Депутаты фракции "СРЗП" о проекте бюджета Фонда ОМС на 2025-2027 годы
24 октября 2024
1464831014648410146485101464861024 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № https://sozd.duma.gov.ru/bill/727322-8 727322-8 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". С докладом выступил председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Илья Баланин. Вопросы от фракции "СРЗП" задали Андрей Кузнецов, Яна Лантратова, выступил Федот Тумусов.Яна Лантратова:- Уважаемый Илья Валерьевич, в 2024 году в Минздраве сообщили об устойчивом росте числа российских медиков, однако этого недостаточно. Устранить дефицит кадров в здравоохранении невозможно без установления справедливой оплаты труда. Например, действительно, в этом году прогнозируется рост заработной платы на 17,9%. Это более высокий рост по сравнению с тем, который планировался при формировании бюджета.
Заложены ли в субвенции на 2025 год средства достаточные для реализации указа Президента по заработной плате? И будет ли в связи с этим оказана дополнительная помощь финансовая субъектам Российской Федерации?
Спасибо.
Илья Баланин:- Спасибо, Яна Валерьевна, за ваш вопрос.
Прирост субвенции в следующем году составит 16,7%. Действительно, такой беспрецедентный рост. В текущем году субвенция у нас проиндексирована на 13,6%. При этом в соответствии с прогнозом социально-экономического развития средняя заработная плата в следующем году вырастет на 13,2%. То есть у нас прирост субвенции выше, чем прогнозируемый рост средней заработной платы. Это как раз и сделано в связи с тем, что мы учитываем, что в текущем году фактический рост заработной платы будет выше того, который был предусмотрен в субвенции, и уже спрогнозировали такой значимый прирост.
При этом в текущем году мы ежемесячно отслеживаем фактический рост заработной платы в разрезе субъектов. Рост трудового дохода за первое полугодие составил 11,6%, субвенция приросла на 13,6%. Сейчас мы ждём уже официальные данные по приросту за девять месяцев, и, уже исходя из фактического прироста, будем рассматривать тогда решение – требуется в текущем году оказание дополнительной финансовой помощи либо нет.
Андрей Кузнецов:- Вот на все три года в бюджете фонда ОМС сокращается доля трансферта из федерального бюджета по программам "Помощь онкобольным", средства, направляемые на высокотехнологичную медицину и так далее. Вот посмотрите, если в текущем году на них приходилось 13% от всех доходов бюджета фонда, то в 2025-м будет 12,4%, а к 2027-му – вовсе 11,5%. То есть за каждой долей процента примерно четыре млрд рублей. И, наверное, это небольшие деньги для бюджета, но достаточно серьёзные с точки зрения поддержки онкобольных.
Кроме того, в 2025 году не будет проиндексирована программа борьбы с онкологией. То есть в реальных ценах помощь сократится. Как вы считаете, это является недостатком бюджета фонда, который сегодня мы обсуждаем? И что с этим делать?
Спасибо.
Илья Баланин: - Спасибо, Андрей Анатольевич, за ваш вопрос.
Ну, как я уже говорил, межбюджетные трансферты как на онкологическую помощь, как на медицинскую реабилитацию являются только дополнительными источниками, которые выделяются по решению Правительства из федерального бюджета.
В целом, если посмотреть программу государственных гарантий, то на данные виды помощи мы направляем гораздо больший объём средств. По онкологическим видам помощи мы ожидаем в следующем году объём расходов порядка 380 млрд рублей, а, например, по медреабилитации – более 100 млрд рублей, при том, что межбюджетный трансферт составляет там 10,4 млрд рублей. Поэтому это просто как дополнительный источник. И объёмы помощи по данным направлениям ежегодно в программе госгарантий увеличиваются.
Федот Тумусов (выступление от фракции):
- Уважаемый Александр Дмитриевич (Жуков, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемый Илья Валерьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Буквально несколько дней назад исполнилось 150 лет выдающемуся организатору здравоохранения советского времени Николаю Александровичу Семашко. Сегодня в российском здравоохранении всё то, что есть хорошего, это от системы или модели здравоохранения, созданной ещё Семашко. Но у нас сейчас, конечно, совсем другая система, и сказать, что она более эффективная, мы не можем.
Что касается конкретно обсуждаемого бюджета, то в 2025 году по сравнению с 2024 годом государственные расходы на здравоохранение из всех трёх источников в текущих ценах возрастут на 13%, а расходы бюджета Фонда обязательного медицинского страхования в текущих ценах вырастут на 15%. Но с 2025 по 2027 год увеличение расходов на здравоохранение предусмотрено только на уровень прогнозируемой инфляции при условии, что инфляция будет 4,5%. Если же инфляция будет выше, то и динамика роста будет ниже.
За период с 2024 по 2027 годы доля государственного финансирования здравоохранения в валовом внутреннем продукте сохранится на уровне 3,5%, и это по сравнению с другими странами, которые имеют такую же экономику, как наша, в 1,6 раза меньше. Вот вчера объявили, что наша страна уже четвёртая экономика мира, как видим, мы по здравоохранению здорово отстаём.
Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ настаивает на росте объёмов государственного финансирования до 7% валового внутреннего продукта.
Наше особое беспокойство вызывают огромные различия в размерах государственного финансирования по субъектам Российской Федерации. Если взять в целом, то расходы консолидированного бюджета субъектов в текущих ценах возрастут лишь на 3%, а в постоянных ценах они снизятся на 2%.
И очень печальное заключение делает Счётная палата в части медицинских организаций в субъектах Федерации. Дело в том, что проектом бюджета определён объём дефицита фонда как снижающаяся величина по годам. Так, в 2025 году дефицит 136,6 млрд рублей, а в 2027 году эта цифра снижается до 0,8 млрд рублей. При этом отмечается, что ежегодно бюджет Фонда обязательного медицинского страхования прогнозируется с дефицитом, при его исполнении при этом ежегодно достигается значительный профицит бюджета Фонда обязательного медицинского страхования.
Вместе тем ежегодно медицинские организации субъектов Российской Федерации недополучают средства обязательного медицинского страхования за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам в связи с превышением объёмов оказания медицинской помощи, распределённых комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования. В том числе это может быть связано со скрытым дефицитом территориальных программ обязательного медицинского страхования, а страдают конкретные медицинские учреждения, как мы сказали, в субъектах Российской Федерации.
Удручает и вопиющее неравенство среди субъектов Федерации по размерам государственных расходов на здравоохранение. Вот так, например, в моём родном Дальневосточном федеральном округе цифры такие. Подушевые государственные расходы на здравоохранение – это средства консолидированного бюджета и территориальных фондов медицинского страхования, в Приморском крае – 26,9 тысяч рублей, в Хабаровском крае – 34,3 тысячи рублей, а в Чукотском автономном округе – это 116,7 тысяч рублей. Разница, как видите, в 4,3 и 3,4 раза. Вот некоторые из вас могут сказать, что субъекты несопоставимы, но даже в сопоставимых субъектах, например, как Республика Саха (Якутия) и Хабаровский край разница почти в два раза и, соответственно, люди вынуждены пользоваться платной медициной. Приморцы при этом в два с половиной раза больше тратят на частную медицину, чем, например, жители Чукотки.
Вот мы все гордимся достижениями наших врачей в области оказания высокотехнологической помощи, и это правда. Но мы хотели бы обратить внимание на то, что оплата высокотехнологической медицинской помощи, не включённая в базовые программы государственных гарантий, возрастёт только на 7,8%, и этот рост может оказаться недостаточным для индексации заработной платы работникам федеральных учреждений. Мы считаем недостаточным размер увеличения оплаты труда младшего медицинского персонала и прочего персонала, и это может поставить под риск обеспечение медицинских организаций младшим медицинским персоналом.
Медицинская наука и практика в наше время стремительно развивается, в этих условиях особенно важно практикующим врачам постоянно повышать свою квалификацию. Есть соответствующее поручение Президента. Поэтому считаем целесообразным в направлениях расходования нормированного страхового запаса, о котором сегодня много говорили, указать расходы на создание в медицинских организациях цифровых профессиональных центров знаний, профессиональных библиотек с целью создания условий для постоянно совершенствования профессионального мастерства медицинских работников.
И в заключение мы хотим ещё раз повторить, что мы категорически против так называемых медицинских страховых компаний. Посредников между бюджетом и медицинскими организациями не должно быть. Мы также за развитие мобильной медицины, за юридическое и фактическое оформление этой эффективной формы оказания медицинской помощи.
Мы полностью поддерживаем национальные цели развития Российской Федерации, определённые указом Президента, в том числе в области сохранения населения, укрепления здоровья, повышения суммарного коэффициента рождаемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, но мы считаем, что представленный проект бюджета Фонда обязательного медицинского страхования не в полной мере отвечает заявленным в указе Президента целям, национальным целям. И поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" не может полностью и безоговорочно поддержать данный проект.
Спасибо.