонимание России и ЕС. Действительно, в условиях обрушившегося на мир кризиса развитие сотрудничества с Европой – одна из наиболее обсуждаемых тем в публичном политическом пространстве в Российской Федерации. Возьмите вчерашние и сегодняшние газеты, эта тема есть везде.

Считаю, что такое сотрудничество важно как для России, так и для Европы, так как глобализация в современном мире приобретает новые формы, и сопряжена не только с новыми возможностями, но и с новыми рисками.

Сегодняшний финансовый кризис показал, что метафора "о глобальной деревне" переходит в разряд реальных явлений. Масштабы и последствия кризиса убеждают, что необходима международная координация и распределение усилий в борьбе с ним. Безусловно, нужна новая система регулирования мировой экономики в интересах всех субъектов экономической жизни.

Как никогда ранее перед мировым сообществом стоит задача формирования более открытой мировой экономики, где не только выгоды, но и риски распределяются между всеми участниками. Эгоистические попытки изоляции тех или иных стран или групп стран, экспорта своих проблем, получения односторонних преимуществ заведомо бесперспективны. В полной мере это касается и взаимоотношений между Евросоюзом и России.

Несмотря на то, что политики характеризуют отношения России и Европейского Союза как "стратегическое партнерство", в последние годы в оценках стала преобладать скептическая нота. Некоторые даже утверждают, что развитие отношений зашло в тупик. Мы все свидетели того, что признание Косово, августовский конфликт с Грузией, так и не подписанное до сих пор Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), напряженность вокруг конкурирующих проектов газопроводов "Северный поток", "Южный поток" и Nabucco – вот лишь неполный перечень принципиальных проблем, по которым двум сторонам трудно найти точки соприкосновения. Наверное, сегодня мы сможем услышать разные мнения на этот счет.

Однако искать пути решения надо. Я бы сказал, что успех сотрудничества – это вопрос выживания для обеих сторон. Полагаю, что именно институты гражданского общества, в том числе политические партии – важные акторы, которые помогают сблизить позиции, лучше понять взаимные интересы и потребности, найти компромиссы, позволяющие выстроить взаимовыгодную модель сотрудничества.

Наша фракция в прошлом году впервые в истории российского парламентаризма подписала соглашение о сотрудничестве с фракцией Европейского парламента – ПАРТИЕЙ ЕВРОПЕЙСКИХ СОЦИАЛИСТОВ (PES). Сотрудничество с коллегами из Европарламента осуществляется в сфере совершенствования трудового законодательства, в области осуществления политики устойчивого развития в Европе, в сфере международных отношений и т.д.

В рамках Социнтерна, в который вошла наша партия в прошлом году, ставится вопрос о формировании новой архитектуры мировых экономических отношений, которые, безусловно, актуальны в европейском пространстве.

Замечу , что Россия заняла свою нишу в европейской экономике. Так, на долю ЕС сейчас приходится более 50% российского внешнеторгового оборота, а РФ занимает третье место в списке стран-экспортеров в ЕС и четвертое среди покупателей европейской продукции. Россия лидирует по поставкам в ЕС природного газа и занимает вторую позицию по экспорту нефтепродуктов. Сегодня тема энергозависимости Европы будет поднята в специальном выступлении депутата Ивана Грачева, поэтому я не буду на этом останавливаться подробно.

Еще в 2003 году было решено создать четыре общих пространства, которые должны составить основу нового СПС. Это экономическое пространство; пространство свободы, безопасности и правосудия; пространство внешней безопасности; пространство научных исследований и образования, включая культурные аспекты.

Помимо энергетической безопасности, существует еще целый ряд вопросов как в сферах "мягкой", так и в сферах "жесткой безопасности", сотрудничество по которым жизненно важно как для России, так и для Европы.

В первую очередь это новая архитектура евро-атлантической безопасности. Мы, на мой взгляд, должны единым фронтом бороться против распространения оружия массового уничтожения, терроризма, организованной преступности, региональных конфликтов и т.д. О необходимости строительства такой новой архитектуры международной безопасности неоднократно говорили как европейские лидеры, так и президент России Дмитрий Медведев. Он подчеркнул, что договор должен содержать так называемые три "не". А именно: государства не должны обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других. Не должны допускать действий, которые ослабляют единство общего пространства безопасности. И, наконец, не должны позволять, чтобы развитие военных союзов осуществлялось в ущерб безопасности других участников договора. Обсуждение новой концепции сейчас ведется главами европейских государств; она также станет одной из центральных на саммите Россия-ЕС, который состоится в конце мая. И, несмотря на недавнее заявление президента Франции Никола Саркози о возвращении Франции в военные структуры НАТО, буквально вчера он высказался за развитие партнерских отношений с Россией в области поддержания безопасности на континенте.

Другое важное направление сотрудничества – это борьба с экономическим кризисом и его последствиями. Крах либеральной экономической модели, долгие годы считавшейся образцовой, требует новых подходов в государственном регулировании экономики. И здесь нужен поиск наиболее эффективных экономических мер. С другой стороны, необходимо обеспечить всем жителям Европы социальные права и гарантии. Символично, что недавнее совещание министров стран-участниц Совета Европы, отвечающих за социальную сплоченность, состоялось именно в Москве 26-27 февраля 2009. Я уверен, что в этой области у нас большие перспективы для сотрудничества на самых разных уровнях управления, в частном секторе и в гражданском обществе.

В России отказ от неолиберальной политики вызван не только кризисом, но и деятельностью институтов гражданского общества, в том числе и деятельностью нашей партии, последовательно выступающей за реализацию социалистических принципов в управлении экономикой. Будучи оппозиционной парламентской партией, мы стремимся к тому, чтобы многие наши идеи нашли воплощение в проводимой государственной политике. В частности, мы добиваемся принятия наших предложений о совершенствовании социальной политики, о строительстве социального государства, о более активной политике обеспечения занятости и борьбы с безработицей, о поддержке независимых профсоюзов и т.д.

Уверен, что Россия вместе с Евросоюзом может принять участие в выработке совместной глобальной антикризисной стратегии. По многим пунктам этой стратегии наше видение ситуации сходится. К примеру, все признают необходимость ввести более жесткие нормы раскрытия информации, ужесточить требования к банкам в отношении структурированных кредитов, откорректировать работу рейтинговых агентств и т.д.

Еще одна область сотрудничества – это культура и образование.

Подчеркну, что Россия является частью Европы и частью европейской цивилизации. Сегодня, несмотря на популярные идеи о "русском пути", об особом типе русской цивилизации, граждане Российской Федерации ориентированы в первую очередь на сотрудничество и развитие взаимоотношений со странами Европы.

В России за последние годы выросло поколение с новой идентичностью, которое уже позиционирует себя вне воспоминаний о Советском Союзе. Треть российской молодежи видят себя европейцами, что, однако, не исключает общероссийской идентичности.

Может быть, именно поэтому образовательные программы развиваются наиболее активно и успешно. Москва и Брюссель собираются и дальше двигаться к интеграции в области высшего образования, как это сейчас происходит в рамках Болонского процесса, несмотря на некоторые болезненные моменты.

Таким образом, "строительство новой Европы без разделительных линий" – на мой взгляд, проект реальный, осуществимый, но предполагающий определенные усилия с двух сторон.

И первым шагом должно стать обновленное Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Сегодня его разработка сопряжена с рядом сложностей, связанных, прежде всего, с "особым мнением" ряда восточноевропейских государств. Однако трудности преодолеваются только путем переговоров.

Еще раз подчеркну: кризисная ситуация, на мой взгляд, будет подталкивать к потеплению. Представьте, что вы долго живете на одной лестничной площадке с соседями, с которыми у вас не складываются отношения. Но если вдруг вы застрянете с ними в одном лифте, то, уверен, ваши отношения, хоть немного, но непременно улучшатся. Несмотря на все трудности, я остаюсь оптимистом. Сложности и недопонимание могут существовать даже между близкими друзьями и партнерами, и это недопонимание может достигать довольно высокого градуса. Между тем Россия и Европа обречены жить в одном общем доме, пусть даже и в соседних квартирах – а значит, должны договариваться по всем вопросам. В конечном итоге мы должны прийти к тому, чтобы термин "стратегическое партнерство" перестал быть термином без содержания. А мы все, наверное, должны работать над созданием политического контекста для этого партнерства.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024