Депутаты фракции "СРЗП" о порядке осуществления операций с цифровыми валютами
24 июля 2024
24 июля Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № http://sozd.duma.gov.ru/bill/237585-8 237585-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования цифровой валюты)" и проект федерального закона № http://sozd.duma.gov.ru/bill/341257-8 341257-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке)". С докладом выступил председатель Комитета по финансовому рынку, депутат фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" Анатолий Аксаков. Вопросы задали Анатолий Вассерман, Михаил Делягин, Андрей Кузнецов.Анатолий Аксаков:
- Уважаемый Иван Иванович (Мельников, Первый заместитель Председателя ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Законопроекты направлены на урегулирование явления, которое реально у нас уже давно существует. По некоторым оценкам, майнинг или создание так называемых криптовалют измеряется миллиардами долларов. И оборот с использованием криптовалют, в том числе во внешнеэкономической деятельности, измеряется десятками миллиардов долларов.
Что такое майнинг? Это математические вычисления с эксплуатацией технических и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему на распределённом реестре. Цифровая валюта, которая в ходе этого майнинга создаётся, – это совокупность электронных данных цифрового кода в информационной системе, которые могут быть признаны средством платежа, при этом не являясь денежной единицей, у них нет лица, обязанного перед обладателем цифровой валюты.
По закону о майнинге эту деятельность могут осуществлять только включённые в реестр соответствующие лица. Ими могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, ну и также физические лица, если объём майнинга, криптовалюты ими будет осуществляться в незначительном, в определённом требованиями закона и подзаконных актов решении. Кто не может осуществлять майнинг? Индивидуальные предприниматели и юридические лица, чьи директоры, учредители имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики против государственной власти и иные тяжкие, особо тяжкие преступления. Лицо, получившее цифровую валюту в результате майнинга, будет отчитываться об этом в уполномоченный орган, который определит Правительство.
Контрольно-надзорные меры в отношении майнинга и оборота цифровой валюты будут осуществлять Центральный банк, Росфинмониторинг, Федеральная служба безопасности, Федеральная налоговая служба и Минцифры, каждый в своей сфере ведения.
Запрет на совмещение майнинга с деятельностью по электроэнергетике прописан в этом законе, поскольку создание криптовалют, то есть майнинг, связано с потреблением электроэнергии. И вот взаимосвязь этих двух видов деятельности законом запрещается.
Что касается второго законопроекта, он определяет возможность осуществления сделок с цифровой валютой во внешнеторговой деятельности. Для этих целей предлагается цифровую валюту использовать в качестве средств платежа во внешней торговой деятельности. На сделки с цифровой валютой будут распространяться нормы валютного контроля. Для этого наряду с понятиями "валютные ценности", "валютные операции" включаются и понятия, связанные с цифровой валютой.
Определен порядок осуществления операций с цифровыми валютами. При этом тот режим, при котором будет осуществляться использование цифровой валюты, будет проходить в режиме экспериментального правового режима. Даётся ряд возможностей для того, чтобы Центральный банк в рамках переделенных этим законом компетенций мог по согласованию с ФСБ России и Росфинмониторингом принимать решения по тому, как будет использоваться криптовалюта на рынке, прежде всего, для внешнеэкономической деятельности.
Оба законопроекта мы предлагаем принять уже в эту сессию и в третьем чтении. Поэтому, если вы поддерживаете законопроект в первом чтении, я прошу дать возможность сегодня поработать над поправками, и для этого установить время до 18 часов текущего дня принимать соответствующие поправки для того, чтобы мы их отработали.
Спасибо за внимание.
Анатолий Вассерман:- В основе распределённой генерации криптовалют лежит цепочка блоков – блокчейн, где отражаются все платежи каждой единицы валюты, начиная с момента её генерации. Следовательно, когда сведения из предлагаемого реестра утекут, они окажутся основой для принятия нашими стратегическими противниками мер не только против наших производителей этой валюты, но и против всех наших торговых партнеров, которые будут эту валюту получать. Стоит ли нам настолько облегчать работу наших противников?
Анатолий Аксаков:- Реально распределенный реестр уже существует и указан. Реально соответствующие операции осуществляются, и наши недруги за этим следят и пытаются препятствовать осуществлению операций, тем не менее они осуществляются. И распределенный реестр – это такая комбинация или такое образование, которое включает только участников. Если мы не захотим включать неких лиц в этот реестр, то они там и не будут присутствовать.
Андрей Кузнецов:
- Уважаемый Анатолий Геннадьевич, ну вы сами сказали, что вот объем этого рынка, он и уже у нас в стране достаточно большой, и особенно во внешнеторговой деятельности, и в то же время вы предлагаете в трех чтениях, чтобы поправки рассмотреть прямо сегодня, если они появятся. Насколько уместна эта спешка с учетом вот объема и важности?
И второй вопрос, он связан с первым. А мнение самих участников, тех, кто вовлечен в эту деятельность, насколько учтено, какими мероприятиями, и каково мнение рынка по этому законопроекту? Спасибо.
Анатолий Аксаков:
- Мы с рынком очень плотно взаимодействовали всё время подготовки законопроектов, и сейчас активно взаимодействуем, понятно, что жизнь постоянно меняется и возникают новые предложения, но то, что явление давно существует и оно никак в законодательном плане не отрегулировано – это плохо. Плохо и то, что пока не дал команду Президент, процесс не двинулся, и сегодня мы с вами стремимся рассмотреть законопроект в третьем чтении. Слава Богу, что такая команда есть, и рынок будет отрегулирован законодательно, а если необходимость будет что-то поменять, то мы это сделаем.
Хотел бы отметить, что сам рынок, те же майнеры и те, кто оперирует с криптовалютами, они нас настоятельно просят как можно быстрее принять законы для того, чтобы работать в нормальном правовом пространстве. Поэтому все ждут этого, и надо быстрее принимать закон.
Михаил Делягин:
- Уважаемый Анатолий Геннадьевич, устанавливается запрет на организацию обращения цифровой валюты в Российской Федерации, кроме намайненной. Вот скажите, пожалуйста, организация обращения, то есть обращение само по себе разрешено, то есть люди могут покупать и продавать биткоины, но они не могут создавать криптобиржу. Какие ещё формы деятельности из известных ограничены запретом на организацию обращения криптовалюты, и чем вызван, строго говоря, этот запрет. Потому что криптобиржа – это часть цифровой инфраструктуры, это очень важная вещь.
И ещё. Цифровой рубль, который выпускается Банком России, правильно ли я понял из ваших слов, что он является такой же цифровой валютой, как и биткоин, вот в рамках этих законов? Спасибо.
Анатолий Аксаков:
- Цифровой рубль – это национальная денежная единица, и он, конечно, не равен биткоину. И ответственность за курс рубля, за его обращение несёт Центральный банк. Курс цифровых валют определяется рынком, и он скачет, как мы видим, очень сильно. Поэтому их сравнивать невозможно.
Что касается оборота использования криптовалют внутри страны, это противоречит тому, что мы заявили, что единственным средством платежа в нашей стране является наш рубль. Это в законе прописано, в Конституции. И соответственно никакие цифровые валюты, никакие иностранные валюты не могут быть средством обращения, денежной единицей в рамках российского правового пространства.