"СРЗП" провела в Госдуме круглый стол по вопросам регулирования цифровых платформ 10 октября 2024
14607310
14607410
14607510
14607610
14607710
14607810
14607910
14608010
14608110
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" провела в Госдуме межфракционный круглый стол, посвящённый регулированию цифровых платформ. Модератором мероприятия выступил первый заместитель руководителя фракции Дмитрий Гусев.
Главной темой обсуждения стал законопроект Минэкономразвития "О платформенной экономике". В заседании приняли участие депутаты всех фракций, сенаторы, представители органов исполнительной власти и крупнейших цифровых платформ, профсоюзов, общественных организаций, а также эксперты рынка.
В ходе круглого стола было отмечено, что масштабный рост платформенной экономики демонстрирует назревшую необходимость законодательного регулирования отрасли со стороны государства.
Участники дискуссии представили свои концепции регулирования рынка цифровых платформ.
Главное, что было предложено:
- Необходимо выработать общие правила для всех цифровых платформ, как для новой формы экономических и социальных отношений. При этом необходимо отдельное регулирование разных отраслей экономики, учитывающее особенности каждой из них;
- В отраслевом законе "О маркетплейсах" нужно предусмотреть две модели ведения бизнеса. Первая – торговая деятельность с доставкой, предусматривающая ответственность перед потребителями. Она должна вестись по всем правилам торгового бизнеса. Вторая – выделение интернет-платформы, как "витрины" в отдельный бизнес, где собственник получает плату только за пользование платформой.
Представители "СРЗП" предлагают сконцентрироваться на защите трудовых прав работников онлайн-сервисов.
"Цифровые платформы – новая сущность, которая никак толком не регулируется. Сейчас 10 млн человек вынуждены жить в зависимости от них как от источника заработка. Это таксисты, продавцы на маркетплейсах, курьеры и другие. По оценкам экспертов, к 2030 году занятых в цифровой экономике будет порядка 15 млн человек – 1/4 трудоспособного населения. Люди зарабатывают копейки, работая по 16 часов, не имея никаких социальных гарантий. Нужно помочь отрегулировать цифровой рынок с учётом интересов обычных работяг", – уверен Дмитрий Гусев.
Также он подчеркнул, что в отраслевом законе о маркетплейсах должны быть два варианта ведения бизнеса. Первый – торговля, организованная по всем принципам и правилам, как работают обычные магазины. Второй – интернет-платформа без продажи своих товаров.
"Специфика платформ такая, что они постоянно меняются и совершенствуются. Необходимо гармонизировать весь набор инициатив и прийти к единой редакции, учитывая задачи Правительства и возможности, которые имеются", – считает директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России Владимир Волошин.
ФАС России концептуально поддерживает подход к законопроекту, но у неё есть замечания.
"Неясно, как понять основной доход платформы, чтобы определить её посреднической, нет конкретики. Много несостыковок с законом "О конкуренции". Правовой статус платформы может меняться ежесуточно", – высказалась заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Надежда Шаравская.
"Маркетплейсы – это недобросовестная конкуренция во многих сферах и риски. Связь производителя и потребителя размыта. Происходит вымывание качественных товаров. Маркетплейсы стали влезать в различные сферы деятельности. Превращаются в монополию. Это страшная вещь, огромный вред экономике. Маркетплейсы должны работать в рамках закона о защите прав потребителя в том или ином виде", – уверен заместитель председателя Комитета ГД по защите конкуренции Сергей Лисовский.
"Сейчас идёт работа над цифровым кодексом. Должна быть комиссия, которая будет всё регулировать. Без межправкомиссии и без межминистерского взаимодействия мы будем долго толкаться", – отметил первый заместитель председателя Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Ткачев.
Представители цифровых платформ подтвердили, что регулирование отрасли необходимо.
"Яндекс полностью разделяет подход к общему регулированию цифровых платформ. Дальнейшее регулирование необходимо спускать на уровень отраслевых законопроектов. Сейчас очень многие компании становятся различными по своей природе. Они являются и продавцами, и торговыми сетями, и цифровыми платформами. Опускание регулирования на уровень ведомства, которое занимается этой темой профессионально, будет правильным", – поделился директор по взаимодействию с государственными органами сервисов электронной коммерции "Яндекс" Дмитрий Русаков.
"С учётом этапа развития цифровых платформ законопроект о платформенной экономике имеет огромное значение. При этом он должен учитывать интересы всех сторон платформенного бизнеса, включая партнеров и пользователей платформ. Wildberries рассчитывает, что отраженные в нем положения будут способствовать долгосрочному стабильному развитию всех участников экономических отношений, которые создают цифровые платформы", – отметил директор по связям с государственными органами RWB (Wildberries) Евгений Этин.
"Предмет и цель этого закона – платформенная экономика, а попадают туда, например, социальные сети, поисковые выдачи, размещение информации. При дальнейшей доработке закона необходимо учесть уже имеющееся регулирование, должны быть учтены права пользователей", – убеждена вице-президент по связям с государственными органами VK Ирина Сиренко.
"Наша компания отличается от маркетплейсов по бизнес-модели. Есть отраслевое законодательство, которое нас регулирует. Если сейчас в законодательстве создаётся рамка для того, чтобы описать терминологический аппарат, тогда давайте выделим характерные признаки каждой платформы и в эту рамку включим, но регулировать разные сервисы всё-таки нужно в отраслевом законодательстве", – поделился представитель компании АВИТО Кирилл Сергашов.
Эксперты также предлагают разделить на законодательном уровне общие принципы регулирования, характерные для всех цифровых платформ, и частную их реализацию с учетом отраслевой специфики.
"Нужен один общий для всех цифровых платформ закон, который мы назвали "Закон о цифровых джиннах", его концепцию мы представили 7 июля на круглом столе в ГД РФ. И, в случае маркетплейсов, частный отраслевой закон, концепцию которого мы также и тогда же представили под названием "Закон Морфеуса". Для их наполнения конкретикой необходимо выслушать предложения основных участников рынка, провести масштабное общественное обсуждение законопроектов", – считает председатель Союза "Цифровой Мир" Валерий Корнеев.
По итогам круглого стола будет подготовлена резолюция с предложениями участников заседания, которые должны быть учтены при принятии закона. Документ направят в ФОИВы, депутатам, участникам рынка и представителям экспертного сообщества. | Официальный сайт Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Копирование материалов приветствуется со ссылкой на сайт spravedlivo.ru
© 2006-2024 |
|