Депутаты фракции "СРЗП" задали вопросы по проекту федерального бюджета-2025
24 октября 2024
14646410146477101464781014647910146480101464811024 октября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № https://sozd.duma.gov.ru/bill/727320-8 727320-8 "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов". С докладом выступил Министр финансов Антон Силуанов. Вопросы докладчику задали депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Валерий Гартунг, Александр Ремезков и Михаил Делягин.Валерий Гартунг:
- Уважаемый Антон Германович!
Счётная палата провела блестящее мероприятие по оценке результатов скачка цен на внутреннем рынке на моторное топливо в прошлом году и пришла к выводам, что, несмотря на бюджетные инвестиции в эту отрасль – около трех трлн рублей, инвестиции остались на том же уровне, как и в предыдущие годы, 266 млрд. При этом машиностроение наше показывает темпы роста уже не первый год – 18% годовых и больше. Сегодня об этом же говорил Андрей Михайлович Макаров (председатель Комитета ГД по бюджету и налогам – Прим. ред.).
А не пора ли нам поменять подходы в налоговой системе? Может быть, нам пора уже поддерживать налоговыми стимулами тех, кто создаёт нам промышленный потенциал и экономику? А там, где не растёт, наверное, уже пора перейти к какой-то другой модели, например, взимать природную ренту с экспортных платежей.
Антон Силуанов:
- Да, спасибо. Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты!
По налоговым изменениям. Мы в целом договаривались о том, что мы весной приняли базовые налоговые изменения и каких-то серьезных новаций на протяжении ближайших лет делать не будем. Поэтому я бы очень аккуратно здесь относился к такого рода предложениям. Почему? Потому что, если, вот вы говорите, давайте при экспорте, я знаю, тоже были предложения, не возмещать НДС, предположим, да, но это соответственно, будет действительно экспортная пошлина.
Давайте посмотрим, как все налоговые новации наши сработают, какая ситуация будет с теми или иными отраслями. Но мне казалось, что в ближайшие годы говорить о каких-то корректировках серьезных налогов, наверное, это было бы неправильно.
Поэтому что касается нефтегазового сектора, то на самом-то деле там большая нагрузка на рентные, именно в рентные платежи, да, и большую часть доходов мы изымаем.
А по остальному общий уровень доходности, он сопоставим с уровнем доходности в других секторах экономики. Я бы не стал принимать каких-то решений по корректировке налогов, в том числе, и для нефтегазового сектора.
Александр Ремезков:
- Уважаемый Антон Германович, ежегодно при рассмотрении проекта бюджета Счётная палата отмечает, что в материалах, представленных одновременно законопроектам, отсутствуют обоснованные алгоритмы расчёта по отдельным видам доходов, прогноз поступлений по которым ежегодно оценивается около одного трлн рублей.
Это, например, доходы от управления средствами ФНБ, 494 млрд рублей, доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, 411 млрд рублей. В чём причина отсутствия обоснованных прогнозных расчётов по этим видам доходов? Спасибо.
Антон Силуанов:
- Уважаемый Александр Александрович, уважаемые депутаты!
По ФНБ все расчёты представлены в Государственную Думу. По расчёту дивидендов по конкретным компаниям вопрос тоже такой чувствительный достаточно. Мы это делаем, представляем в формате для служебного пользования. Готовы поделиться нашими соображениями и расчётами. Спасибо.
Михаил Делягин:
- Уважаемый Антон Германович, поскольку вы не ответили на мой вопрос на фракции, вынужден повторить. Какую среднюю стоимость займов в процентах годовых, которую бюджет будет брать в 2025 году, вы заложили в проект бюджета? И, с другой стороны, какую среднюю доходность в процентах годовых от использования остатков средств бюджета вы в него заложили на 2025 год?
Понимаете, не рассказ о том, под влиянием каких объективных факторов вы будете отклоняться от расчётных параметров, здесь все на вашей стороне в этом вопросе, потому что все понимают, чем прогноз Минэкономразвития отличается от реальности, позвольте не цитировать здесь главу ВТБ лишний раз. Но два параметра под сколько, какую цену вы заложили в бюджет, цену заемных средств и доходность от размещения остатков средств бюджета?
И, кстати, правильно ли я понимаю, что цена отсечения в рамках бюджетного правила, как и на 2024 год, установлена на уровне, определенном западными санкциями, 60 долларов за баррель без каких-либо отклонений или она другая?
Антон Силуанов:
- Уважаемый Михаил Геннадьевич, уважаемые депутаты, со второго вопроса начну. Действительно, независимо от западных санкций у нас установлена цена уже и в этом году, и на следующий, и на следующую трехлетку, базовая цена – 60 долларов за баррель. Это так и есть.
Теперь возвращаясь к вопросу о стоимости размещения и стоимости привлечения. Средняя стоимость, средний размер ставки в Банке России, который учтен в расчетах федерального бюджета, в доходах и в расходах – 15,1%. Горизонт, который нам изначально давал Центральный банк – 14-16%%, то есть примерно это половина. Мы размещаем, я уже сегодня на фракции говорил, исходя из – ключевая ставка минус 0,5, это связано с необходимостью формирования банками обязательных резервов, поэтому у нас общий объем привлечения от размещения средств чуть более 950 млрд рублей. Привлекаем средства где-то около ключа плюс та премия, которую требуют от нас финансовые организации, сегодня – это где-то около 100-140 базовых пунктов.
Вот такой счет и подготовлен был, и учтён в расчете бюджета на предстоящую трехлетку.