Депутаты фракции "СРЗП" о деятельности филиалов иностранных банков на территории РФ
25 июля 2024
25 июля Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № https://sozd.duma.gov.ru/bill/676816-8 676816-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования осуществления иностранными банками деятельности на территории Российской Федерации через свои филиалы). С содокладом и заключительным словом выступил Анатолий Аксаков, позицию фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" представил Валерий Гартунг, в дискуссии принял участие Михаил Делягин.Анатолий Аксаков:
- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
У нас был запрет на открытие филиалов иностранных банков в стране. Это было сделано специально для того, чтобы не было нарушений, связанных с интересами Российской Федерации, поскольку ситуация на рынке была, скажем так, не очень под контролем, в том числе и у регулятора.
Сейчас благодаря деятельности Центрального банка ситуация в банковской сфере находится практически под полным контролем, очень грамотное, справедливое и жесткое регулирование на рынке. И поэтому нет опасений, что с открытием филиалов иностранных банков будут создаваться какие-то финансовые проблемы, связанные с выводом капитала, в том числе со всевозможными сомнительными операциями.
Настал период, и это связано, кстати, не только с международной обстановкой, которая сегодня диктует, чтобы мы создавали разные возможности для международных расчетов, в том числе с использованием филиалов иностранных банков, но, в принципе, мы находимся на той стадии работы в финансовой сфере, что вполне можно открывать работу филиалов иностранных банков, и это не будет грозить нашей финансовой системе, и дополнительно, кстати, создаст конкурентную среду на внутреннем рынке, что заставит и наши отечественные банки работать более эффективно со своими клиентами.
Вместе с вышесказанным, и учитывая, что филиалы иностранных банков, по нашему мнению, создадут возможность для того, чтобы эффективно, ну, по крайней мере, в определенной части осуществлять международные финансовые сделки, предлагаем поддержать законопроект в первом чтении.
Спасибо за внимание.
Валерий Гартунг:
- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.)! Уважаемые коллеги!
Наша фракция поддержит этот законопроект, несмотря на то, что здесь много возникает вопросов, опасений по суверенитету, скажем так, по выводу капитала и так далее. Но давайте по порядку сначала.
По выводу капитала. Ну, собственно говоря, действующая сейчас система, если есть желание вывести, то она позволяет его вывести. И, то же самое, у государства есть возможности контролировать эту систему. То есть сейчас вывод капитала контролируется.
Точно так же при открытии филиалов иностранных банков Росфинмониторинг точно так же будет мониторить все эти операции, и вся информация будет поступать государству.
Мало того, то, что сейчас происходит, основные платежи, которые неподконтрольны Росфинмониторингу, они идут через криптовалюту. А через криптовалюту не только мошенники рассчитываются, да, незаконные какие-то операции проводятся, но и в силу вынужденных обстоятельств наша промышленность сегодня вынуждена рассчитываться через крипту со своими контрагентами за рубежом, потому что вы видите, как перекрываются все каналы, финансовые каналы, обеспечивающие наши экспортно-импортные операции. Вы посмотрите, что творится сейчас, да.
Поэтому, коллеги, сейчас, в этой ситуации – это единственно правильное решение. Мало того, я вообще удивляюсь, почему два года назад оно не появилось у нас. Вообще-то санкции, они не вчера у нас появились, да? То есть уже два с половиной года мы под жесточайшими санкциями находимся, и наша промышленность пытается выкручиваться в этой ситуации. Ну, вот, наконец-то, у нас Правительство и Центральный банк созрели для того, чтобы первый шаг сделать в открытии филиалов для иностранных банков.
Сразу скажу вам, если кто-то боится того, что сейчас иностранный капитал сюда хлынет, да не побежит сюда никто. Потому что, смотрите, как только Центральный банк с Правительством налаживают отношения с другими государствами, создают свою финансовую систему, которая не через SWIFT идёт, да, то есть, если данные туда не поступают, сразу же она попадает под санкции, любые финансовые институты, которые к ней подключаются, они попадают под санкции. Вот что сейчас происходит.
Поэтому, если мы сейчас дадим возможность филиалам иностранных банков зайти в Россию и обеспечивать взаиморасчёты нашей промышленности, что же тут плохого-то? Поймите, если найдутся такие смельчаки, которые придут и будут рисковать, понятно, что крупнейшие финансовые игроки мира, это я к тому, что кто-то опасается, что у нас финансовая система там не выдержит конкуренции, они не придут сюда. Потому что они взвешивают работу с финансовой системой США и с финансовой системой России, и, соответственно, там мировая резервная валюта, а у нас её нет. Поэтому выбор очевиден, да? Только банки третьего, пятого порядка будут приходить и обеспечивать нас всем необходимым.
Второе. Что касается развития конкурентной среды в России. Создадут ли филиалы иностранных банков конкурентную среду? Ну, да, будут, будут создавать конкурентную среду, усиливать конкуренцию, но, собственно говоря, у нас эта проблема сегодня с конкурентной средой в финансовом секторе. Посмотрите, у нас банки при любом раскладе: экономика падает – прибыли банков растут, экономика растёт – прибыли банков растут, 3,5 трлн руб. вообще-то – прибыль банковской системы, ничего страшного. Посмотрите, какая стоимость комиссий за переводы тем же физическим лицам и сравните эти комиссии с комиссиями за рубежом, они отличаются даже не в десятки, а иногда и в сотни раз отличаются. Понимаете? Это серьёзно. В тысячу раз даже отличаются.
Поэтому приход филиалов иностранных банков, по крайней мере, хотя бы для юридических лиц, как-то эту ситуацию изменит.
Да, на первом этапе запрещено открывать счета физическим лицам, но я думаю, что это должно быть временным. Было бы неплохо, если практика покажет, что ничего не произошло на рынке обслуживания юридических лиц, криминального такого ничего не произошло, не рухнула банковская система, да. Если мы увидим положительную динамику, можно и для физических лиц этот сектор открыть, это создаст дополнительные условия для снижения издержек экономики страны на транзакции. Это же очевидная вещь? Очевидная. Поэтому это точно нужно поддерживать.
Ну, и самое главное. Я ещё раз хочу сказать, что, коллеги, можно было гораздо больше доводов с этой трибуны сказать в пользу этого закона, если бы это было в закрытом режиме, потому что в открытом режиме это просто нельзя говорить. Вот вы им там сейчас задаете вопросы, они стоят, молчат. Почему? Да потому что они понимают, что они не могут раскрыть вещи, которые повредят нашей финансовой системе экономики страны. Вот, собственно, и всё.
Поэтому, коллеги, я считаю, что это правильное, долгожданное решение, за него нужно проголосовать.
Михаил Делягин:
- Вопрос тоже, наверное, к Банку России.
В 90-е годы мы как раз не позволяли иностранным банкам иметь филиалы, исходя из соображений финансового суверенитета.
Правильно ли я понимаю, что сейчас, в условиях вторичных санкций, мы поступаемся интересами финансового суверенитета ради того, чтобы иметь расчеты?
И второе. О какой конкуренции российских банков идет речь, когда наши банки заведомо не смогут конкурировать с южными, восточными, и даже не говоря о западных, просто по своим масштабам, по своей эффективности?
И, наконец, третье. Разрешено для физических лиц осуществлять расчёты даже без открытия банковских счетов, в том числе осуществлять расчёты в электронных деньгах, в которые входят криптовалюты. То есть, мы просто открываем все шлюзы для вывоза капитала на Запад и гордимся этим?
Алексей Гузнов: (заместитель Председателя Банка России – Прим. ред.):
- Михаил Геннадьевич, ни долей финансового суверенитета в рамках этого законопроекта мы не поступаемся. Регулирование филиалов будет осуществляться в достаточно жёсткой форме, включая правила по банкротству, и они специально предлагаются. Будут обеспечены как достаточно высокие требования на входе, так и текущий надзор, включая нормативы и текущие проверки.
Что касается остальных вопросов, я хотел бы обратить внимание, что электронные денежные средства и криптовалюта – это всё-таки две разные сущности, они несопоставимы, и в отношении криптовалют существует отдельный трек, вчера он обсуждался на пленарном заседании в рамках законопроекта по поправкам к закону "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте...", там предполагаются трансграничные расчёты, урегулирование трансграничных расчётов.
Если вопрос к Банку России, то филиалы иностранных банков не будут самостоятельными юридическими лицами, и это принципиальное отличие филиалов иностранного банка от дочернего банка иностранного банка, которое сейчас уже существует в Российской Федерации.
Что касается запрета, то это самостоятельный вопрос в рамках вопросов борьбы с коррупцией. Я так понимаю, что это иностранный банк, такая форма присутствия, и то ограничение, которое существует, будет распространяться и на филиалы.
Спасибо.
Анатолий Аксаков:
- Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, мы в законопроекте также установили, что не все подряд филиалы могут прийти к нам в страну. Они должны иметь определённый стаж работы, иметь определённый рейтинг, установленный соответствующими агентствами. То есть Центральный банк за качеством приходящих банков будет обязательно следить. Поэтому не все подряд сюда придут. Соответственно, те, кто придут, будут в том числе стремиться к тому, чтобы своё доброе имя сохранить, в том числе те рейтинги, которые они получили благодаря своей качественной работе.
Прошу поддержать.