Депутаты фракции "СРЗП" о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования
24 октября 2024
24 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № https://sozd.duma.gov.ru/bill/727321-8 727321-8 "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". С докладом выступил председатель Фонда пенсионного и социального страхования Сергей Чирков. От фракции "СРЗП" вопросы задали Яна Лантратова и Юрий Григорьев, выступил Андрей Кузнецов.Яна Лантратова:
- Уважаемый Сергей Александрович, с 1 января 2025 года выплаты по уходу за инвалидами и пожилыми гражданами будут включены в размер пенсии с последующей индексацией, следовательно, материальное обеспечение пенсионеров увеличится. Но есть переживания, что получается, некоторые граждане могут утратить право на социальную доплату. Вот так ли это? И как принятое решение может повлиять на получение социальной доплаты к пенсии?
Сергей Чирков:
- Уважаемая Яна Валерьевна, огромное спасибо за вопрос.
Действительно, состоялось, как мне кажется, очень важное решение, законодатель принял норму о том, что теперь надбавка на уход включается в размер пенсии и теперь тоже будет индексироваться, эти самые 1,2 тыс. рублей.
Это очень положительная норма, с нашей точки зрения, потому что теперь эту выплату будут получать больше пяти млн человек, 5,6 миллиона человек. Сейчас её получают в два раза меньше. И это очень удобно, она будет без заявления устанавливаться, проактивно и не надо будет искать людей, кто за тобой ухаживает, то есть, соответственно, всё сделано для удобства и повышения уровня пенсионного обеспечения наших сограждан.
Ваш вопрос действительно очень правильный, и он возникал на стадии подготовки законопроекта. И сейчас он уже решён, естественно, в пользу пенсионеров. Государственная Дума приняла буквально два дня назад законопроект, закон, согласно которому данная сумма не входит в расчёт общего уровня материального обеспечения пенсионера, и тем самым социальная доплата будет также им платиться, как и ранее платилась, и ничьи права не будут нарушены.
За это отдельное спасибо, огромное спасибо законодателю, Фонд тоже это всё реализует. Большое спасибо.
Юрий Григорьев:
- Уважаемый Сергей Александрович, остатки средств бюджета Фонда на начало периода в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, составляют на 1 января 2025 года 683 млрд рублей. 369 млрд пойдет на погашение дефицита 2025 года, но на начало 2026-2027 годов предполагается профицит в 320 и 338 млрд рублей.
И вот вопрос. Почему Пенсионный фонд не предполагает направить эти остатки средств, которые по итогам трёх лет составят в среднем более 500 млрд рублей на улучшение положения пенсионеров или иных незащищенных социальных групп?
Сергей Чирков:
- Спасибо огромное за вопрос.
Уважаемый Юрий Иннокентьевич, здесь бы хотел бы отметить, что Социальный фонд является страховщиком по трем видам социального страхования: пенсионного страхования, о котором вы говорите, страхования в случае временной нетрудоспособности и страхования на случай профессиональных заболеваний, несчастных случаев.
По пенсионному страхованию бюджет у нас сбалансирован, дефицита, профицита не имеется на ближайшую трехлетку. А то, что касается сумм, которые вы озвучили, это профициты по двум видам социального страхования: по временной нетрудоспособности и на случаи от несчастных случаев. Это общая сумма. Если быть более конкретным, то в 2025 году у нас по страхованию временной нетрудоспособности – 184 млрд рублей, по страхованию от несчастных случаев -118 млрд рублей.
Но здесь необходимо помнить о том, что согласно действующему закону перекрестное финансирование не допускается и средства по каждому виду социального страхования могут быть использованы только на данный вид социального страхования. То есть соответственно на пособие по беременности и родам, например, по временной нетрудоспособности и так далее.
Здесь могу заверить, уважаемые депутаты, уважаемый Юрий Иннокентьевич, что Фонд будет активно мониторить ситуацию с бюджетом, анализировать ход его исполнения, и вместе с Министерством труда, и, соответственно, с законодателем, конечно, готовить решение, направленное на совершенствование обслуживания в данных видах социального страхования. Большое спасибо за вопрос.
Андрей Кузнецов:
- Уважаемые коллеги, говоря о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования на следующую трёхлетку, конечно, нельзя не вспомнить об индексации пенсий работающим пенсионерам, такой вопрос, который длился, как здесь справедливо было сказано, с 2016 года, и вот он, наконец-то, решается и предусмотрен в бюджете.
Но я бы здесь всё-таки вспомнил ещё и о том, что все эти годы, например, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" составляла конституционный запрос о том, насколько законно не выплачивать индексацию пенсий. И можно было бы вспомнить, что три партии из пяти не дали ни одной подписи под это обращение, а мы об этом вспоминать не будем. Мне здесь больше нравится формула, которую предложил Председатель Думы: давайте мы скажем, что это был закон Президента Владимира Путина и он принят. А я бы добавил, что он принят после того, как на встрече с Президентом Сергей Михайлович Миронов представил расчёты, конкретные расчёты, показывающие, что отсутствие индексации пенсий работающим пенсионерам вредит бюджету, потому что лишает его доходов, которые перекрывают то, что идёт затратой на эту индексацию, потому что люди, которые работают, они перестают прятаться и официально платят налоги. Но не будем об этом, об этом уже много говорили.
Всё-таки по самому Фонду. Вот знаете, мы не согласны всё-таки с тем, что надо рассматривать Фонд как некий технический, операционный такой институт, который работает так, как приняли закон, и вот он их распределяет, эти средства и всё. И так, и не так. Вот когда это был отдельный Социальный фонд, который занимался выплатами и социальными услугами, можно было бы согласиться. И "СРЗП", кстати говоря, традиционно поддерживала работу Социального фонда, а вот по Пенсионному фонду всегда были вопросы. И сейчас, когда возник объединённый фонд, эти вопросы остаются, они становятся ещё острее, потому что Фонд всё равно является частью системы, пенсионной и социальной системы, и он является узловым её элементом.
Но главный минус этой системы в посредничестве между деньгами людей и их пенсиями. Деньги, которые они заработали, и пенсия, которую они должны получить. Вот тут, на этом участке возникает посредник в лице Фонда, теперь уже в лице объединённого Фонда, то, о чём мы говорили, что это не нужно делать.
Но вот что мы имеем в итоге? Система-то несправедливая – управление деньгами, собранными с людей, происходит совершенно в другом направлении. Вот посмотрите... Тут приводилось много примеров, я не буду повторяться. Я вот, например, про долю от ВВП скажу. В 2018 году доля пенсий ВВП – 8%, в 2024 году – 5,6, в 2025-м – 5,2. В деньгах это почти два трлн, получается сокращение, да? Эти два трлн могут позволить поднять пенсии на 54%, мы посчитали. Этого не происходит. Почему этого не происходит? Ну, потому что происходит управление этими деньгами.
Дальше. Про коэффициент утраченного заработка сказано. Накопительная система. Ну смешно просто на фоне той инфляции, которая сейчас есть, та система, которую предложили, о которой сказано, что она как бы позволяет сегодня гражданам долгосрочно накапливать. Ничего этого не будет, через 15 лет эти деньги будут фантиками, и мы честно об этом говорили при принятии этого закона. Поэтому это всё элемент системы.
Дальше. Доля к заработной плате, понятно, снижается. Покупательная способность пенсии снижается. Я приведу пример. Вот мы говорили о том, что дайте, например, детям-инвалидам, потерявшим родителей, возможность не лишаться пенсии по потере кормильца, если они получают пенсию по инвалидности. Нам было отказано в этом зале, и в Правительстве было отказано. Мы говорили: "Дайте по страховому периоду женщинам многодетным возможность учитывать их страховой период", – нам сказали: "Нет, это нельзя, потому что страховые взносы формируют их пенсию. Как же они из пустоты возникнут, эти пенсии?". А вот когда мы говорим о регрессивной шкале пенсионных взносов, то здесь работает в обратную сторону, коллеги.
Оказывается, богатым можно платить в два раза меньше в Пенсионный фонд, не 30%, а 15% в общий Социальный фонд. Можно. И никто не задаёт вопрос: "А почему это, с какой стати?". Так же, как задавали по многодетным. Этот вопрос не задаётся, но он стоит, потому что доверие к системе падает из-за этого. И все вот эти вопросы, они сейчас продолжаются. Конечно, трудно не заметить изменений, связанных с увеличением выплат по беременности, по индексации пенсии, которая, как мы считаем, должна быть гораздо больше. Но тем не менее вопрос остаётся.
Главный минус системы, что она остаётся по-прежнему несправедливой, и сокращение финансирования из бюджета, как бы мотивированное тем, что, смотрите, возросли платежи от заработной платы, и Фонд стал зарабатывать больше. Но раз он стал зарабатывать больше, так давайте пенсии поднимем. Нет, мы их не будем поднимать настолько, насколько нам позволяет повышение этих сборов, мы просто отнимем бюджетный трансферт на 1,4 трлн рублей. Тем самым мы примерно 15% от пенсий недодаём, коллеги.
Поэтому, что хочется сказать, позиция наша следующая – есть куда совершенствоваться на втором чтении, учитывая те претензии, которые были высказаны, но на данном этапе фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" воздержится от поддержки этого бюджета.