ГлавноеСобытияПартияПрограммаДепутатыФракция в ГД
Лента новостейОфициальноАнонсыСМИФотоВидеоАудиоEnglish

Депутаты фракции "СРЗП" о кадровом обеспечении медицинских и образовательных организаций

05 марта 2025

14985510 14985610 14985710 1498581014989510 5 марта на пленарном заседании Госдумы прошёл правительственный час "О кадровом обеспечении медицинских и образовательных организаций". С докладом выступил Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко. От фракции "СРЗП" вопросы задали Федот Тумусов, Яна Лантратова, Александр Терентьев. Позицию фракции озвучил Федот Тумусов. Также состоялось выступление Сергея Кабышева. Яна Лантратова: - Уважаемый Михаил Альбертович, в системе здравоохранения фиксируется рост дефицита специалистов, особенно среди медицинского персонала. Был соцопрос, и 75% врачей отметили, что отмена интернатуры привела к снижению качества подготовки специалистов. Молодые врачи, которые выпускаются из медицинских вузов, порой не обладают достаточными практическими навыками. Национальная медицинская палата предлагает рассмотреть вопрос возвращения интернатуры. Насколько сейчас это реально в современных условиях? Какие финансовые, организационные барьеры могут возникнуть? И повлияет ли это на кадровый дефицит? И какие альтернативные меры можно предложить для улучшения подготовки врачей? Возможно ли введение единой системы наставничества, при которой молодые специалисты обязаны поработать под руководством опытных врачей в течение первых трёх лет после окончания вуза. Михаил Мурашко: - Спасибо большое, Яна Владимировна, я вопрос понял. Как раз когда обсуждали вопрос по трудоустройству выпускников из вузов в учреждения, в том числе и государственные в первую очередь, в этих учреждениях, конечно же, обязателен вопрос наставничества. И как раз когда молодой выпускник проходит систему именно интеграции в правила, в культуру соблюдения клинических рекомендаций, порядков, конечно, он должен быть в большом, серьёзном и мощном коллективе. Неважно за счёт какого источника средств ты обучался, ты должен это пройти, потому что, если человек уходит в самостоятельную клиническую какую-то практику, это риски для пациентов в первую очередь и, конечно же, риски для непосредственно самого врача этого. Поэтому считаем, что именно наставничество и сопровождение однозначно необходимо. Вопрос интернатуры, если мы смотрим тот вариант, который ранее был, советский период, то вот сейчас прозвучала фраза, что медицинское образование будет уделом только состоятельных семей. У нас разногласий, кстати, по численности, потребности в медицинских работниках в обновлении нет с Минтрудом, потому что мы показывали цифру, это разница, дефицит, разрыв с учётом, в том числе и тех людей, которые должны приходить на место уже увольняющихся специалистов, там как раз мы выходим на цифру порядка 100 тысяч человек в год, это с учётом среднего и врачебного персонала. Причём, если говорить об интернатуре в чистом варианте, то, наверное, нужно её пересмотреть как сопровождение молодого специалиста вузом. Вот такое направление, оно теоретически возможно. Александр Аксёненко: - Уважаемый Михаил Альбертович, вопрос нехватки медиков в регионах стоит очень остро, сегодня мы этот вопрос уже много раз поднимали. Наша фракция неоднократно выступала и выступает за введение обязательной отработки для выпускников медицинских вузов и колледжей, обучающихся на бюджетной основе. Такая практика позволила бы обеспечить больницы медкадрами. Особенно там, где нехватка специалистов особенно остро чувствуется.Однако здесь важно учитывать, что система обязательного распределения должна сопровождаться и системой мер поддержки медицинских работников при переезде в регионы и обеспечении жильем. Вопрос. Как Минздрав относится к введению обязательной отработки для выпускников-бюджетников? Есть ли у вас понимание того, как будет организован процесс распределения бюджетников, какие меры поддержки государство готово предложить молодым специалистам для того, чтобы работа в регионах действительно стала для них привлекательной, а не вынужденной мерой? Спасибо большое. Михаил Мурашко: - Ну, первое. Слова благодарности за вашу позицию, потому что она идёт в синергии с нашими мнениями. И второе. Конечно, нужно делать меры социальной поддержки для выпускников, которые особенно идут работать в те населённые пункты, где, так сказать, необходимо создавать эти меры, потому что мы видим, что население-то тоже выбирает место жительства по определённым стандартам жизни. А медицинский работник ничем не отличается от любого другого человека. Поэтому, когда мы начали делать это продолжение, помимо "Земского доктора", мы увидели, что она привлекательна, но, тем не менее, этой меры недостаточно, почему и появились социальные выплаты на селе. Медик, приезжающий в населённый пункт, должен получить поддержку по жилью на этот период. Иначе в какой ситуации он окажется, когда мы его туда привлечём? Если говорить о распределении, у нас есть сейчас три категории, по которым мы должны сегментировать это всё. Первая – это те целевики, которые получили направление и обучались за счёт бюджета для возврата непосредственно в этот регион и в медицинскую организацию. По ним совершенно чётко нужно делать штрафные санкции. С вашим участием мы приняли решение, что даже те, кто возвращался к себе обратно в населённый пункт, получал выплату по программе "Земский доктор". Мы с вами это всё решили, поправили, и это сегодня позволяет молодым людям, которые из своего населённого сельского пункта уехали учиться, вернуться обратно и получить эти дополнительные средства по программе "Земский доктор". Вторая категория – это те, кто учится за счёт средств бюджета, их порядка где-то 25-27%. Они должны сейчас принимать решение по отработке. По ним в том числе, я говорю, чтобы это была не только отработка, но и обучение для него и формирование культуры правил. Сегодня об этом профессор Румянцев говорил – о том, что он должен погрузиться в наставничество, и многое другое. И третья категория – это платники. Последние недели было много предложений разных, интересных, в том числе. Кто-то говорит, что, если отрабатывать где-то в Арктике или на Дальнем Востоке, это меньший срок должен быть. То есть вот эти все предложения сейчас обобщаются, но отработка и социальные гарантии должны идти рука об руку, потому что медицинский работник не должен быть ущербным, так сказать, в своих правах и начинаниях. Спасибо. Александр Терентьев: - Уважаемый Михаил Альбертович, огромное количество людей нуждается в лечении посттравматического синдрома, и ситуация только усугубится после окончания специальной военной операции. Насколько готова система здравоохранения и социальной защиты удовлетворить потребность пострадавших в ходе военных действий в психологической поддержке? Налажено ли взаимодействие Минздрава и Минтруда с Минобороны в части предоставления военнослужащим, в том числе нуждающимся в госпиталях, психологической помощи? Какие меры принимаются министерствами, чтобы подготовить родственников к возвращению их близких с психотравмой домой? Как представители Правительства относятся к идее организации бесплатных курсов для родственников людей, вернувшихся со специальной военной операции, дающих понимание, как строить с ними отношения? Михаил Мурашко: -Спасибо большое. Начну с того, что до начала специальной военной операции мы видели, что происходит в пандемию. Что уровень депрессии достаточно высокий был, плюс, в целом, в системе здравоохранения не было психологического и психотерапевтического сопровождения, в том числе на этапе поликлинических подразделений. Мы выпустили порядок оказания медицинской помощи по психиатрии, в котором прописали обязанность в каждой медицинской организации поликлинической иметь психолога и маршрутизацию пациентов к психотерапевту. И после начала специальной военной операции это направление было трансформировано. Сейчас в рамках работы с фондом "Защитники Отечества", в рамках работы с Министерством обороны при передаче и при демобилизации этих военнослужащих непосредственно к возврату в место проживания первое, что происходит в фонде "Защитники Отечества" и при постановке на учёт – контакт с демобилизованным. В случае, если контакт не установлен, то в программе государственных гарантий зафиксировано, чтобы медицинская организация связалась с социальным координатором и, в том числе, отработала с семьёй. Это очень серьёзный и важный процесс. Видя, как работали с афганцами, с участниками чеченской кампании, мы понимаем чётко, что если сейчас этого направления не будет в работе и в коммуникации, к сожалению, сформируется целый комплекс проблем психосоматического характера и так далее. И кадровый дефицит в этой же части, он тоже достаточно серьёзен, но поскольку мы расширили это направление, сегодня практически все поликлинические подразделения укомплектованы. И сейчас рассматриваем ещё один вариант. Этот опыт мы обсуждали с Москвой. Москва в рамках своего бюджета уже реализовала центры ментального здоровья, которые также не стигматизируют пациента, потому что прийти в психиатрическую клинику – это всегда сложный выбор. Для того, чтобы не было этой стигматизации, нужно вынести этот объём помощи. Сейчас при институте Сербского у нас создано специальное подразделение в Хмолино – это центр по реабилитации участников, которые имеют тяжёлый ПТСР-синдром, и, соответственно, по ним дополнительно, там, где необходима госпитализация, отрабатывают специалисты. Плюс в научном плане у нас сейчас есть несколько разработок научных, которые также заходят в клинические исследования по лечению и купированию ПТСР-синдрома. Спасибо. Сергей Кабышев: 14985910 - Уважаемые коллеги! Преодоление кадрового дефицита, какой бы мы путь не избрали, не может происходить за счёт снижения качества подготовки кадров, о чём здесь уже говорили. Качество же образования – это надпартийная государственная задача, которая должна решаться совместными усилиями на межфракционной основе. При этом поиск новых кадровых моделей, внедрение которых потребует времени, должен сопровождаться оперативными решениями, чтобы граждане уже сегодня ощущали изменение к лучшему. Основная задача, которую предстоит решить, состоит в формировании государственной системы планирования и гарантирования занятости в медицинской и педагогической отраслях. Увеличение КЦП, регулирование платного приема, другие меры, о которых говорилось сегодня, – только часть этой системы. Главное же – обеспечить приток и закрепление кадров там, где это необходимо. От избирателей исходит запрос на усиление роли государства в кадровом оснащении здравоохранения и образования. Хотел бы высказать ряд принципиальных соображений по этому поводу. Конституция гарантирует бесплатность высшего образования, которое предоставляется на конкурсной основе, а потому его бесплатность не является безусловной, может быть реализована в разных формах. Так, сегодня общий конкурс совмещается с конкурсом на целевое обучение, и итоги последнего выражаются в договоре, включающем в себя обязанность по трудоустройству и штрафные санкции за его нарушение. Конституционный суд признал обоснованными такие санкции, с учётом самой природы данного договора. Следовательно, Конституция допускает механизм получения высшего образования, при котором его бесплатность обусловлена добросовестным выполнением выпускником встречных обязанностей. Полагаю, если человек связывает профессиональное обучение с социально значимыми отраслями, в которых реализуется особая ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и обучение, а государство, полагаясь на этот выбор, обеспечивает качество образования для получения профессии, создавая тем самым условия для реализации жизненно важных интересов других лиц и общества в целом, то допустимые и справедливые механизмы гарантированного трудоустройства, исключающие производный, вопреки правомерным ожиданиям, отказ выпускника от работы по профилю. Никто не может осуществлять свои права, нарушая права другого. Поэтому свобода выбора выпускника, если мы говорим о медиках и педагогах, не может ставиться выше социальных прав, защищать которые гражданин вызвался, избрав такой профессиональный путь. Так что модель обязательного трудоустройства вполне возможна, в том числе, кстати, для платного обучения, поскольку образование – не услуга ради частного интереса, а выпускник-педагог или медик несёт равное бремя социальной солидарности. Говоря об обязательном трудоустройстве как принципиально допустимом решении, считаю преждевременным оценивать эту кадровую модель как лучшую. Нужны выверенные, просчитанные решения на основе чёткого прогнозирования всех рисков и последствий. Нельзя исключать, а может быть, нужно сочетать с обязательным трудоустройством по модели распределения выпускников и другие варианты. В частности, это могут быть усовершенствованные инструменты практической подготовки, о чём сегодня говорил уже академик Румянцев и коллега Леонов. Возможно введение специальных профессиональных контрактов по аналогии с военным образованием, заключаемых при зачислении, либо переход на полностью целевое обучение. Можно предусмотреть требования к минимальному стажу для самостоятельной работы по профессии, который должен формироваться в государственных системах здравоохранения и образования. Но любые варианты требуют мотивации выбора в целях преодоления кадровой асимметрии. Отмечу, что более 70 стран в мире используют различные модели так называемой обязательной отработки от минимум одного года до максимум девяти лет, направляя работников здравоохранения в сельские отдалённые районы. Зарубежный опыт показывает, что только повышенная оплата труда, предоставление жилья, доступ к постоянному профессиональному развитию, кураторская поддержка дают эффект применения таких моделей. Как бы то ни было, обязательное трудоустройство – это не волшебная палочка, а сложный инструмент, требующий аккуратной настройки. Необходимо активнее формировать территориальную сеть организаций профильного образования, приближая место обучения к месту работы, не допускать упразднения, растворения сложившихся педагогических и медицинских вузов, о чём сегодня уже тоже говорили. Должен быть полнее раскрыт потенциал института социального партнёрства и экономической солидарности, включая повышение ответственности регионов и крупнейших компаний за развитие социальной инфраструктуры и содействие в подготовке медицинских и педагогических кадров. Коллеги, мы вместе с Правительством обязаны использовать все возможности, чтобы качественная медицина и образование были равнодоступны, независимо от места жительства. Если каких-то полномочий Правительству не хватает, мы готовы вам их предоставить. От этого зависит не только благополучие человека, но и эффективное освоение территорий страны, наше государственное единство и суверенитет. Спасибо за внимание. Федот Тумусов (выступление от фракции): - Уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые члены Правительства, в ходе подготовки правительственного часа мы, конечно, связались с субъектами Российской Федерации и получили очень много предложений. Их все, конечно, в кратком выступлении невозможно озвучить, но некоторые всё-таки приведу. В Амурской области на одну ставку работает всего 36% учителей-предметников. От полутора до двух ставок имеет половина педагогического корпуса. Главная ключевая проблема для привлечения специалистов в регионы – это, конечно, жилищная проблема. И регионы её по-разному решают. Например, в Мурманской области в рамках программы "Свой дом в Арктике" педагогические работники региона могут получать единовременную денежную выплату в размере полутора миллионов рублей на приобретение, строительство индивидуального жилья. Правительство Карелии предлагает дополнительно установить целевое квотирование в объёме не менее 75% от общего количества контрольных цифр приёма в вузы. В Сахалинской области в результате принятого комплекса мер по привлечению работников в систему общего образования количество педагогических работников в системе общего образования увеличилось на 10% в прошлом году. Много разного рода предложений типа "я против трудоустройства мигранта в сферы медицины и образования". Давайте зададим очень простой вопрос: где, прежде всего, не хватает медицинских работников, врачей, сестёр, учителей и, прежде всего, предметников? Конечно же, в отдалённых населённых пунктах, малых поселениях, малых городах. Потому что существующая система материального стимулирования, организации комфортной жизни для человека работает, как пылесос. При этом пылесос стоит где-нибудь в центре и высасывает кадры из окраин в центры. Потому что, как говорил Иосиф Сталин, кадры решают всё. И вот вроде как системно начали решать проблемы оплаты труда медицинских работников. Первоначальная идея очень хорошая. Врач одной и той же квалификации за одну и ту же работу должен получать примерно одинаковую, равную заработную плату, вне зависимости от региона, где он живёт и работает. Хоть в Москве, хоть на Кавказе. Задумались сделать пилотные проекты в трёх регионах. Хорошо. Даже отлично. Но на дворе уже март месяц, а воз и ныне там. Пилотные проекты ещё и не начинались. Спрашиваем в Минздраве России. Отвечают: вот собрали информацию и моделируем. И сказали, что пилотные проекты начнутся со второго квартала. Будем надеяться и ждать. Спрашиваем на местах: полная апатия. Сидят, ждут и боятся. Кстати, по единообразию понимания проблем нехватки кадров тоже огромные проблемы. Об этом говорила Счётная палата, об этом здесь говорили коллеги. Ну вот когда спрашивают у местных министров здравоохранения о проблемах кадров, говорят примерно так: а у нас обеспеченность кадрами 92%. Да вы что? Если судить по этим цифрам, проблем-то особых нет, 92% обеспеченность. Но ларчик открывается очень просто. Если штатное расписание занято хоть на полставки, это означает обеспеченность. Врачи работают на двух, даже на трёх ставках, и это называется, они закрыли обеспеченность. То есть терапевт работает одновременно на полставки ЛОР-врачом, это означает, потребность в ЛОР-врачах обеспечена. В общем, пока мы все с вами не определимся, к какой численности мы стремимся, не сделаем единую и понятную всем методику её расчёта, у нас не будет ни чёткой стратегии, ни чёткого плана действий. Что же делать? Первое. Принять срочные меры по автоматизации рабочего места всех врачей. Применение искусственного интеллекта при диагностике может сэкономить до 30% рабочего времени врача. Второе. Рассмотреть возможность законодательного закрепления понятия "мобильная медицина" для оказания медицинской помощи для отдалённых малонаселённых поселений. В отдалённых населённых пунктах, особенно на арктических территориях, мобильная медицина могла бы стать эффективным механизмом оказания медицинской помощи, с целеполаганием работать на продление ожидаемой средней продолжительности жизни. Вот, например, имеется пять административных районов, каждый с населением не более пяти тысяч человек, и в каждом районе иметь узкого специалиста типа онколога, того же лора, офтальмолога, практически нереально сегодня. И тут мобильные бригады из врачей могли бы объезжать эти районы по графику. Вот в моей родной Якутии это уже делается, но надо идти дальше. Третье. В настоящее время широко обсуждается предложение Минздрава России об обязательной отработке выпускников-медиков. Можно было бы расширить применение образовательных кредитов: кредиты или надо возвращать с процентами, или можно отработать. Четвёртое. Фундаментальная проблема для привлечения медиков и учителей в отдалённые населённые пункты – это отсутствие комфортного, благоустроенного жилья. Нужна федеральная программа. Пятое. О заработной плате. За одну и ту же работу специалист должен получать одинаковую заработную плату, за исключением некоторых региональных особенностей, например, районных коэффициентов и северных надбавок, и, кстати, последние должны финансироваться из федерального бюджета. И в заключение. Самое главное, всем надо понять, что пока система финансирования и образования, и здравоохранения будет организована исходя из численности и учеников, и пациентов без учёта огромных расстояний, множества малонаселённых пунктов, без учёта региональных, а значит и особенностей нашей великой Российской Федерации, ничего хорошего не будет. Так и будем работать, как пожарные: потушили один пожар, возник другой пожар, а в целом пожар всё равно будет тлеть. Нужно системное переформатирование всех этих вещей, а в здравоохранении, прежде всего, надо переходить на сметно-бюджетное финансирование, по крайней мере, для арктических, сибирских и дальневосточных территорий. Спасибо за внимание.

Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2025