ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты партийной фракции о реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики

22 октября 2025

22 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № https://sozd.duma.gov.ru/bill/1026190-8 1026190-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики). Вопросы задали депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Михаил Делягин, Александр Ремезков, выступил Валерий Гартунг. Михаил Делягин: - Уважаемый Антон Германович (Силуанов, Министр финансов РФ – Прим. ред.), вот финансисты-экономисты знают, что при чрезмерном повышении ставки сначала снижается собираемость налога, а потом начинает снижаться и сумма. В текущем году повышение ставки налога на прибыль с 20% до 25% при отсутствии автоматического освобождения инвестируемых средств приведёт, по имеющимся оценкам, к недобору доходов бюджетной системы по налогу на прибыль на один триллион рублей. Какое снижение собираемости налогов в процентах и в абсолютной величине вы прогнозируете в 2026 году, во-первых, из-за повышения НДС с 20% до 22%, во-вторых, из-за снижения порога неуплаты НДС для индивидуальных предпринимателей в шесть раз с 60 до 10 миллионов рублей годового оборота? Есть распространённая точка зрения, что у нас нет теневой экономики, но в городе, где работают "ФУД Сити", "Садовод" и маркетплейсы, об этом как-то неловко говорить. Спасибо большое. Антон Силуанов: - Уважаемый Михаил Геннадьевич, уважаемые депутаты! Очень справедливо и своевременно поставленный вопрос. Только вчера на стратегической комиссии Правительства мы рассматривали план по снижению теневого сектора экономики и обелению соответствующих расчётов. Да, мы констатируем, что, по данным Росстата, уровень теневой экономики в России составляет около 10-12% ВВП. Это, кстати, немного, по сравнению с другими странами, в том числе и развитыми странами. Тем не менее, когда мы говорим об изменении налогового законодательства, безусловно, мы должны говорить о снижении теневого сектора экономики и увеличении за счёт этого собираемости. Где мы видим основные направления работы? В первую очередь, вы правильно говорите об организованных рынках продажи импортных товаров. Там, в основном, продаётся импорт из Китая. Первое – это ввоз таких товаров с тем, чтобы с этих товаров платились налоги. В первую очередь, налог на добавленную стоимость, чтобы эти товары были промаркированы и чтобы эти товары имели соответствие той номенклатуре, которая действительно ввозится и была справедливо оценена. Это первое. Второе. Мы говорим о том, что расчёты, которые сегодня на таких организованных рынках осуществляются, как правило, осуществляются в серую, не подлежат контролю и, соответственно, формируют не налогооблагаемую базу. И здесь мы как раз тоже приняли решение по усилению администрирования в части использования контрольно-кассовой техники, в части соответствия пробития чека и онлайн-перечислениям, то есть в соответствии с онлайн-терминалом. И целый ряд других решений, в том числе, кстати говоря, и вопрос крипторасчётов, поскольку целый ряд расчётов за импорт осуществляются как в наличной форме, так и через крипторасчёты. Поэтому по всем этим направлениям Правительство вчера заслушало Министерство финансов, Центральный банк. Присутствовали, кстати говоря, бизнес-объединения. Договорились принять необходимые меры до конца года с тем, чтобы со следующего года они начали действовать, и мы получали бы в первую очередь обеление экономики и увеличение доходов в бюджет. Александр Ремезков: - Уважаемый Антон Германович, второй год существенно повышается налоговая нагрузка на граждан и экономику. В прошлом году повысился налог на прибыль до 25%, в этом году повышается НДС на 2%. В связи с этим вопрос. Как вы оцениваете уровень налогового бремени на экономику в процентах от ВВП после принятия предполагаемого законопроекта? Насколько это может замедлить экономический рост и инвестиционные программы хозяйствующих субъектов? И предполагается ли снижать достигнутый уровень налоговой нагрузки в будущем и при каких условиях? Спасибо. Антон Силуанов: - Уважаемый Александр Александрович, уважаемые депутаты! Вопрос важный действительно, потому что от налоговой нагрузки зависит и конкурентоспособность нашей экономики. Но у нас есть особенность налоговой нагрузки в нашей стране – у нас большие налоги берутся с нефтегазового сектора, и часть налогов, конечно, берётся с остальной экономики. Поэтому у меня есть цифры. Вот как раз в 2025 году, в текущем году, общая налоговая нагрузка, по оценкам, составляет 34,4%. Это вместе с доходами от нефти и газа. Если учесть то, что нефтегазовое бремя составляет 3,5%, то, соответственно, мы можем посчитать и сказать, что у нас общий объём налоговой нагрузки варьируется без учёта нефтегазовых изъятий порядка 30%. В принципе, это конкурентоспособный уровень по сравнению со странами с развивающейся экономикой. Спасибо. Валерий Гартунг: - Коллеги, давайте по порядку. Стране нужны деньги? Деньги нужны. Все понимаем. Да, у нас недофинансируется, кто бы что ни говорил, обороноспособность. Мы все понимаем. Все, сидящие в зале, получают письма от волонтёров: помогите армии тем, тем, тем и так далее. И все мы, действительно, стараемся, чем можем, помогаем. Но это неправильно, мы должны наших бойцов обеспечить всем необходимым. Поэтому, конечно, стране нужны деньги. Другой вопрос: где эти деньги взять? Брать с малого бизнеса, который и так еле выживает? Какой смысл вообще? Посмотрите, что в соцсетях пишут. Я не знаю, вам, может, не пишут, мне вот такие петиции написали. Этого не надо делать. Давайте посмотрим, где правильнее было бы взять деньги. Если нам действительно нужны деньги, и мы действительно хотим решить проблемы, стоящие перед страной, нужно посмотреть свои ресурсы. Как это сделать? У вас прекрасный заместитель, который как раз занимается налогообложением. Возьмите, соберите отраслевиков и проведите анализ отраслей на предмет рентабельности в тех или иных областях. И вы увидите, что у нас рентабельности скачут от 3% до 43% и до 50%, и до 60%. И вы сразу увидите, в каких отраслях можно что-то еще взять. Я вам их пытаюсь назвать. Я понимаю, что очень уважаемые люди в этих отраслях работают, но сейчас стране тяжело. Наверное, все уважаемые люди должны скинуться и помочь стране. Согласны с этим? Поэтому деньги надо брать там, где они есть. Давайте, включите телевизор, полистайте федеральные каналы. Чью рекламу вы там увидите? Реклама банков. Вы мне тут рассказываете о том, что банкам нужен капитал для того, чтобы расширять кредитование. Судя по рекламе, они не знают, куда деньги рассовать. Понимаете? Поэтому давайте поднимем налог на прибыль банков. А на выплату дивидендов – мораторий. Вы говорите: ну как же? У них же акции и так далее. Ничего страшного! Акционеры, если у нас есть где в стране деньги, пойдут не в банки вкладывать, а в промышленные предприятия, которые делают, кстати, беспилотники, вооружение, обеспечивают нашу армию всем необходимым. Им, что, акционеры не нужны? У нас очень много частных компаний, которые работают и которые, кстати, не хуже государственных работают. Им тоже нужны акционеры. Поэтому давайте мораторий на выплату дивидендов. Государство получит всё в виде повышенного налога на прибыль, а акционеры переживут. Не самые бедные люди. Это первое предложение. Второе. Вы поднимаете НДС на 2%. У экспортёров сырья, любых экспортёров НДС идёт к вычету. Хотя бы не вычитайте эти 2%. Вычитайте, как и вычитали, 20%. Там по формуле считается, не увеличивайте это. Вычет и всё. Вы вернёте гораздо больше денег. То есть повышение налога на банки на 10% – это примерно 400 миллиардов рублей, потому что прогноз по прибыли будет примерно четыре триллиона рублей. Невозвращённый НДС – это уже на ваше усмотрение. Можно до триллиона получить плюсом к тому, что вы ещё триллион соберёте от повышения НДС. И вот тогда у нас уже будет не полтора триллиона, а 2,5 можем собрать и больше. И тогда не надо будет "стричь" этот малый бизнес. Вот с 60 миллионов до 10 миллионов, вы говорите, это затронет только 15%, но дело в том, что люди, у которых бизнес в районе 40, 30, 50 миллионов, у них же ещё работающие наёмные люди. Просто те, которые на патентной системе, они там и на себя работают, не стоят в бюро по трудоустройству, не получают помощь от государства. Уже "спасибо" в наше время, понимаете? Зачем ещё патентную систему трогать, самых мелких, зачем? Поэтому давайте собирать деньги там, где они есть. Поэтому мы разделяем озабоченности государства, мы понимаем, что страна ведёт войну, что нужно собирать деньги на это. Это надо делать, но надо собирать деньги там, где они есть. А там, где их всё равно не соберёшь, смысл какой? Ну уйдут они в тень. Поэтому, конечно, нас обнадёжили эти ваши ответы о том, что давайте мы соберёмся, может быть, пересмотрим эти решения по снижению шкалы с 60 до 10. Но я хочу сказать, что денег-то всё равно надо больше будет. Эти полтора триллиона, которые вы сейчас планируете в 2026 году собрать, их не хватит, по дефициту 5,7, который сейчас. Полтора ситуацию не решат, я точно знаю, что не решат, денег надо больше, давайте собирать их, но собирать там, где можно взять. Ещё раз подчеркну, принцип очень простой – возьмите и проведите анализ по отраслям. Я собирал руководителей департаментов Минфина, Минэка, Росстата, Минэнерго, у них у всех разные данные. Но я думаю, что я всё равно добью эту ситуацию, соберу всю эту информацию. Если не вы это сделаете, я вам всё равно эту информацию дам по отраслям – где, в каких отраслях можно что изъять. В первом чтении мы не можем в этом виде поддержать этот законопроект, но вы сделали обнадёживающее заявление о том, что вы пересмотрите ко второму чтению позицию Правительства и на какие-то поправки пойдёте. Допускаю, что наша фракция может и поменять свою позицию, а пока мы воздержимся. Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025