Олег Нилов и Андрей Кузнецов о повышении эффективности госконтроля в сфере миграции
18 июня 2024
18 июня Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № http://sozd.duma.gov.ru/bill/614967-8 614967-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции)" и проект федерального закона № http://sozd.duma.gov.ru/bill/615003-8 615003-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части наделения органов внутренних дел (полиции) полномочиями по принятию решений об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)", представленные депутатом ГД Дмитрием Вяткиным. В обсуждении законопроектов приняли участие депутаты фракции "СРЗП" Олег Нилов и Андрей Кузнецов.Олег Нилов:
- Дмитрий Фёдорович, вот как раз одно из предложений. Мы поддерживаем упрощение процедуры высылки нарушителей законов, это давно надо было сделать. Мы поддерживаем то, что эта процедура через структуру МВД теперь будет делаться. Но вот вы говорите, что увеличение количества депортированных будет осуществляться за счёт бюджета и работодателей.
Несколько раз мы говорили о введении въездного сбора. Есть такая практика (мировая практика): въездной сбор – 10-15 долларов – для каждого такого, так скажем, туриста, потому что они все въезжают пока как туристы.
Андрей Кузнецов:- Уважаемые коллеги, конечно, наша фракция поддерживает предложенные законопроекты, но сама проблема требует определённого комментария вот в каком направлении.
Смотрите, у нас очень много, на самом деле, есть хороших законодательных ограничений, которые с успехом не исполняются. Вот мы обсуждаем термин "незаконное пребывание мигранта" и вводим ограничения, чего нельзя делать этому мигранту, который незаконно присутствует на территории страны, например, он просрочил что-то и так далее. Но ведь сам факт появления, незаконного появления мигранта и пребывания на территории нашей страны невозможен только по воле этого мигранта. Этот факт происходит при содействии определенных людей, которые неправильно или недобросовестно выполняют свои обязанности.
Есть один очень важный изъян у нас во всей этой системе. Визовые ограничения, любые другие ограничения не будут работать при одном условии – когда и заказчик услуги (контролёр), и исполнитель – это одно и то же лицо. В данном случае это лицо – это система МВД, наша служба миграции. То, о чём мы говорим, и, кстати говоря, Президент нашей страны недавно тоже недвусмысленно обратил на это внимание и сказал, что нам надо отделять независимую службу миграционную, чтобы разрешение на пребывание и сам процесс как бы входа вот этих вот субъектов на нашу территорию контролировала одна служба, а следила за исполнением законности другая служба. И они между собой не должны быть связаны, не должны зависеть друг от друга. Иначе мы будем всё время с этим сталкиваться, потому что мы видим очень много случаев выявления недобросовестного поведения и сотрудников миграционных служб, и сотрудников МВД, которые знают прекрасно, кто у них на территории где незаконно присутствует. Но они продолжают там присутствовать, потому что находят какой-то общий язык и другие инструменты взаимодействия.
Коллеги, я это сейчас проговариваю не для того, чтобы нам здесь устраивать какие-то обструкции, охоту на ведьм и так далее, а для того, чтобы мы задумывались о том, что есть системный изъян в этом серьёзнейшем процессе, и нам этот изъян надо устранять.