16 октября Государственная Дума отклонила проект федерального закона № https://sozd.duma.gov.ru/bill/795252-8 795252-8 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (об оснащении тревожной кнопкой легкового такси). Доклад представил первый заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Дмитрий Гусев:
- Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, первый Заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Это законопроект о тревожной кнопке в такси. О чём идёт речь, как это должно работать, по мнению авторов законопроекта. Садится человек в такси, естественно, у него открыто соответствующее приложение. В случае возникновения какой-то конфликтной ситуации пассажир или водитель нажимают красную кнопку, например, красную на главном экране этого приложения. В этот самый момент включается аудиозапись всего того, что происходит вокруг для того, чтобы при разрешении конфликтной ситуации можно было иметь доказательство того, что действительно происходило и кто в этом виноват. Вот о чём этот законопроект.
Теперь возникает вопрос. Почему, вообще говоря, возникла необходимость заниматься тревожной кнопкой для автомобилей такси? Да вот почему. Потому что за последние два года с момента вступления в силу 580-го закона о такси количество сообщений в СМИ о возникающих конфликтах во время поездок в такси увеличилось в пять раз, в пять раз стали больше ссориться, ругаться и драться пассажиры с водителями такси или водители с пассажирами такси. Известное в прошлом году убийство женщины, водителя такси, в Челябинске произошло в такси.
Почему стали возникать эти спорные ситуации при вот таких пассажирских перевозках? Потому что, когда мы приняли закон о такси, у нас две трети людей, которые занимались извозом, ушли в черную зону, то есть мы их перестали видеть. До вступления в силу 580-го закона о такси два, а по разным оценкам, два с половиной миллиона человек работало в этой сфере. И все мы прекрасно помним, как это работало. Заходишь в одно из трёх или четырёх приложений, в течение двух минут появляется машина, сел, поехал. Если ты забыл вещи или что-то там в машине, тебе мгновенно это возвращали, каждый знал, что он на виду, он учтён.
Когда мы приняли 580-й закон, мы сделали невозможным участие людей в легальном извозе такси, потому что никто не будет проходить ежедневный технический и медицинский осмотр, и они это не проходят, даже те легальные люди, которые работают в такси. А остальные просто ушли. 800 человек официально работает и миллион-полтора работают нелегально.
Через что? Через группы в разных соцсетях и через какие-то другие приложения. Поэтому возникает вопрос безопасности людей. Поэтому он, человек, когда едет в такси, знает, что никто не понимает, кто он такой, потому что он не зарегистрирован в приложении. То же самое водитель, знает, что он не учтён, никто не узнает, кто с ним едет, через какой-то Телеграм или ВКонтакте они нашли друг друга, где они там списались, это невозможно. Поэтому возникает возможность вести себя соответствующим образом: ругаться, драться или дело даже доходит вот до убийства.
Поэтому экстренно что мы можем в этой ситуации делать? Давайте обяжем эти службы такси завести эту красную кнопку. Но мы видим возражения, в документах, которые к законопроекту предоставлены, есть возражения. И знаете, какие эти возражения? Я вам расскажу.
Возражение номер один. В законопроекте не указано, как должны действовать службы заказа такси в случае нажатия красной кнопки, но там чёрным по белому написано: включить аудиозапись с телефона, всё, больше ничего.
Второе, что там указано, это повлечёт затраты для служб заказа такси. Отвечаю: не повлечёт. Потому что это потребует допрограммирования и менеджерской работы, но программисты и менеджеры у наших агрегаторов есть, они уже работают в штате. Это примерно такое же возражение, как сказать, что для того, чтобы вот какая-то фракция внесла ещё законопроект, нам в Государственной Думе понадобится увеличить штат и понадобятся какие-то дополнительные государственные расходы. Нет, не понадобятся, потому что депутаты есть, помощники есть, аппарат комитета, Аппарат Думы сформирован. Для того они и есть, чтобы принимать, писать и проверять легитимность законов, так и здесь: программисты в любом агрегаторе есть, менеджеры, которые всем управляют, есть, и они именно тем и занимаются, что постоянно что-то допрограммируют и постоянно чем-то управляют. И, между прочим, мы такую работу со службами заказа такси, то есть с нашими агрегаторами провели, они сказали: да нет проблем, мы, конечно, всё это запрограммируем. Вот такие контраргументы на те аргументы, которые есть против вступления этого закона в силу.
Но я хочу сказать одну ещё более важную стратегическую вещь, что мы, конечно, этой кнопкой проблему в такси не решим. Мы столкнулись с тем, что у нас две трети рынка работают нелегально. И для этих двух третей рынка нам нужно отдельное регулирование. Потому что мамочка, которая раньше отвезла своего ребёнка в школу, а по дороге обратно подвезла другую мамочку с другим ребёнком из школы в кружок, она сейчас не может подработать. И мы эту тысячу рублей, которую она бы за два часа подработки, мы её лишили этой тысячи рублей. Никогда она не будет перекрашивать машину в другой цвет, никогда она не будет ездить на локализованном автомобиле, никогда она не будет сдавать медицинский и технический осмотр перед началом, значит, этого вождения. Мы лишили полтора миллиона человек в тяжёлое для страны время возможности подработать два-три часа в день.
Для того чтобы дать им такую возможность, требуется отдельное законодательное регулирование, которое сохранит все вопросы безопасности, комфорта и удобства для пассажиров, но даст нашим людям возможность подрабатывать. И это касается не только мамочек, это коснётся сейчас тех парней, которые вернутся с фронта, увидят новый закон и поймут, что у мужика, у которого зарплата стала гораздо ниже, возможности подработать, вечером.
Поэтому предлагается в качестве первой меры поддержать наш фракционный законопроект, нажать красную кнопку безопасности на наших агрегаторах такси, кто такси пользуется.
Спасибо большое. Надеюсь на поддержку.