ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ" о федеральном бюджете на 2026 год

22 октября 2025

155782101557981015578310 22 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № https://sozd.duma.gov.ru/bill/1026181-8 1026181-8"О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов". С докладом выступил Министр финансов РФ Антон Силуанов. Вопросы от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" задали Александр Ремезков и Валерий Гартунг, выступил Александр Бабаков. Валерий Гартунг: - Уважаемый Антон Германович, не соглашусь с вашим ответом по поводу того, что нельзя повышать налогообложение банков. Вот смотрите, даже госбанки, где половина у государства, платят половину прибыли, направляют на дивиденды. То есть, если они будут меньше направлять на дивиденды, они будут платить меньше и государству, и частникам, но при этом налог на прибыль повысить. Государство получит все те же деньги и даже больше, потому что частники получат меньше. Это вам для расчёта, пожалуйста. Это первое. Второе. Где ещё можно взять деньги? Закупки у взаимозависимых лиц по 223-ФЗ с декабря 2016 года мы разрешили это, узаконили, да? Вообще-то, до шести триллионов рублей мы просто теряем на этом: и государство, и госкомпании, и госкорпорации. И последнее. Понятно, что надо экономить, но если экономить на росте производительности труда, мне кажется, мы так никогда и не опустим ключевую ставку. Вот как вы считаете? Может быть, мы пересмотрим приоритеты? Антон Силуанов: - Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты! Что касается дивидендов и банков, мы действительно получаем в доходбюджета значительные объёмы ресурсов от дивидендов наших государственных банков – это большая часть банковской системы, поэтому если мы будем увеличивать налог на прибыль, значит, меньше получим дивидендов. Это первое. И второе. Вы говорите: давайте не будем платить дивиденды, заплатим больше налога на прибыль. Да нет! Сначала платится налог на прибыль, после этого остаётся прибыль, которая распределяется на дивиденды.И что нужно ещё учитывать. Если мы говорим о развитии нашего финансового рынка, о том, чтобы люди вкладывались в акции, облигации наших компаний, то если мы говорим, что мы не платим дивиденды, завершаем дивидендную политику, то кто тогда будет вкладываться на финансовом рынке? Мы тоже должны этот вопрос и аспект учитывать. Что касается взаимозависимых лиц, мы здесь готовы с вами работать в этом направлении. Понимаем эту задачу, поэтому вопрос этот часто поднимался. Во многом мы здесь поддерживаем вашу позицию, давайте отрабатывать конкретные законодательные инициативы и законодательные предложения. Спасибо. Александр Ремезков: - Уважаемый Антон Германович, как известно, основным источником финансирования дефицита в 2026-м и 2028-м годах будут привлечения средств за счет внутренних заимствований. Сумма ежегодных обязательств по погашению и обслуживанию госдолга за три года составит 17 триллионов рублей. Расходы на обслуживание государственного муниципального долга сопоставимы с расходами на национальную безопасность и правоохранительную деятельность или суммой расходов на образование и здравоохранение. При этом объём средств ФНБ, размещённых только на счетах в Банке России, на начало 2026 года составит 4 триллиона 400 миллиардов рублей. Не пора ли на фоне жёсткой денежно-кредитной политики для сокращения расходов на обслуживание госдолга направить часть средств ФНБ на покрытие дефицита бюджета? Спасибо. Антон Силуанов: - Уважаемый Александр Александрович, уважаемые депутаты! Средства ФНБ – это у нас основа для обеспечения финансовой стабильности в случае снижения цен на энергоресурсы на внешних рынках или ещё каких-то воздействий, или необходимости технологического развития и поддержки тех или иных проектов. Для этого используются средства ФНБ. Теперь давайте представим, что, если мы их потратим за один год? А их можно потратить за один год на привлечение в качестве источника финансирования дефицита бюджета. А что дальше будем делать, если конъюнктура изменится, или если санкции в отношении нашей страны будут усиливаться, или нам потребуются деньги на дофинансирование тех проектов, которые мы и реализуем за счёт средств Фонда национального благосостояния? Ресурсов не будет. Поэтому у нас самое главное, что мы берём дефицит бюджета под контроль, мы снижаем уровень дефицита бюджета в трёхлетке. Соответственно, объём заимствований тоже будет уменьшаться, и объём процентных расходов также будет сокращаться. Поэтому, на наш взгляд, средства ФНБ – это отдельная задача, по которой мы решаем и технологическое развитие, и обеспечение безопасности бюджета от внешней конъюнктуры. Что касается заимствований, то наш финансовый рынок обеспечивает такие потребности. Главное – выдерживать линию на жёсткость, строгость бюджетной политики, не увеличивая дефициты бюджета, и сохранять финансовую стабильность на финансовом рынке. Это обеспечит нам возможность и привлечения ресурсов на рынок, с одной стороны, и сохранение Фонда национального благосостояния, направление его на цели развития. Спасибо. Александр Бабаков: - Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Наша фракция будет тоже в первом чтении воздерживаться, и она поручила мне зачитать ряд положений, по которым, мы считаем, можем найти понимание с Правительством, и в этом случае мы проанализируем подход уже во втором и в третьем чтении. Прежде всего, речь идёт о таких позициях, как повышение субсидий российским производителям средств производства, автоматизации станков, робототехники, повышение субсидий на повышение производительности труда в отраслях промышленности, повышение субсидий на капитальный ремонт медицинских учреждений, сохранение страховых льгот для предприятий жилищно-коммунального хозяйства на уровне 15%, минимальное снижение лимита доходов для индивидуальных предпринимателей с нынешних предлагаемых 10 миллионов до 20–30 миллионов рублей, сохранение действующих налоговых ставок для отечественных производителей программного обеспечения, повышение субсидий на поддержку радиоэлектронной промышленности, гражданского судостроения, увеличение финансирования на развитие спортивной инфраструктуры. А теперь я хотел бы поговорить немножко о другом и добавить к обсуждению мои размышления. Вот здесь звучит очень много о том, что наша страна сегодня, ведя боевые действия, фактически военные действия, на поле боя демонстрирует колоссальные показатели. И здесь надо отдать должное нашим военным и ВПК, который снабжает наших военных необходимым оборудованием, отдать должное, что это продвижение вперёд, пусть и постепенное, но оно постоянно осуществляемое, и явно, что в этом вопросе мы достигнем целей, поставленных Президентом в специальной военной операции. На дипломатическом уровне нет никаких сомнений, что нашим Президентом и МИД создаются предпосылки для того, чтобы мы с каждым разом фиксировали победное продвижение и на этом фронте. Что касается экономики. Вот здесь очень многое звучит, но мне кажется, что, поскольку это составляющая часть нашей жизни, то именно в экономической сфере мы должны, как минимум, если не подставить плечо Президенту, то, по крайней мере, обеспечить его переговорную позицию, неважно где – в Будапеште или, в целом, в этом вопросе, для того, чтобы иллюзия экономической слабости, она исчезла, по крайней мере, с дискурса, который сегодня ведут многие западные лидеры государств. Поэтому я считаю, что, говоря о бюджете и говоря об экономической модели, мы должны зафиксировать несколько положений. Во-первых, я даже не буду давать оценки: хороший или плохой бюджет, бюджет какой есть – такой есть, он сложился. И в очередной раз повторюсь, что этот бюджет есть результат предыдущих периодов или государственных инвестиций в экономику предшествующего периода. Поэтому, более того, бюджет нынешний есть порождение той экономической модели, которая существовала до специальной военной операции, именно в период 2022-2024 годов начали реализоваться на практике уже новые элементы той экономической теории или модели, которую необходимо нам реализовать. На питерском форуме устами Президента было озвучено, что предыдущая модель устарела и, соответственно, мы должны переходить к новой экономической модели. Вот давайте поговорим об этой новой экономической модели. Почему я позволил себе сказать о том, что старая модель буксует? Я готов добавить некоторые положения, потому что именно характеризуя эту экономическую модель, мы по-прежнему слышим из уст многих занятых в финансово-экономическом блоке, например, такие категории как рост выше потенциала. Вообще сама по себе фраза достаточно сложная к расшифровке. Но если, например, мы говорим, что рост выше потенциала – это означает, что потенциал нашей страны не совсем корректно оценён. Зачем тогда менять или корректировать рост? Может быть, мы скорректируем оценку нашего потенциала и будем говорить о том, что наш потенциал действительно безграничен? Для того есть факторы или нулевые темпы роста ВВП. Что за нулевые темпы роста? Но мы же с вами разумные люди и понимаем, что это статпогрешность. Во-вторых, если у нас нулевые, значит, мы стоим на месте, а все остальные идут вперёд. Значит, мы, как минимум, отстаём. Поэтому, мне кажется, мы должны уйти от всего этого и согласиться с тем, что именно период 2022-2024 годов показал, что преодоление вот этого огромного количества санкций показало то, каков наш реальный потенциал, что он безграничен, и мы устояли именно потому, что он недооценён. И если мы сегодня ставим перед собой задачу сделать всё необходимое для того, чтобы перейти к новой модели, мы должны задаться вопросом: а что же предыдущая модель нам не дала для развития? Это недооценённость наших компетенций и многое другое, что связано со стоимостью денег, с количеством денег в нашей экономике. И, говоря сегодня о переходе к новой модели, мы должны сказать, что нам для этого нужно целеполагание. А вот давайте попробуем это целеполагание сформулировать, исходя из того, что говорит наш Президент. Я надеюсь, вы меня поддержите, что, наверное, из всего того большого количества целей, которые ставит наш Президент, есть две основные. Это демографическая, но причём не сохранение, а приумножение нашего потенциала в демографической сфере. И второе – это комфортная среда обитания, которая предполагает, что мы должны по критериям XXI века на всей территории России распространить этот принцип формирования комфортной среды обитания. Если мы говорим о том, что собой должны представлять рост ВВП, импортонезависимость и так далее – это должны быть те инструменты, которые направлены на достижение этих целей, которые, на мой взгляд, сегодня характеризуют качественное развитие нашей страны. Следующий вопрос: что для этого нужно? Полноотраслевая экономика, макроэкономическое планирование и нормальный, я не буду вспоминать слово "жёсткий", нормальный валютный контроль. Если у нас есть пограничный контроль, таможенный контроль, почему мы каждый раз дискутируем, нужен ли нам или в каком виде нужен валютный контроль? Валютный контроль должен быть стопроцентно, это тем более сегодня подтверждено практикой, опять же, Указа Президента и реализации его в период с 2022 по 2024 год. Следующий вопрос: нам нужно наконец перейти к вопросу ухода или пересмотреть позицию и зависимость от внешних рынков. Ну почему мы каждый раз возвращаемся к цене на нефть, если 20% бюджета всего лишь формируется нефтегазовыми доходами? Значит, мы должны отойти от этого. Мы должны ещё раз зафиксировать – наша страна не является предприятием, наша страна не должна стремиться к получению максимизации прибыли, у нас совершенно другие цели и другие критерии оценки нашей деятельности. Теперь я говорю, согласен поддержать, что нам нужна действительно программа победы, а не программа мягкой посадки. Мы готовы это обсуждать, предлагать, участвовать в формировании этого, мы лично к этому готовы. Фондирование. Вот мы говорим: у нас есть проекты. Уважаемый Министр финансов обозначил строительство дорог, не важно. Мы начинаем строительство дорог в районе Сочи. Слушайте, мы должны говорить так, что у нас должны быть все проекты проектами. А когда они становятся проектами? Когда они фондированы деньгами на всём горизонте планирования. Когда мы знаем точно, что если есть проект, то у него есть деньги. И тогда мы понимаем с вами, что это проект, а не мечты. Дальше. Мы должны с вами вернуть финансовый суверенитет. Наконец мы должны понять, что финансовый суверенитет – это возможность нам самим определять стоимость денег и количество денег в обращении. Надо заканчивать с этой независимостью Центрального банка. Мы должны понимать, что у нас сегодня финансовый суверенитет должен предполагать финансовое единовластие и единое целеполагание. Пусть разные ведомства занимаются в финансовой сфере, но пусть они будут подчинены единой задаче – обеспечению необходимыми ресурсами тех задач, которые решает Правительство. И ответственность должна быть общая здесь, не декларируемая, а общая. И оба института должны нести ответственность за свои результаты. Дальше. Мы с вами говорим о том, что мы здесь называем. 150 школ, я услышал, мы собираемся строить. Это много или мало? Давайте поедем в регионы, и каждый в регионе определит физическую потребность в тех или иных элементах социальной сферы, реальный сектор экономики и физические возможности каждого региона. Привезём сюда, обсудим, добавим туда денег и получим с вами реальный потенциал роста. У нас развитие должно не идти от понимания, что у нас нет денег. То есть вопросы развития – это есть или нет проекты для него. Если есть проекты и ресурсы для их реализации, нужны деньги. Давайте заниматься финансовым суверенитетом. Дальше. Здесь полностью поддерживаю прозрачность и эффективность контроля использования государственных ресурсов. За счёт чего? Цифровой рубль. Давайте синхронизируем развитие или внедрение цифрового рубля и различных механизмов, которые сегодня пытаются реализовать, и подключим сюда не только Счётную палату, но и саму Госдуму и Правительство и будем осуществлять контроль. И ещё один важный аспект. У нас СВО рано или поздно закончится нашей победой. Мы должны сегодня планировать не только занятость тех людей, которые придут с СВО, но и обеспечить их рабочими местами с достойной оплатой труда и себя, свою экономику – развитием. Это тот потенциал, который можно использовать и нужно использовать для страны. Поэтому я предлагаю рассматривать программу конверсии нашей страны, опираясь и на трудовой потенциал, который придёт, и на те задачи, которые стоят перед экономикой, в том числе в энергетической и иных сферах инфраструктурных. Мы готовы к такой работе. Подключайте нас, мы готовы не только возглавить, но и просто поучаствовать. Спасибо.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025