Валерий Гартунг о развитии российской экономики 30 октября 2024
14672310
14672410
30 октября на пленарном заседании Государственной Думы с заявлением по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам выступил заместитель руководителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в Госдуме Валерий Гартунг:
- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Внимательно слушал предыдущих ораторов, но я немножко о другом сегодня скажу. Я не знаю, как вы, а я день начинаю с того, что я читаю сводки с фронтов и заканчиваю день тем же самым. Я думаю, что и большинство из вас точно так же поступают. Мало того, я постоянно получаю письма от наших граждан, от избирателей, которые просят помочь тому полку, тому подразделению, тем, тем, другим. Задают вопрос: когда кончится война? Так вот, я всегда отвечаю: война кончится тогда, когда мы победим. А для того, чтобы победить, нужно обеспечить всем необходимым наших бойцов.
Мы сейчас находимся в такой ситуации, в которой мы находились примерно два с половиной года назад, на таком переломном моменте. Вы помните, когда начались боевые действия, и, скажем так, сорвались переговоры, подключился весь коллективный Запад с той стороны, и мы постепенно втянулись в войну не только с блоком НАТО, но и с гораздо большим количеством государств. Но тогда мы ситуацию переломили.
Мы не просто обеспечили всю нашу армию, перестроился наш военно-промышленный комплекс, мы создали темпы роста экономики в отраслях, создающих продукцию с максимально добавленной стоимостью, колоссальные темпы роста. Машиностроение уже два года подряд растёт темпами примерно 18-20% в год. И сейчас все подтверждают, что у нас качественно изменилась ситуация в экономике.
О чём я сейчас хотел сказать? Вот сейчас мы стоим перед выбором примерно таким же, как мы были два с половиной года назад. Тогда, вы помните, когда на нас обрушились санкции, Центральный банк вынужден был поднять ставку до 20%. У нас остановились экспортно-импортные операции. Сначала курс рубля взлетел. Но тогда Правительство приняло правильный пакет мер. Что оно сделало?
Первое. Гособоронзаказ был обеспечен авансами не менее 80%. Были оплаты.
Второе. Было принято постановление Правительства № 393, по которому стратегическим предприятиям, системообразующим предприятиям компенсировали рост ставки.
Дальше. Тогда Правительство поддержало строительство жилья льготной ипотекой. Санкции резко снизили импорт, не только экспорт, но и импорт. И у нас положительное сальдо улучшилось.
Центральный банк ввёл ограничения на движение валюты, и всё это вкупе укрепило рубль, инфляция пошла вниз, а экономика пошла вверх. То есть мы опровергли теоретические, скажем так, соображения Центрального банка о том, что только повышение ключевой ставки может остановить рост цен. Нет. Рост цен останавливает не только повышение ключевой ставки, но и увеличение предложения товаров и услуг.
Как вы знаете, цены идут вверх, когда спрос превышает предложение, и идут вниз, когда предложение превышает спрос. Вот тогда мы смогли с этим справиться, но сейчас ситуация несколько иная.
Почему я на эту трибуну вышел? Потому что вот только что Центральный банк поднял ставку до 21%, это запредельная ставка. Реальное кредитование, ставки, по которым берут кредиты сейчас промышленные предприятия на расширение производства, 26% и более. Под эти проценты не окупается ни один инвестиционный проект. Вообще ни один.
Программа по постановлению Правительства № 393 по компенсации вот этого роста ставок не работает. Предоплата по гособоронзаказу резко снизилась. И сейчас фактически мы наблюдаем остановку многих инвестиционных проектов.
И самое страшное – даже в ОПК мы останавливаем. А ведь война-то не закончилась. Поток вооружений на ту сторону не уменьшился. Наши потребности страны и нашей армии тоже не уменьшились. А мы принимаем решение, как будто бы всё изменилось, всё закончилось. Ничего подобного. Ничего не изменилось.
Поэтому, коллеги, что мы предлагаем? Что в этой ситуации сейчас нужно делать? Ну, прежде всего, нужно всё-таки вернуться к тем мерам поддержки, которые дали результат два с половиной года назад. Ничего придумывать не нужно. Нужно просто повторить то, что уже сработало и даёт позитивный эффект.
Первое. Конечно же, нужно увеличить финансирование по гособоронзаказу, довести хотя бы до 80%. А у нас сейчас по факту продукция, поставленная в 2022 году, ещё не оплачена даже, понимаете?
Для того, чтобы продолжать выпускать продукцию оборонного значения и выполнять госзаказ, оборонные предприятия берут под 26–30% годовых. Слушайте, вы знаете, что при ценообразовании гособоронзаказа ограничена наценка, там рентабельность ограничена, и вот эти проценты туда не засчитываются.
То есть фактически что происходит? Мы подводим к банкротству наши оборонные предприятия, причём ближе к банкротству те, кто максимальное количество денег вложил в развитие по расширению производства. То есть тех лидеров, которые сегодня создают новую экономику, обеспечивают обороноспособность страны, мы плавно подводим к банкротству. Коллеги, ну а дальше чего мы ожидаем-то? Что будет у нас дальше?
Поэтому, чтобы этого не произошло, вот что нужно сделать. Я уже сказал про гособоронзаказ. Второе. Нужно восстановить, возобновить меры поддержки промышленных предприятий, которые вложились в расширение производства. Но повторюсь ещё раз, расширение производства, то есть предложение товаров и услуг – главный фактор снижения инфляции, без этого никакой ставкой вы никакую инфляцию не поборете. Я пытаюсь это с этой трибуны каждый раз объяснять, но почему-то вот не доходит до наших членов Совета директоров Центрального банка.
Сегодня у нас утром была такая же дискуссия, я снова про это говорил. Причём они не верят в нашу промышленность, не верят, что промышленность покажет нужные темпы роста и обеспечит предложения. Им замминистра промышленности тут же говорит: обеспечим, если вы не верите, съездите на предприятия, посмотрите, как они работают. И люди сейчас пашут по четыре смены без выходных, работая по 12 часов на протяжении двух с половиной лет уже. Давайте мы их поддержим, потому что без этого мы победы не дождёмся.
Дальше. Что ещё нужно? Конечно же, нужно вводить меры по защите рынка. Два с половиной года назад санкции ограничили ввоз иностранной продукции и фактически защитили наш рынок, и у нас спрос пошёл на продукцию нашего машиностроения.
Сегодня этого нет, у нас из Китая и из дружественных стран хлынула продукция, где очень дешёвое сырьё, металл там в два раза дешевле, чем у нас и плюс у них ставка 4%, а у нас 26%. Они просто прокредитовали, без денег дают свою продукцию и всё, и наши покупатели переориентировались на импорт. А российская промышленная продукция, все площадки, посмотрите, заводы, которые выпускают автомобили и автомобильную технику, прицепы... Все площадки забиты, ничего не продаётся, потому что лизинг под 30%, но никакое транспортное средство никогда не окупится, понимаете?
Поэтому нужны, конечно, разумные меры защиты. Но и, конечно же, нужно развивать конкуренцию везде, где только можно. У нас, посмотрите, цена металла по гособоронзаказу одна, а цена этого же металла на коммерческом рынке на 45% выше. Вдумайтесь! Это что такое? У меня даже слов нет.
Поэтому, учитывая бюджетные ограничения, нужно всё-таки нам поддерживать предприятия, которые создали вот этот экономический рывок, и не всем, как 2,5 года назад, выдавать эти деньги поддержки, а только тем, кто показал результаты, кто, например, больше своей трёхлетней прибыли вложил в инвестиции и у кого реальные результаты. Например, темпы роста экономики по предприятию на протяжении двух лет выше 25% в год. Вы представьте, 25% в год и серьёзные темпы роста. Далеко не каждый это обеспечит.
И теперь к самому главному перейду: где взять деньги? Если можно, минуту, пожалуйста, добавьте.
Председательствующий:
- Валерий Карлович, учитывая, что не один из докладчиков не пользовался дополнительным временем, могу сказать: всё то, что вы сейчас говорили, мы не просто поддерживаем, а решение принято провести выездное расширенное заседание Совета Государственной Думы в Челябинске по вашему приглашению, и в рамках этого заседания Совета обсудим вопросы, которые вы подняли.
И, коллеги, это же поддержка как раз того разговора, который сейчас идёт. В заседании примут участие представители министерств, ведомств, руководители. Поэтому здесь уже многое от нас будет зависеть. Поэтому ничего личного, что называется. Но я у вас минуту отобрал. Пожалуйста, добавьте минуту.
Валерий Гартунг:
-Спасибо, Вячеслав Викторович. Я сразу о предложениях. А где взять деньги? А вот у нас прекрасный отчёт Счётной палаты был, который проанализировал ситуацию в нефтегазовом секторе в прошлом году. Так вот, они сделали выводы, что меры господдержки в районе трёх трлн рублей на протяжении двух лет были, а инвестиций было всего 266 млрд рублей, то есть всего 9% от мер господдержки.
Я не претендую на три трлн рублей, но если мы хотя бы какую-то часть из этих денег не вернём нефтяникам, а направим их в те отрасли, которые сегодня показывают темпы роста 20% и более годовых, то, я думаю, мы проблемы все решим.
И второе. Эмиссия электронных рублей. У нас все решения приняты. Даже при высокой ставке в 21%, если выпустим электронные рубли и дадим их предприятиям под 5% годовых, они не попадут на потребительский рынок, но они создадут инвестиции и через полгода, через год у нас расширится предложение и упадёт инфляция.
Спасибо. | Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024 |
|