Валерий Гартунг и Михаил Делягин об уточнении отдельных параметров закона о федеральном бюджете
19 июня 2024
19 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № http://sozd.duma.gov.ru/bill/639656-8 639656-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (об уточнении отдельных параметров федерального закона о федеральном бюджете). С докладом выступил Министр финансов РФ Антон Силуанов. От фракции "СРЗП" вопросы задали Валерий Гартунг и Михаил Делягин, выступил Валерий Гартунг.Валерий Гартунг:
-Уважаемый Антон Германович, мы видим, бюджет, который вы сегодня принесли в Думу, он предусматривает увеличение дефицита, и мы понимаем, что это связано, в том числе и с тем, что у нас растут цены, расходы бюджета, соответственно, в расходы закладывается повышенная ставка ключевая. Как вы относитесь к тому, чтобы всё-таки вернуться к вопросу контроля за закупками госкомпаний и госкорпораций у взаимозависимых лиц?
Напоминаю, что семь лет уже у нас фактически из-под контроля Минфина эти закупки выведены, и никто не знает, что там сейчас происходит.
До того как была открыта информация, объём закупок составлял 30 триллионов рублей в год. Даже по скромным подсчётам, снижение цены на 20% – это минус шесть триллионов. Это серьёзная сумма.
Минфин готов к этой проблеме ещё раз подойти?
Спасибо.
Антон Силуанов:- Да, уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты, мы много достаточно рассматривали этот вопрос, много времени на это уделили. Сегодня, когда мы рассматриваем поправки в закон о бюджете, это никак не влияет на параметры и поправки в бюджет текущего года.
Какая у нас логика была? Да, есть и государственные компании с госучастием, есть у них "дочки" и взаимозависимые лица. Если мы говорим, что там есть нарушения внутреннего ценообразования, то надо этот вопрос решать, и этот вопрос решается через тех представителей государства в органах управления компаний, которые назначаются Правительством Российской Федерации. Такой контроль осуществляется. Это первое.
Второе. Если мы даже предположим, что где-то есть нарушения, это и завышение, и занижение цен внутри соответствующих государственных корпораций, внутри компаний, то, в целом, это не влияет на консолидированный финансовый результат, поэтому мы всегда оцениваем такие компании именно по консолидированным финансовым результатам. Поэтому, на наш взгляд, сегодня такой острой необходимости для пересмотра действующего законодательства нет.
Спасибо.
Михаил Делягин:- Уважаемый Антон Германович, я приветствую ваше возвращение к разуму в виде сокращения датирования богатейших банков за счёт налогоплательщиков через механизм ненужного наращивания госдолга и в виде сокращения неиспользуемых остатков на счетах бюджета тоже. Но вы предлагаете нарастить другое датирование нефтепереработки через обратный акциз.
Напоминаю, наращивание дотаций – это антирыночный, потому тупиковый путь. Почему вы не хотите отменить доказавший свою порочность налоговый манёвр, вернувшись к экспортным пошлинам на сырьё и снижение НДПИ, вернувшись тем самым от налогового подавления производства добавленной стоимости и закрепления этим положения России как экономической колонии к стимулированию производства добавленной стоимости и обретению экономического суверенитета? Почему вы, наращивая дотацию, усугубляете тем самым пороки абсурдной системы налогового манёвра, созданной под давлением, как вы здесь в 2021 году говорили, предпринимателей, но не предлагаете нам вместе сейчас исправить эти пороки?
Спасибо большое.
Антон Силуанов:
- Спасибо, уважаемый Михаил Геннадьевич.
Уважаемые депутаты, ну я не соглашусь с тем, что это порочная какая-то практика. Мы сделали ошибку в результате так называемого налогового манёвра. Мы проговаривали это, обсуждали, приняли, в конце концов, все законодательные акты и следуем этому правилу. Что касается больших объемов трансфертов, дотаций, как вы сказали, ну не дотаций, а перечислений нефтеперерабатывающим нашим компаниям, то это необходимые условия для того, чтобы цены на нефтепродукты на нашем внутреннем рынке не зависели от мировой конъюнктуры, были стабильными и росли в среднем примерно вместе с уровнем инфляции.
Поэтому обратный акциз, демпферные выплаты обеспечивают стабильность цен на нефтепродукты вне зависимости от внешней конъюнктуры. Если бы их не было, то цены бы точно росли вместе с конъюнктурой мировой. И если сегодня средняя цена на бензин около 60 рублей, то если отменить все наши демпферные выплаты и обратные акцизы, цена могла вырасти рублей на 20, до 80-ти. Я думаю, что это никому не нужно. И это несправедливо будет в отношении наших, в первую очередь, граждан.
Спасибо.
Выступление Валерия Гартунга:- Уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД – Прим. ред.), уважаемые коллеги!
Наша фракция поддержит поправки в бюджет, что, действительно, редкость, но тут надо сказать спасибо Президенту, потому что поправки связаны с выполнением поручений, которые даны в Послании Президента, и мы, естественно, их все поддерживаем.
Теперь я скажу о том, что мы не поддерживаем. На этом наша поддержка закончилась.
Антон Германович, мы абсолютно не согласны с вашим подходом, что, дескать, если бы мы не выплачивали отрицательного акциза в размере более трёх триллионов рублей, и этого мало, ещё 500 миллиардов, 560, если быть точным, добавляете вы этими поправками отрицательного акциза, мы с этим не согласны.
Я подсчитывал прибыль нефтяных компаний, когда у нас не была закрыта статистика. Около шести триллионов рублей.
Если сейчас взять открытые данные источников за 2023 год, то рентабельность нефтяных компаний там очень хорошая. Не буду называть сами компании, посмотрите, в открытых источниках есть. "КамАЗу" и не снилось, рентабельность на порядок выше, чем у "КамАЗа".
Спрашивается, если у нас сырьевые компании, которые качают природную ренту, будут иметь рентабельность на порядок выше, чем у компаний, которые обеспечивают технологический суверенитет страны и обороноспособность страны, то к чему мы придём? Ну, мы так и будем нефтяной скважиной. И что, и как мы её будем защищать, эту нефтяную скважину, если вот такая история у нас будет? Сейчас мы понимаем, в каком противостоянии мы находимся.
Поэтому мы ещё раз обращаем ваше внимание. Всё-таки давайте мы вернёмся к вопросу пересмотра налогового манёвра в нефтяной отрасли. То, что сейчас происходит – это шантаж со стороны нефтяных компаний, которые просто диктуют Правительству защиту своих интересов. Вот, собственно, и всё.
В прошлом году вы правильное решение приняли, уполовинили отрицательный акциз. Ну, понятно, сразу взлетели цены на заправках, и Правительство пошло на попятную. Кто власть-то в стране? Правительство, Президент или нефтяные компании?
Мы принимаем поправки, мы понимаем, что нужно увеличить расходы бюджета. Мы вот завтра будем рассматривать законы об изменении в налоговом законодательстве. Всей страной нужно скинуться. Мы всё понимаем. Но почему нефтяники-то в стороне? Мы все скидываемся.
У нас дефицит бюджета увеличился на 524 миллиарда рублей, а 560 миллиардов рублей отдаём нефтяникам. Вот если бы не отдавали, у нас дефицита бы не было. Плюс ещё вон вывозные пошлины нефтяные, минус ещё 52 миллиарда рублей. Ну ладно, вывозные пошлины, может быть, связаны с тем, что объём нефти вывезли меньший. Может быть. Согласен. Но отрицательный-то акциз – это чистый доход нефтяных компаний. Почему к этому не вернуться?
Второе. Вы сейчас мне говорите: вот вы знаете про закупки у взаимозависимых лиц. В декабре 2017 года приняли решение вывести из-под конкурентных процедур закупки у взаимозависимых лиц. Что это значит?
Пока эта статистика велась, и Минфин контролировал эти закупки госкомпаний и госкорпораций, 223-й ФЗ, их объем составлял 30 триллионов рублей, из них 29 были по неконкурентным процедурам. И я постоянно тыкал вам и говорил: наведите порядок, наведите порядок. Что в результате произошло?
Взяли и закрыли эти процедуры. Всё. Теперь они неконкурентные. Теперь каждая уважающая себя госкомпания или естественная монополия покупает себе какого-нибудь поставщика и без проведения конкурентных процедур закупает всё, что хочет, на 3, на 5, на 20 может умножить цену, на сколько хочет. Никто не контролирует, вообще никто.
Это обращение вот к Счётной палате, пожалуйста. Коллеги, у нас новый руководитель Счётной палаты. Может быть, он этот снаряд осилит? Предыдущему это не по плечу было.
Поэтому, коллеги, мы, конечно, поддерживаем поправки в бюджет, потому что они направлены на решение проблем граждан, о которых говорил Президент. Но, слушайте, тогда и финансировать эти поправки должны всей страной, а не только народ. У нас есть ещё некоторые избранные, но вот этого не должно быть, понимаете? Давайте с этим как-то покончим.
Спасибо.