Депутат С.М. Миронов помог решить проблему 21 июня 2024 Что навеки роднит с рюкзаком, И которую, раз выбирая, Ни за что не меняют потом. (Лев Зонов) Благодаря ратному труду людей, сроднившихся с рюкзаком и открывших запасы угля, нефти, газа, различных руд, золота, алмазов и других полезных ископаемых, наша страна успешно развивает промышленность, осваивает новые регионы, ведет внешнеэкономическую деятельность и торговлю. В геологии, как в любой другой отрасли экономики, нельзя обеспечить безопасные и здоровые условия труда работников без наличия Правил по охране труда. Такие Правила должны быть разработаны и введены в действие в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 26.02.22 № 255 "О разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". С огорчением следует признать, что несмотря на важность и значимость геологии, обеспечивающей успешное функционирование нефтяной, газовой, угольной, металлургической, строительной и других отраслей хозяйственной деятельности, для неё не были разработаны и не были в установленном порядке, с регистрацией в Минюсте России, утверждены государственные нормативные требования охраны труда, которые являлись бы базисом в правильной организации работы по этому направлению деятельности. Единственным отраслевым документом, который можно отнести к этой сфере, являются Правила безопасности при геологоразведочных работах ПБ 08-35-2003 (одобрены 07.07.04 Минприроды России и согласованы Ростехнадзором). Этот документ не прошел правовую экспертизу и не был зарегистрирован в Минюсте России, поэтому он не является нормативным правовым актом, требования которого подлежат обязательному исполнению. Все, что изложено в Правилах безопасности при геологоразведочных работах, носит для работодателей сугубо рекомендательный характер. За 20 лет, прошедших с момента издания ПБ 08-35-2003, существенно изменились законодательная и нормативная база, технологии и оборудование, применяемое при проведении геологоразведочных работ. Это обострило затронутую проблему. Отсутствие адаптированной к современным условиям нормативной правовой базы по охране труда не позволяет качественно провести специальную оценку условий труда (СОУТ) и оценить профессиональные риски на рабочих местах геологов. Сложно рассчитывать, что эксперт коммерческой структуры, проводящей СОУТ, сможет оперативно выявить и оценить все вредные и (или) опасные факторы на рабочих местах геологов, которые в большинстве случаев расположены в отдаленной труднодоступной местности. Для этого эксперту придется самому испытать все тяготы и лишения этой профессии (тяжелый физический труд, превратности климата, бытовые неудобства, нападения насекомых, диких зверей и т.д.). Говоря об охране труда как системе сохранения жизни и здоровья работников геологической отрасли, можно констатировать, что в этой сфере накопилось немало проблем. При этом на федеральном уровне, несмотря на причастность к затронутому вопросу большого количества различных структур, решением этих проблем не озаботился никто, кроме Профсоюза работников природноресурсного комплекса РФ. Попытки редакции журнала обратить внимание должностных лиц Минтруда России, Минприроды России и Ростехнадзора на указанный вопрос не увенчались успехом. По мнению специалистов Министерства природных ресурсов и экологии РФ (письмо от 26.08.22 № 11-47/33371), этот федеральный орган исполнительной власти не наделен полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, – это прерогатива Минтруда России, в том числе в регулировании вопросов охраны труда. После внесения Федеральным законом от 19.07.18 № 207-ФЗ изменений в ст. 366 ТК РФ Ростехнадзор не имеет отношения к проверкам по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда в геологоразведочных экспедициях и партиях. Формально должностные лица понимали необходимость в разработке государственных нормативных требований охраны труда для геологов, но никто из большого количества структур, причастных к этой сфере экономики, не взял на себя инициативу по разработке правил по охране труда. Стремление отреагировать на публикации авторов стало побудительным моментом для обращения редакции журнала "Охрана труда и социальное страхование" за помощью к депутату Государственной Думы ФС РФ, руководителю фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" С.М. Миронову. Ранее он много лет проработал в геологии и сам испытал все тяготы и лишения, с которыми приходится иметь дело каждому геологу. С.М. Миронов проявил профессиональную обеспокоенность сложившейся ситуацией и направил обращение Председателю Правительства РФ М.В. Мишустину. Надо признать, что редакции журнала "Охрана труда и социальное страхование" не всегда удается привлечь внимание высокопоставленных должностных лиц к проблемам, имеющимся в сфере охраны труда, но в данной ситуации можно констатировать: "лед тронулся". На застарелую проблему, касающуюся отсутствия нормативной базы по охране труда для работников геологической отрасли, удалось обратить внимание Правительства РФ. Письмом аппарата Правительства РФ от 16.01.24 № 2297-П45 обращение редакции журнала "Охрана труда и социальное страхование" было направлено заинтересованным федеральным органам исполнительной власти. По результатам рассмотрения вопросов охраны труда на предприятиях геологической отрасли Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (письмо от 12.02.24 № 15-2/10П-956) сообщило следующее: "В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) требования охраны труда – это государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда. Согласно ст. 212 ТК РФ порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.22 № 255 "О разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" утверждены Правила разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее – Правила разработки). В соответствии с п. 3 Правил разработки проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: a) организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами; б) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей. Согласно п. 4 Правил разработки разработанные проекты актов, содержащие требования охраны труда, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а при отсутствии такого органа – в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации". Наряду с этим заместитель Министра труда и социальной защиты РФ А.В. Вовченко в письме депутату С.М. Миронову сообщил: "Минтрудом России запланировано проведение научно-исследовательской работы по регламентации требований безопасности для работников геологической отрасли в рамках государственного задания для ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России на 2026 г. По результатам проведения научного анализа безопасности труда в данной сфере деятельности планируется разработка отдельных правил по охране труда для геологоразведочной отрасли". Обещание Минтруда России вселяет надежду, что вопрос, не решавшийся много лет, получит своё разрешение, и для персонала геологической отрасли будут разработаны государственные нормативные требования охраны труда, учитывающие специфику деятельности работников. Это позволит создать четкое правовое поле в защите трудовых прав геологов, станет импульсом к улучшению условий их труда, обеспечению безопасности и должного уровня социальной защиты. А. ТУДОС, шеф-редактор журнала
|