ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Николай Левичев провел круглый стол "Образование для взрослых"

04 марта 2009

4 марта в институте "Справедливый мир" прошел круглый стол "Образование для взрослых: формат XXI века". Заседание вел руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе Николай Левичев.

Участниками круглого стола обсуждались следующие вопросы:

  • Основные изменения на рынке труда, актуализирующие образование взрослых людей и образовательные стратегии взрослых;

  • Модели и специфика образовательного процесса для взрослых (переобучение, переквалификация, дополнительное образование, второе высшее образование);

  • Концепция "непрерывного образования": международный и российский опыт;

  • Роль государственных и негосударственных образовательных институтов и учреждений в расширении образовательных программ для взрослых людей в условиях кризиса;

  • Практика организации и ведения образовательных программ для пенсионеров, мигрантов, других целевых групп;

Открывая круглый стол Николай Левичев обратился к собравшимся:

"Уважаемые коллеги, название нашего круглого стола побуждает оперировать вековыми категориями. Мне приходит на ум классическая формулировка, популярная теперь уже в прошлом веке: "образование – это то, что остается, когда все выученное забыто".

Какие возможности были у взрослых вспомнить забытое или получить новое знание во времена СССР? Их было совсем немного. Между тем в советское время, пообщавшись с человеком хотя бы пять минут, можно было понять, есть ли у него высшее образование или нет. Сегодня сделать это гораздо тяжелее. У человека может быть несколько дипломов, но высшее образование он получил, что называется, без среднего.

Тенденции развития общества недвусмысленно указывают, что в XXI веке потребность общества в образовании будет расти. Качество образования рано или поздно скажется на одном из важнейших факторов – конкурентоспособности страны.

Государство не может не понимать, что без системных реформ образовательных и академических учреждений мы столкнемся с негативными последствиями. Однако практические механизмы реализации этих реформ вызывают у большинства ученого сообщества содрогание. Целью реформ должно стать качественное обновление содержания образования, поиск его новых моделей. Министерство образование науки увлекается формалистикой, не вникая в суть проблемы. Представители нашей фракции в Государственной Думе, кстати, уже подготовили обращение в Конституционный Суд, чтобы поставить под сомнение конституционность повсеместного введения ЕГЭ.

В области реформы образования мы очень сильно отстаем от Европейского Союза. Там еще в 2000 году был принят меморандум об учебе на всю жизнь. В числе его ключевых идей – доступность новых базовых умений; инвестиции в человеческие ресурсы; инновации в образовании; перенос учебы ближе к дому и т.д. Еврокомиссия и государства-члены приняли программу кооперации до 2010 года. Пока аналогов этой стратегии в России нет. Между тем Европа уже к 2010 году планирует добиться следующих результатов: количество покинувших ВУЗы без диплома не должно превышать 10%; количество выпускников в точных науках должно быть увеличено до 15% (при этом необходимо преодолеть гендерный дисбаланс); 85% 22-летних граждан должны иметь полное высшее образование; число взрослых, проходящих так называемое life-long learning (непрерывного образования), должно достичь 13,5%.

Впервые идея непрерывного образования была выказана тогдашним министром просвещения Швеции Улофом Пальме. Сегодня наша партия много общается с европейскими социал-декократическими партиями, и мы не могли не обратить внимание на то, что проблема образования, в том числе образования взрослых, в программах этих партий занимает одно из ведущих мест.

Сегодня переход от сырьевой экономики к инновационной стал вопросом выживаемости нашей страны как актора мировой политики. Сегодня доля наукоемкой продукции, поставляемой Россией на мировой рынок, не превышает 1%. ЕС и Япония поставляют по 20%, США – 30%. Это показывает, что во многих отраслях мы отстали очень сильно, и если не переломить эту ситуацию, Россия может оказаться на обочине индустриального мира, окончательно оформившись в качестве сырьевого придатка Запада.

Нынешний финансово-экономический кризис обнажает проблемы не только в экономике, но и в социальной сфере, в том числе в образовании. Кризис и его последствия не могут не сказаться на программах подготовки и переподготовки кадров. Речь идет, во-первых, о том, как дать студентам доучиться; во-вторых, что делать с малограмотными юристами и экономистами, перенасытившими рынок труда. Помимо этого, нам необходимо понять, как будет расширяться безработица по отраслям и регионам. Сегодня правительство выделило средства для региональных программ сокращения безработицы. У меня пока нет информации, какой объем финансирования будет приходиться на образовательные программы.

Сделаны определенные шаги для создания электронной базы рабочей силы, информационного портала, который должен способствовать росту мобильности населения. Однако понимания того, как донести эту информацию до рядовых граждан, нет и сегодня", – заключил Левичев.

Выступавший с первым докладом на круглом столе "Образование через всю жизнь: современные образования и перспективы" ректор Государственной Академии инноваций Алексей Чернышев говорил о том, что длительный период советской истории у нас доминировал принцип "образование на всю жизнь". Существует, между тем, и другой – "образование через всю жизнь". "Сегодня два этих принципа должны слиться. С одной стороны, человек должен осознанно прийти в тот или иной ВУЗ, получить хорошее, классическое, добротное образование на всю жизнь. Вместе с тем система его дальнейшего обучения также должна быть грамотно выстроена, и это не обязательно должно быть второе высшее профессиональное образование", – заявил он. Чернышев привел следующую статистику: в Швеции образование получает 32% взрослого экономически активного населения, 27% – в Швейцарии, 23% – в Финляндии, 20% – в Норвегии, 11% – в Испании, 8% – в Германии и Франции и лишь 0,7% – в России.

Ректор Современной гуманитарной академии Михаил Карпенко выступил с докладом "Непрерывное образование как парадигма XXI века". Он начал свое выступление с "развенчания ряда мифов, связанных с образованием". По его словам, вопреки общепринятой точке зрения, высокоразвитая промышленность слабо увеличит спрос на выпускников вузов, а ни о каком перепроизводстве экономистов и юристов не может быть и речи. "Юристы и экономисты востребованы обществом. В условиях правового государства с рыночной экономикой все должны обладать правовыми и экономическими знаниями", – отметил ректор. Перейдя к непрерывному образованию, он сообщил, что его необходимость связана с двумя факторами. Первый – с ускорением научно-технического прогресса резко ускорились циклы смены технологий. Ранее они существовали десятки лет, сегодня – считанные годы. Это означает, что к моменту выпуска у студентов устаревают знания, полученные на первом курсе. Второй фактор – взрывной рост количества профессий (сегодня их насчитывают уже 100 тыс.). Между тем при разработке концепции непрерывного образования необходимо учитывать размеры территории России. "Можем ли мы сказать, что в селе Ивановка и Москве дается образование одного качества? К сожалению, нет. Однако благодаря новейшим технологиям мы уже сегодня можем сделать так, чтобы образование в самых отдаленных точках нашей страны не уступало столичному, – заявил Михаил Карпенко, – Решение этого сложного вопроса находится исключительно в области современных технологий. Это особенно актуально для непрерывного образования". Внедрению новых технологий в образовательный процесс, по мнению ректора, мешает среди прочих факторов полная непродуманность образовательной политики – "интуитивно-чиновничий метод, когда чиновник на основе своей интуиции принимает решение, а потом 140 млн. россиян чешут в затылке".

Заведующий лабораторией андрагоники Института общего образования, профессор кафедры педагогики ФДПОП ММА им. И.М. Сеченова Сергей Змеёв выступил с докладом "Антропагогические основы образовательной деятельности в сфере взрослых и пожилых людей". "Зачем нужно непрерывное образование? Основная цель образования в глобальном смысле – создание условий для самореализации, развития человека. Одним из инструментов для реализации этой задачи является обучение на протяжении всей жизни", – заявил Сергей Змеев.

Заведующий кафедрой теории и истории социологии ГУ-ВШЭ Никита Покровский выступил с докладом "Новые-старые форматы образования: телемосты и спутниковое ТВ". Речь также шла о применении новейших технологий в обучении. "Карфаген средневекового университета должен быть разрушен! Наши университеты, даже совсем новые, застыли в вековом консерватизме. Что-то нужно менять! Карфаген разрушается разными способами, один из них – виртуальный, интерактивный", – заявил Никита Покровский.

Заведующий лабораторией открытых технологий мехмата МГУ Владимир Сухомилин говорил о состоянии отечественной высшей школы и концепции построения системы образования на протяжении всей жизни. Наконец, директор по развитию ООО "АВМС" рассказала о создании общероссийской системы оценки квалификации бизнес-тренеров.

После всех выступлений Николай Левичев подвел итог дискуссии и пообещал использовать некоторые из прозвучавших предложений в своей законотворческой деятельности.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024