Депутаты фракции "СРЗП" о развитии Арктической зоны РФ 21 мая 2025
15208210
15208310
15208410
15208510
15208610
15208710
21 мая на правительственном часе в Государственной Думе по теме "Об актуальных вопросах социально-экономического и инфраструктурного развития Арктической зоны Российской Федерации" состоялись выступления представителей Правительства РФ. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" вопросы задали Федот Тумусов, Марина Ким и Андрей Кузнецов, выступил Федот Тумусов.
Федот Тумусов:
- У меня вопрос Министру энергетики.
Уважаемый Сергей Евгеньевич, вы прекрасно знаете, что в Арктике действует огромное количество дизельных электростанций в так называемых изолированных населенных пунктах, их полторы тысячи плюс почти четыре тысячи угольных котельных, при этом потеря ресурсов достигает до 40%. Тарифы растут космическими темпами.
Средневзвешенный экономически обоснованный тариф на электроэнергию составляет более 65 руб. за киловатт час, на тепловую энергию в среднем около 13 тыс. руб. гигакалорий. В этих условиях у ряда экспертов есть предложение в перспективе перейти на производство электро- и теплоэнергии на микроатомных установках под эгидой единого хозяина, например, "Росатома". Какие планы у Правительства по снижению тарифов на энергоресурсы для населения Арктики?
Спасибо.
Сергей Цивилев (Министр энергетики РФ):
- Мы проблему разделяем на две части: стоимость и тарифы. Потому что тарифы, по которым мы сейчас все живём, тариф средний, тариф для Российской Федерации без НДС и без понижающих коэффициентов – это 3,9 руб. за киловатт, а, если убрать понижающие все коэффициенты, 4,6 руб. за киловатт. В регионах Дальнего Востока и Сибири эти тарифы в некоторых выше, в некоторых ниже, и эти тарифы устанавливает региональная энергетическая комиссия, это тарифы, которые устанавливают регионы.
А стоимость, действительно, растёт и растёт очень большими темпами. Стоимость растёт из-за того, что мы долгие годы недофинансировали сетевое хозяйство и генерацию Дальнего Востока, и потому что там энергично растёт спрос на электрическую энергию. Спрос на электрическую энергию на Дальнем Востоке растёт намного больше, чем в среднем по Российской Федерации. Эти вызовы, естественно, ещё и приобретают негативный характер, носят негативный эффект и все вызовы, с которым сталкивается экономика Российской Федерации. Поэтому мы занимаемся, Министерство энергетики, во-первых, плотно работает с командой Юрия Петровича Трутнева (Полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе – Прим. ред.), со всеми заинтересованными ФОИВами и с региональными командами.
Мы занимаемся системой управления стоимостью, это очень важно. Вот вчера на совещании, которое я проводил в Уфе, на Уфимском электромеханическом заводе, как раз совещание было, касалось развития электроэнергетики Российской Федерации. Мы совместно с "Росатомом" разработали сквозной поток в электрогенерации. Этот сквозной поток, который был вчера представлен всем экспертам. Чтобы понимать, на больших листах мелким почерком, длина этой разработки была 62 метра.
Насколько глубоко и детально мы погружаемся во все этапы формирования стоимости? У нас выбраны группы, на что надо обратить нам внимание, чтобы этой стоимостью управлять.
С точки зрения управления стоимостью я бы хотел обратиться к депутатам, это масштабный инвестиционный проект по развитию электроэнергетики в Российской Федерации. Он, наверное, близок по своим масштабам и значимости к плану ГОЭЛРО, к созданию единой энергетической системы Советского Союза. Я бы попросил вас для этого масштабного инвестиционного проекта создать отдельный порядок регулирования, примерно такой, какой был на Олимпиаде, к примеру. Это повлияет на стоимость, повлияет на сроки, и, в конечном итоге, мы сможем предоставить энергетику по другой цене.
С точки зрения тарифов. Сейчас эти тарифы компенсируются дальневосточной надбавкой. На сегодняшний год дальневосточная надбавка составляет 30,2 млрд руб. Эта инвестиционная надбавка постепенно уходит к 2028 году. Мы считаем, что для того, чтобы решить это, надо сформировать несколько источников. Один из источников – это продление инвестиционной надбавки. Это продление инвестиционной надбавки должно идти не на компенсацию выпадающих доходов, оно должно идти как раз конкретно на строительство объектов генерации, на строительство сетей и увеличение надёжности сетевого хозяйства. То есть продлеваем дальневосточную надбавку, но всё это продление должно быть окрашено обязательно под чёткие цели.
Второе – конечно же, повышение тарифов на Дальнем Востоке. Но как они должны повышаться? Для предприятий, находящихся на Дальнем Востоке, тарифы, на наш взгляд, не должны повышаться выше, чем средние по России для промышленных предприятий.
Для населения. Население мы обязаны поддерживать, особенно социально незащищённые слои населения. Там должна быть адресная поддержка. Кому-то, наверное, надо оставить на таком же уровне, а, может быть, каким-то слоям населения сделать ещё меньше тариф, чем сегодня они платят. Но сегодня за счёт того, что регионы эти тарифы берут на себя, у них появляются выпадающие доходы, я сам как губернатор это знаю. И сумма этих выпадающих доходов, которые компенсируются сейчас из бюджета регионов, исчисляется десятками миллиардов рублей. Поэтому к этому надо будет добавить, значит, первый источник – это инвестиционная надбавка, продление, второй источник – повышение тарифов на тех условиях, о которых я сказал, и третий, конечно же, источник – нужна поддержка нашего бюджета, бюджета Российской Федерации.
Я прошу поддержать наши предложения. Мы готовы, если требуется, отдельно подробно по этому вопросу доложить в Государственной Думе.
Спасибо за внимание.
Андрей Кузнецов:
- Мой вопрос, возможно, не только к Алексею Олеговичу, потому что он касается взаимодействия, наверное, нескольких министерств.
Вот полноценное развитие Севморпути в интересах нашей страны, оно невозможно без раскрытия потенциала рек Лена, Обь, Енисей, и речь идёт о восстановлении и развитии в первую очередь грузового транспортного потенциала этих водных артерий. Хотелось бы понять, насколько Правительство вообще рассматривает эту стратегию развития и в каком состоянии. Может быть, план имеется? Потому что для экономического потенциала нашей страны вот эта часть, она имеет колоссальное значение, потому что речь идёт действительно о выгодном пути доставки товаров во все точки мира.
Спасибо.
Алексей Чекунков (Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики):
- Андрей Анатольевич, спасибо за вопрос. Я готов ответить.
Это действительно для нас важнейшая часть транспортной логистики, которая с учётом планов по расширению СМП рассматривается как альтернатива направлению ряда грузов на Восточный полигон железных дорог, соответственно, снижение напряжённости, снижение перегрузки и узких мест в железных дорогах.
В частности, за 2024 год проведены дноуглубительные работы в бассейнах означенных вами рек общим объёмом 10 миллионов кубических метров. И, например, на маршруте "Красноярск-Дудинка" практически на две тысячи километров увеличена пропускная способность до судов с осадкой три метра, что позволяет проводить расширенную навигацию.
Приобретено за 2023-2024 годы 22 технического судна для обслуживания навигации по данным рекам и заказаны 13 земснарядов для проведения дноуглубления.
Вместе с тем, с учётом масштаба задачи, пока дноуглубительные работы и содержание речной инфраструктуры проводятся не на 100%, в соответствии с нормативами финансовыми, которые должны быть.
Есть поручение Президента о том, что с 2026 года необходимо обеспечить содержание рек и проведение дноуглубительных работ, содержание портов, терминалов в объёме 100% от нормативов, что позволит расширить возможности навигации. И мы вместе с Министерством транспорта работаем над интеграцией проектов по созданию новых речных терминалов, по расширению навигации в общий план развития Севморпути, повторюсь, речная логистика является его интегральной частью.
Марина Ким:
- Уважаемый Алексей Олегович, Арктика – безусловно, важнейший стратегический приоритет нашей страны. Планы до 2035 года озвучены космического масштаба. Участвовали в Арктическом форуме, блестяще проведённом.
Но вот социологические опросы, проведённые не среди чиновников, а среди простых, обычных людей, показали, что они недостаточно понимают сущность современной Арктики. Не могут назвать правильно географическое положение, какие регионы входят в состав, какие природные ресурсы. И самое главное, отсутствует такой чёткий ценностный фундамент, который бы позволял обществу самостоятельно ответить на ключевые вопросы: что такое Арктика сегодня, завтра? Почему она необходима? Почему необходимо стремиться туда попасть?
В связи с этим просим разъяснить, какие меры министерство предпринимает для формирования у граждан системного понимания значимости Арктики. Вы частично сегодня уже ответили. И, возможно, необходимы корректировки в Стратегии развития Арктики.
Алексей Чекунков:
- Марина Евгеньевна, спасибо за вопрос. И я вас лично хотел бы поблагодарить за участие в популяризации Арктики, за работу в рамах национального центра "Россия", где арктические стенды и мероприятия, форумы, посвященные развитию Арктики, привлекали большое внимание, прежде всего, молодежи, наших учеников школ и студентов, которые живо интересовались карьерными перспективами в деле развития Арктики. Это не так просто для обычного человека узнать о том, что, например, город Якутск – это не Арктика де-юре. Но Россия глобальная северная держава и юридически к Арктическим регионам, о чем Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.) говорил, у нас относятся только полностью четыре региона и макушки остальных регионов, которые находятся в Заполярье.
Поэтому популяризация развития Арктики, безусловно, проводится и в рамках Арктического форума, он из-за пандемии на протяжении шести лет не проводился, была длинная пауза с 2019 года, начиная с этого года он будет проводиться каждые два года. Принято решение о том, что площадка в Мурманске, успешно зарекомендовавшая себя, будет задействована и впредь.
Но, конечно, по нашей линии помимо той работы, о которой я сказал, с национальными приоритетами, работы в рамках национальной выставки "Россия", очень важная просветительская работа с обществом "Знание", с "Движением первых", с участниками программы "Время героев", с будущими управленцами в рамках мастерской "Сенеж", привлечение людей для участия в глобальных проектах по развитию Арктики.
Приведу пример. По заказу Совета Федерации социологическое исследование проводилось об удовлетворённости туристов от поездок, от внутреннего туризма. И самый высокий с отрывом уровень удовлетворенности в 97% показали именно поездки на север в Арктическую зону, потому что, видимо, люди изначально не знали, чего ждать, не было высоких ожиданий по поводу погоды, а по факту поездки случились впечатления близкие к полету в космос. И мы видим по цифрам с туристическим потоком в Арктике, что популярность этих направлений растет.
У нас в рамках преференциальных режимов более 100 инвестиционных проектов реализуется как раз направленных на развитие туризма, а когда люди туда поедут уже, что называется, обычным человеческим телеграфом узнаваемость Арктики и знания об Арктике будут расти.
Федот Тумусов:
- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые члены Правительства!
Великий русский человек Михайло Ломоносов в своё время сказал: российское могущество будет прирастать Северным океаном, то бишь Арктикой. Можно сказать, что мы сегодня подводим итоги первой пятилетки реализации решений Президента Российской Федерации.
Итак, каковы же итоги? Если пройтись по критериям эффективности реализации государственной политики в Арктике, определенных указом Президента, то особо радоваться пока нет оснований.
Берем первый показатель – ожидаемую продолжительность жизни при рождении. Он не растет. Второй показатель – коэффициент прироста населения. Растет только за счет мигрантов. Третий – уровень безработицы среди коренного населения не снижается.
По обеспечению интернетом. Постоянные аварии, из-за обрыва кабеля районы неделями, а иногда и месяцами лишаются интернет-связи и так далее.
Всего 14 показателей эффективности. Вот и в докладе Министра по развитию Дальнего Востока и Арктики эти цифры скромно умалчиваются.
Мы понимаем, что мы имеем два магистральных направления реализации Стратегии развития Арктики и Арктической зоны Российской Федерации. Глобальное направление – это обеспечение военной безопасности, обеспечение национальных интересов страны, а также вовлечение в оборот природных ресурсов Арктики в сфере развития экономики.
Но нам, коренным северянам, хочется быстрых результатов в улучшении качества жизни конкретно в Арктических территориях. Что и кто мешает нам быстрее идти к комфортной и качественной жизни в Арктике? Четыре слабых коня инфраструктуры. Четыре слабых коня, характеризующих состояние инфраструктуры на Арктических территориях.
Первое – транспорт. Второе – энергетика. Третье – жилье и соцкультбыт. Четвертое – продукты питания.
Если до 90-х годов прошлого столетия состояние этих коней инфраструктуры Арктики было, можно сказать, хорошим, то за последние 30 лет мы видим падение всех показателей.
Возьмем транспорт. Цены на авиабилеты растут. Самолеты безнадежно устарели. Ранее действовавшие малые аэропорты закрыты. Современные виды транспорта, кроме, может быть, снегоходов, не доступны.
Второе. Главным тормозом развития местной экономики является состояние энергетики. Пример. Дизельная электростанция в поселке Тикси, который является одним из главных портов Северного морского пути, находится в аварийном здании. Дизеля образца 30–40-х годов прошлого века работают на последнем издыхании. И таких энергоизолированных населённых пунктов в стране 1,5 тысячи в 17 субъектах Федерации, которые обеспечиваются таким же количеством дизельных электростанций, отапливаются почти четырьмя тысячами котельных, потребляющих дальнепривозное дизельное топливо и уголь.
Ключевой проблемой энергоснабжения здесь является его высокая себестоимость, поскольку экономически обоснованные тарифы на электроэнергию в девять-десять раз и на тепловую энергию в пять с половиной раза выше соответствующих средних тарифов на промышленном предприятии в центральной зоне электроснабжения. Как население, так и промышленные потребители нуждаются в субсидировании тарифа. Общий объём субсидирования тарифа на электрическую теплоэнергию здесь составляет, по усреднённой оценке, 150 млрд руб. в год.
Ещё одной проблемой является организационная разобщённость дизельных электростанций и котельных, два разных ведомства. Что не позволяет комбинировать выработку и приводит к значительным, до 40%, потерям ресурсов, поскольку технологические процессы производства энергии разнятся. Требуются новые технологические организационные решения. Министр энергетики всё время ссылается на губернаторов, но мне кажется, этот вопрос надо рассмотреть именно на федеральном уровне.
Третье. Состояние третьего коня, жилищного фонда объектов социальной инфраструктуры, тоже оставляет желать лучшего. Пример. Посёлок Черский, некогда бывший центром полярной авиации. Здесь даже в районном центре нет больницы, поликлиники, все находится в приспособленных помещениях, об этом я уже говорил с этой высокой трибуны. Вообще-то Президент Российской Федерации дал прямое поручение изменить механизм финансирования здравоохранения в Арктике.
Следующее. Надо разрешить строить многофункциональные социальные комплексы для населённых пунктов численностью населения до 500 человек. В жилищном строительстве упор сделать на строительство арендного жилья.
Четвёртое. Самочувствие человека в Арктике во многом определяется доступностью, разнообразием продуктов питания.
Принятый нами закон о северном завозе будет реально работать на людей, если будет нормальный финансовый механизм закупки и дотирования транспортных расходов завоза продуктов питания и товаров народного потребления, иначе он превратится опять в кормушку для недобросовестных людей.
В целом можем констатировать, что нам рано пока ещё подводить какие-то итоги, пусть даже пятилетние, мы находимся в самом начале пути решения застарелых проблем социально-экономического развития российской Арктики, но кто-то ведь сказал: "Русские долго запрягают, но быстро едут", кажется, Бисмарк.
Спасибо за внимание. | Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025 |
|