Депутаты фракции "СРЗП" о повышении качества медицинского образования
21 января 2025
21 января Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № https://sozd.duma.gov.ru/bill/656009-8 656009-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части повышения качества медицинского образования). С докладом выступил депутат фракции "СРЗП", председатель Комитета ГД по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. Вопросы от фракции задали Яна Лантратова и Федот Тумусов, выступил Федот Тумусов.Сергей Кабышев: - Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Конституция России возлагает на государство особую ответственность за обеспечение общественного здравоохранения. Охрана здоровья – не одно из многих направлений государственной политики, а основа конституционного строя, то есть высшее благо, без которого утрачивают своё значение другие блага и ценности.
В условиях стоящих перед нами вызовов, ответы на которые мы должны искать в потенциале нашего народа, вопросы здравоохранения приобретают исключительную остроту. Нужно отдавать отчёт, что здоровье – и показатель достойной жизни человека, и важнейшее условие укрепления социальной основы нашего суверенитета. Именно по качеству здравоохранения люди судят о качестве государства, его способности создавать условия для оказания квалифицированной медицинской помощи человеку, от которой зависит его нормальное существование, да и сама жизнь. Ошибки, просчёты в оказании медицинской помощи, допускаемые из-за некомпетентности, вызванной пороками системы подготовки медицинских кадров, подтачивают доверие к государству.
В связи с этим хочу подчеркнуть, что рассматриваемый сегодня законопроект направлен на повышение качества подготовки медицинских кадров, не сводится к некой калибровке решения профессионально-отраслевых вопросов, а имеет принципиальное значение как показатель социальной ответственности государства. Поэтому очень важно сегодня подняться над ведомственной казуистикой и не заболачивать проблему, проявить необходимую волю, поскольку существующие механизмы, определяющие квалификацию медицинских работников, совершенствование ими знаний и навыков, чтобы применять привлечение новых технологий и методы диагностики, плохо срабатывают.
Мы как законодатели должны сформировать такой правовой механизм, который бы обеспечил реальные и действенные гарантии получения качественного медицинского образования, а это возможно лишь при наличии необходимой инфраструктуры и условий для эффективной клинической практики лицами, отвечающими высоким квалифицированным и репутационным требованиям.
В настоящее время подготовка медицинских кадров по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры осуществляется в 127 образовательных организациях высшего образования, из которых 49 организаций подведомственны Министерству здравоохранения, 56 – Министерству науки и высшего образования и 14 – частные образовательные организации высшего образования.
Образовательная деятельность по дополнительным профессиональным программам осуществляется более чем в шести тысячах организаций. На практике зачастую складывается ситуация, когда образовательную деятельность как по основным, так и по дополнительным образовательным программам осуществляет организация, не имеющая необходимой инфраструктуры, клинической базы и квалифицированного кадрового состава. Более того, имеются случаи, когда в погоне за прибылью организации подменяют реальное обучение формальными процедурами, а порой и просто предоставлением подтверждающего документа без проведения обучения. Такое положение дел не может быть терпимо.
Напомню, коллеги, что по итогам парламентских слушаний 27 июня 2022 года было дано поручение Правительству усилить контроль за образовательной деятельностью по дополнительным профессиональным программам в сфере здравоохранения. Эти вопросы поднимались и в ходе отчёта Правительства Российской Федерации 3 апреля прошлого года и при назначении министров 14 мая прошлого года.
По поручению Вячеслава Викторовича Володина нашим комитетом совместно с коллегами из комитетов по охране здоровья и просвещения проведена работа в целях выработки механизма, направленного на повышение качества медицинского образования. Результатом данной работы и стал рассматриваемый сегодня законопроект, которым предлагается следующее.
Первое. Наделить Министерство здравоохранения Российской Федерации полномочием по разработке и утверждению типовых дополнительных профессиональных программ медицинского образования.
Второе. Ввести документ, требуемый для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, заключение Росздравнадзора на предмет соответствия кадрового обеспечения материально-технической базой образовательных организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов типовых дополнительных профессиональных программ. Форму заключения, порядок и условия её выдачи, а также критерии соответствия всем этим требованиям предлагается устанавливать Минздраву Российской Федерации.
Третье. Установить запрет на применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных программ как среднего, так и высшего фармацевтического, медицинского образования, а также дополнительных профессиональных программ, предусматривающих практическую подготовку.
За прошедшее с момента внесения законопроекта время мы ещё больше убедились в его актуальности. В мае прошлого мы вместе с Бадмой Николаевичем Башанкаевым (депутатом Госдумы – Прим. ред.) направили запрос Председателю Правительства Российской Федерации о проверке в частных учебных организациях качества медицинского образования. Ответ получен только вчера от руководителя Рособрнадзора, что в период с сентября по декабрь прошлого года проведены наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении всех частных образовательных организаций, реализующих образовательные программы медицинского профиля. Практически все организации (такая формулировка) нарушают требования законодательства, но при этом никто лицензии не лишен.
Поскольку, очевидно, существующий правовой инструментарий для реагирования недостаточен, нам с вами необходимо сказать своё слово, учитывая, что нам избиратели передали право на законодательную власть временно, а мы два с половиной года уповали на рачительный подход ведомств.
Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре поддерживает концепцию законопроекта, также комитеты Государственной Думы по просвещению, охране здоровья, Правовое управление Аппарата Думы, Правительство РФ, поддерживая концепцию законопроекта, представили к нему замечания, которые могут быть внесены к рассмотрению во втором чтении.
На представленный законопроект поступили отзывы от 30 законодательных органов субъектов Российской Федерации, все положительные, 44 высших должностных лица субъектов Российской Федерации также дали положительные отзывы. Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию поддерживает законопроект.
Прошу поддержать, коллеги, в первом чтении и проголосовать за него.
Спасибо.
Яна Лантратова:- Уважаемый Сергей Владимирович, безусловно, очень важный законопроект. Я почитала мнения экспертов и родительского сообщества.
Для того, чтобы предотвратить манипуляции в данной сфере со стороны недобросовестных организаций допобразования, не считаете ли вы нужным установить лимит дистанционных часов обучения, например, предусмотреть, что в дистанционном формате могут быть реализованы не более 20% от общего числа часов обучения? У нас есть нормы, что, например, 90 часов обучения по такому-то предмету, и можно написать, что из них не более какого-то процента может быть проведено в дистанте, это можно будет прописать, например, в разных стандартах. Какое у вас мнение?
Спасибо.
Сергей Кабышев:- Яна Валерьевна, спасибо за вопрос. Мы как раз и предлагаем Министерству здравоохранения определить исключительно дистанционный порядок обучения. Но что касается полномочий Минздрава, они уже с профессиональным сообществом должны переделить количество этих часов. С моей точки зрения, это возможно.
Федот Тумусов:- Уважаемый Сергей Владимирович, мой вопрос о мошенниках от образования. Вот лицензированное образовательное учреждение имеет доступ к ФРДО – Федеральному реестру документов образования. При этом образовательное учреждение само утверждает программу обучения, само придумывает квалификацию, которой нигде нет, выдаёт диплом и регистрирует её в ФРДО. Например, так появилась новая профессия нутрициолог. Есть профессия эзотерик, парапсихолог. Но эти профессии ни в одном общероссийском классификаторе занятий, видов экономической деятельности не присутствуют. То есть это фальшивки.
Вот у меня вопрос. Законопроект, который вы предлагаете, остановит этот беспредел мошенничества?
Спасибо.
Сергей Кабышев:- Спасибо, Федот Семёнович. К сожалению, законопроектом этот вопрос решается пока только частично, через совершенствование дополнительного профессионального образования, в частности, для получения лицензии по программам ДПО организациям придётся показать заключение Росздравнадзора, и мы будем видеть, какие программы они разрабатывают.
Что касается программ, которые выходят за рамки типовых, которые, вы говорите, сами придумывают, ко второму чтению мы обязательно с Минздравом проработаем этот вопрос с возможностью введения ограничений для таких квалификаций, не предусмотренных действующими нормативными актами.
Федот Тумусов (выступление от фракции):- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Я думаю, что многие из вас задумывались: у нас в России действует Министерство здравоохранения или министерство медицины? А от правильного ответа на этот вопрос зависит и правильный ответ на вопрос: а можно ли обучать хирургов заочно, дистанционно и ещё выдавать диплом о хирургическом образовании? Ответ на второй вопрос очевиден: нельзя, категорически нельзя. И, тем не менее, это у нас в Российской Федерации происходит, потому что у нас по факту, де-юре работает министерство медицинских услуг. Здравоохранение – весь спектр, весь комплекс вопросов охраны здоровья, оказания медицинской помощи гражданам, но наш Минздрав отвечает только за медицинские услуги, особенно в области медицинского образования.
Экспертный совет по народной и традиционной медицине Комитета охраны здоровья, который поручено возглавить мне, в 2024 году занимался вопросами медицинского образования, вернее, наверное, надо сказать проблемами псевдомедицинского образования. Мы, конечно, подключили соответствующие министерства и ведомства, мною был сделан ряд депутатских запросов в Минобрнауки, Рособрнадзор, Минздрав, Росздравнадзор. И что в итоге мы обнаружили?
Первое. Сотни образовательных организаций дистанционно обучают нутрициологов с выдачей дипломов о профессиональной переподготовке по несуществующей квалификации "нутрициолог".
Второе. Ещё столько же обучают дистанционно оздоравливать, исцелять, корректировать, помогать здоровью с помощью мистических и энергопрактик с выдачей дипломов о профессиональной переподготовке с присвоением несуществующих квалификаций "парапсихолог", "эзотерик" или сочетания "психолог-парапсихолог", "реабилитолог", "мастер рэйки", "герудоэксперт" и так далее, и тому подобное.
Третье. Все эти дипломы заносятся в Федеральный реестр об образовании как документы о повышении квалификации и присвоении квалификации.
Четвёртое. Ответы на депутатские запросы в Росздравнадзор и Минобрнауки подтвердили, что это дипломы законные, так как внесены в Федеральный реестр об образовании. Они пишут о том, что лицензированные образовательные организации вправе утверждать свои программы профессионального образования, выдавать квалификационные документы и завести их в ФРДО. Но погодите, если бы это были сертификаты дополнительной курсовой подготовки по гаданию, астрологии и другой парапсихологии, то проблем нет, поскольку эти специальности имеются в общероссийских классификаторах и, конечно, каждый может научиться, чему хочет. Но, когда на работу со здоровьем человека выдаётся диплом о профессиональной переподготовке по несуществующим квалификациям – это, конечно, перебор и беспредел.
При этом, какие бы слова ни использовались – "оздоровление", "исцеление", "коррекция", "помощь здоровью", "помогающая практика" – считаем, что необходимо установить прямой запрет на указание в дипломах о профессиональной переподготовке несуществующих квалификаций. То есть при отсутствии установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения образовательных программ.
Считаем, что у образовательных организаций должен быть закрытый исчерпывающий перечень квалификаций, не оставляющий возможности вписывать произвольные названия. А согласование названий программ профессиональной переподготовки должен осуществлять Минздрав или Росздравнадзор, или иной уполномоченный орган власти. Иначе, прикрываясь дипломами государственного образца, мошенники, некомпетентные лица будут вводить людей в заблуждение, и фактически будет идти дискредитация законодательства об образовании.
Исходя из того доклада, который был сделан авторами законопроекта, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ", конечно, концепцию этого законопроекта поддерживает. Но мы, конечно, будем вносить поправки ко второму чтению.
Мы подчёркиваем, что в данном законопроекте Минздрав наделяется дополнительными полномочиями контролировать весь образовательный процесс, все образовательные пространства. Сегодня оно контролирует подведомственные образовательные пространства. Поэтому оно должно контролировать там, где обучают всем медицинским и другим специальностям, которые касаются здоровья человека. И мы должны реально становиться Министерством здравоохранения, а не медицинских услуг. Поэтому мы поддерживаем и просим поддержать данный законопроект.
Спасибо.