ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СРЗП" о расширении возможности осуществления расчётов цифровыми рублями

22 мая 2025

22 мая Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № https://sozd.duma.gov.ru/bill/811008-8 811008-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения возможности осуществления расчетов цифровыми рублями и внедрения универсального платежного кода при оплате в безналичном порядке). С докладом выступил председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Юрий Григорьев, Валерий Гартунг, Федот Тумусов, выступил Валерий Гартунг. Анатолий Аксаков: - Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, в соответствии с которым предполагается с 1 января следующего года использовать на рынке единый универсальный QR-код, и оператором этого кода будет национальная система платёжных карт. Банки и филиалы иностранных банков будут обязаны внедрить для оплаты товаров и услуг этот единый QR-код. К платформе национальной системы платёжных карт сейчас присоединены все банки и, соответственно, все банки смогут и должны будут, используя этот ОК-код, обеспечивать для граждан возможность оплачивать товары и услуги. При сканировании QR -кода человек будет попадать на распределённую страницу, где будут предлагаться разные возможности оплаты товаров и услуг, ну и, соответственно, человек, исходя из возможностей и взаимодействия с той или иной кредитной организацией, будет осуществлять это действие – оплату товаров и услуг. Ну и единый QR-код, по замыслу авторов законопроекта, является более удобным для осуществления соответствующих платежей, при этом, при рассмотрении законопроекта у нас возникли некоторые вопросы в связи с тем, что ряд организаций уже использует и предлагает нашим гражданам QR-коды для оплаты товаров и услуг и, естественно, возникает вопрос при внедрении единого QR-ода, что делать вот с существующими инструментами, как покрыть те затраты, которые были осуществлены на внедрение этого QR -кода? И второй вопрос был связан с внедрением цифрового рубля, постепенно он будет использоваться для оплаты товаров и услуг и, соответственно, необходимо, по нашему мнению, в законе прописать нормы, которые обеспечат использование цифрового рубля, в том числе при использовании единого QR-кода. Законопроект получил поддержку и Правительства, и Центрального банка, ну и депутаты на Комитете поддержали этот законопроект. Вас также прошу поддержать его в первом чтении. Спасибо за внимание. Юрий Григорьев: - Мой вопрос направлен на сроки... По срокам введения. У нас, я так понимаю, что, согласно тексту внесённого закона, через один месяц должны начать принимать платежи в различных торговых предприятиях, по всей видимости, там в кассах по продаже авиабилетов. Насколько готовы хозяйствующие субъекты вот за этот месяц к подобным переходам? Как люди смогут воспользоваться этой услугой? Анатолий Аксаков: - Во-первых, идёт тестирование национальной системой платёжных карт этого единого ОК-кода. Ну и в законопроекте предусмотрено внедрение его с 1 января следующего года. То есть мы-то хотим его быстрее как раз принять и внедрить, но реализация вот законопроектом предусмотрена с 1 января. Соответственно, подготовиться все смогут, тем более, как я уже сказал, все банки подключены к национальной системе платежных карт. И поэтому проблемы с реализацией этой идеи не будет. Федот Тумусов: - Уважаемый Анатолий Геннадьевич, а вы знаете, что в обществе циркулируют разного рода мнения насчёт цифрового рубля? Начиная с того, что это будет препятствовать коррупции, и заканчивая тем, что это цифровое рабство. Но у меня вопрос насчёт сроков реализации данного законопроекта. В законопроекте, значит, разъяснены три срока, да, там банк развития на три категории, три срока, и в то же время есть другой срок для платформы цифрового рубля, универсального. Как этот вопрос будет регулироваться в ходе второго чтения или вообще не будет регулироваться? Спасибо. Анатолий Аксаков: - Цифровой рубль сейчас проходит эксперимент. Сроки массового внедрения цифрового рубля, ну, даже передвинулись, поскольку технологически Центральный банк готовит внедрение его в нашу жизнь. Я рассчитываю, что осенью уже всё будет готово для того, чтобы постепенно он начал появляться в нашей жизни. По тем решениям, которые у нас были приняты, с 1 июля текущего года системно значимые банки должны будут уже принимать цифровой рубль, соответственно, как только он появится, они смогут его обслуживать. Универсальные банки должны работать с цифровым рублём с 1 июля следующего года, ну и все остальные банки – с 1 июля 2027 года. То есть этапность предусмотрена, и по мере готовности всё это будет реализовываться. Но сам цифровой рубль таким массовым явлением, скорее всего, будет становиться опять же поэтапно только со следующей половины текущего года, наверное, осенью, может быть, ближе к зиме. Центральный банк в данном случае готовится к этому явлению, в том числе, и технологически, когда будет готов, тогда и запустят. И второе. Никого никто не будет заставлять использовать цифровой рубль. Это так же, как наличные, безналичные, вы хотите оплачивать всё наличными деньгами – на здоровье, то же самое, как и, если хотите оплачивать платёжной картой, тоже на здоровье. Захотите использовать цифровой рубль? Это ваше право, а не обязанность. Валерий Гартунг: - У меня вопрос к Гузнову Алексею. Скажите, пожалуйста, в заключении Комитета по финансовым рынкам сказано, что в настоящее время на рынке действуют различные решения по использованию платёжных кодов, и, в общем-то, их беспокоит, что ситуация, что фактически введение единого кода уничтожает конкуренцию. В заключении нашего комитета всё то же самое указано, мало того, мы считаем, что это вообще противоречит национальному плану по развитию конкуренции. Вот как вы предлагаете ко второму чтению, если в первом чтении будет принят закон, трансформировать эту законодательную инициативу для того, чтобы учесть вот эти замечания? Спасибо. Алексей Гузнов (Статс-секретарь – заместитель Председателя Банка России): - Да, спасибо, Валерий Карлович. Я хотел бы обратить внимание на то, что сказал Анатолий Геннадьевич, законопроект как раз направлен на то, чтобы ограничить монополию, которая фактически сложилась на рынке и дать возможность всем игрокам этого рынка, всем банкам на равных предлагать свои решения, платёжные решения для граждан, что в свою очередь должно привести к удешевлению услуг, платёжных услуг, которые предлагаются банками как для граждан, так и для торгово-сервисных предприятий. Тем не менее, как уже было сказано об этом, была дискуссия, чтобы было понятно, эта услуга по формированию ОК-кода уже и сейчас бесплатна, и предполагается соответствующую норму ко второму чтению предложить на ваше рассмотрение. Спасибо. Валерий Гартунг: - Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги! Начну своё выступление с поговорки. Как вы думаете, где бесплатный сыр находится? Да, вот именно сейчас про это и будет речь. Когда вводилась карта "Мир", тоже говорили, что, ну, там же Visa, MasterCard дорогие, вот эта будет дешевле. Когда вы переходите на единственное решение, рано или поздно за это платят все, когда уничтожаете конкуренцию, потом за это все начинают платить. Поэтому напоминаю вам про это. Теперь по проекту закона. Константин Михайлович сказал, что мы вводим единый стандарт. Константин Михайлович, если бы вы вводили единый стандарт, то у меня вопросов бы не было. Именно на этом и настаивал наш комитет. Вы не уничтожайте конкуренцию, вы введите единый стандарт и всем банкам скажите, вот вы действуете по этому стандарту. Никаких проблем. Как, например, в робототехнике сделали. Создали национальный стандарт, и все производители робототехники работают по нему, потому что, если они работают по одному стандарту, то все решения работают между собой, неважно, кто его выпустил, вот и всё. Мы такой вариант предложили в нашем комитете. Нет, вы хотите уничтожить конкуренцию, вы хотите одного оператора оставить. Поэтому не вводите в заблуждение зал. Теперь плюсы этого законопроекта. Безусловно, я согласен с тем, что в банковской сфере сложилась олигополия, это плохо. Несколько крупнейших банков, используя своё доминирующее положение на рынке, развивают свои технические возможности и предлагают решения, которые другие банки априори не смогут предложить. Центральный банк в этот вопрос вмешивается и говорит, а теперь вот ещё и мы здесь будем участвовать, и мы это решение будем для всех остальных распространять. Это хорошая новость. Но если вы говорите, что теперь вместо олигополии будет монополия, это неправильно. Понятно, в чём разница? То есть нам Центральный банк вместо олигополии предлагает монополию, это ещё хуже, чем олигополия. Что мы предлагаем? В заключении нашего Комитета по защите конкуренции написано, пожалуйста, вводите это, но найдите решение, чтобы другие игроки тоже здесь остались, чтобы они не давали вам злоупотреблять своим доминирующим положением. Потому что я и регулятор, я и участник рынка. Нормально так устроились. Мы и так уже довели экономику с вашей политикой Центрального банка, уже у нас падает всё производство, а вы всё боретесь с инфляцией, повышением ключевой ставки. Вы уже всё уничтожили, а инфляция как была, так и осталась. Поэтому давайте мы хотя бы здесь не будем делать таких же ошибок. Поэтому, коллеги, в заключении Комитета по защите конкуренции, я не буду его зачитывать всё, там всё подробно написано. На самом деле, если в том виде, в котором сейчас предложение вы примите, да, то вы убьёте всю конкуренцию. Этого допустить ни в коем случае нельзя. Вам никто спасибо за это не скажет, потому что потом за это заплатят наши граждане и спросят с вас. Поэтому, коллеги, в этом законопроекте есть разумное зерно, ко второму чтению его можно доработать. Комитет по финансовому рынку всё это указал. В заключении нашего Комитета по защите конкуренции тоже всё указано. И мы согласны с тем, что можно принять этот законопроект, при условии доработки. Поэтому наша фракция воздержится в голосовании в первом чтении. Если во втором чтении все это будет учтено и то, что сказал Анатолий Геннадьевич, то, что здесь в заключении Комитета написано по финансовому рынку, то тогда можно будет за него проголосовать и во втором и в третьем чтении, а пока мы воздерживаемся. Спасибо. Аксаков Аксаков: - Уважаемые коллеги, я справедливости ради хотел бы сказать о том, что платежная карта "Мир" и национальная система платежных карт помогли нам выстоять в тех решениях, которые недружественные страны приняли против нас. Поэтому, слава Богу, что такое решение было принято и нами, и Центральным банком, и сейчас это одна из лучших в мире систем, обеспечивающая наших граждан соответствующими услугами. Мы законопроект обязательно будем дорабатывать вместе с Центральным банком, с депутатами, с рынком. Уверен, что примем самое здравое решение, направленное на решение задач и интересов наших граждан. Спасибо за внимание.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025