Валерий Гартунг и Федот Тумусов о поправках в законопроекты о модернизации системы налогообложения
09 июля 2024
9 июля Государственная Дума приняла во втором чтении проекты федеральных законов: № http://sozd.duma.gov.ru/bill/639663-8 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части совершенствования налоговой системы), № http://sozd.duma.gov.ru/bill/638814-8 638814-8 "О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей" (об установлении ежегодной семейной выплаты), № http://sozd.duma.gov.ru/bill/639660-8 639660-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части реализации отдельных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации). С докладом выступил председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров. От фракции "СРЗП" выступили Валерий Гартунг и Федот Тумусов.Валерий Гартунг: - Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель Госдумы – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Андрей Михайлович уже говорил о том, что, дескать, у нас действительно богатые сейчас будут платить больше, а бедные меньше с учётом того вычета, который мы для многодетных ввели. Андрей Михайлович правильно сказал, что не должно быть доходов ниже прожиточного минимума, тоже с этим согласен, но всё-таки я хотел вернуться к социальной справедливости.
Всё-таки налог на дивиденды, мне кажется, тоже должен быть прогрессивным. Он, кстати, раньше и был прогрессивным по ставке 35%. Я помню это время, я занимался предпринимательством, я платил по ставке 35% и ничего, нормально. Сегодня мы предлагаем просто распространить шкалу вот эту прогрессивную, которая сегодня есть, и на дивиденды тоже.
Конечно, если взять по максимальной ставке 22% на дивиденды, если мы сейчас её примем, плюс налог на прибыль, который 25% теперь, то получается 47%. Казалось бы, это много, но если сравнить с другими юрисдикциями, в которые предположительно они хотели бы убежать, то там только подоходный налог примерно в этой же ставке. Поэтому здесь, мне кажется, люди бы согласились платить.
При этом расширить возможности для инвестиционного налогового вычета, я думаю, это было бы справедливо. То есть, если бы мы приняли решение дивиденды облагать по прогрессивной шкале, то тогда и, наверное, нужно было расширить возможности для предоставления инвестиционной льготы для того, чтобы было как бы, знаете, такое: платишь дивиденды – пожалуйста, 47%, тратишь на инвестиции – не платишь 22% и ещё и скидка тебе по налогу на прибыль.
Кстати, такая норма была – 50-процентная льгота по налогу на прибыль, инвестиционная льгота, она работала нормально. И она не завязана была только на те отрасли, которые утверждало Правительство.
Да, Андрей Михайлович, я согласен с тем, что надо утверждать отрасли и поощрять инвестиции в тех отраслях, которые более всего важны, но всё-таки давайте вернёмся к дивидендам.
Вот сегодня статья у нас в РБК вышла, несколько наших российских миллиардеров, несколько человек буквально, получили дивидендов более одного триллиона рублей. У меня даже есть расчёты по этим, скажем так, людям, да? Там очень серьезные суммы.
Поэтому, коллеги, я предлагаю все-таки вернуться к прогрессивной шкале на дивиденды.
Спасибо.
Валерий Гартунг:- Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Я прошу на экран вывести табличку, которую я приготовил, посмотрите внимательно, что мы предлагаем.
То есть сейчас у нас действует прогрессивная шкала со ставки пять миллионов рублей. В предложенном законопроекте, за который мы проголосовали в первом чтении, – 2,4 будет. То есть с 200 тысяч будет уже прогрессивная шкала.
Я предлагаю, наша фракция предлагает всё-таки более гибкую шкалу ввести. Причём посмотрите – дополнительные поступления в шкале 473 миллиарда 692 миллиона рублей (мы точно посчитали). Это примерно те же самые деньги, которые, если на три года нам Правительство говорило, что вот эта шкала дополнительная, она на три года даст 1,4 триллиона рублей. Вот посмотрите, посчитайте, это примерно 1,4 триллиона рублей. Но при этом, заметьте, для государства фактически принятие этой шкалы будет равноценно той, которую приняли, но в чём разница.
Первое. У нас в поправке есть предложение, что если у человека после уплаты налогов будет на руки меньше, чем прожиточный минимум, то для него нулевая ставка, то есть он получает деньги назад. Это к тому, что у нас не должно быть людей, которые получают заработную плату ниже прожиточного минимума. А у нас по факту получается так: номинально зарплата выше, а после уплаты налогов она ниже уже прожиточного минимума. Мы предлагаем это исправить, нулевую ставку сделать. И дальше ввести прогрессию.
Вот посмотрите, последняя графа: от одного миллиарда рублей, заметьте, одного миллиарда рублей, предложение ставки НДФЛ – 35%, плательщиков по этой ставке всего 500 человек, средний доход по группе – почти четыре миллиарда рублей на каждого, и соберём мы с них почти два триллиона рублей. Вернее, не соберём с них, извините, это сумма, облагаемая налогом, а соберём мы с них 366 миллиардов рублей. И, таким образом, мы с богатых возьмём немного больше, но при этом дадим возможности бедным, самым бедным, кто после уплаты всех налогов получает ниже прожиточного минимума, вообще не платить налог. Вот такое предложение. Просьба поддержать.
Спасибо.
Федот Тумусов:- Уважаемые коллеги, речь идёт об освобождении от налогообложения районных коэффициентов и северных надбавок.
Районные коэффициенты и северные надбавки по экономическому смыслу – это компенсации государства за удорожание жизни на Севере, за дорогую одежду, за дорогое питание и вообще за суровые условия проживания и работы.
В советское время райкоэффициенты и надбавки компенсировались из союзного бюджета. Сегодня это, конечно, далеко не так, особенно для бизнеса. Если за одну и ту же работу начислят и в европейской части, и на Севере 100 рублей зарплаты, то на Севере накручивается ещё районный коэффициент надбавки, и это может составлять сумму 250 тысяч рублей. Итого это 350 тысяч рублей.
Вот предлагается 250 тысяч рублей освободить от налогообложения, то есть в сумме до 500 тысяч рублей освобождать 300 тысяч рублей от налогообложения (райкоэффициенты северных надбавок).
Прошу поддержать.