Андрей Кузнецов о продлении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций
20 марта 2024
20 марта Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона http://sozd.duma.gov.ru/bill/559479-8 № 559479-8 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления в 2024 году договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций). С докладом выступил председатель Комитета ГД по экономической политике Максим Топилин. От фракции "СРЗП" задал вопрос и выступил Андрей Кузнецов.Андрей Кузнецов:
- Уважаемый Максим Анатольевич, мы вот, конечно, благие такие цели называем, говорим, что это вот в условиях санкций и так далее. А у нас чего, этот рынок, он загибается, что ли? Вот ему там помогать надо прямо сильно. Что происходит-то? В чём, собственно говоря, причина, почему мы такую мощную льготу даём сектору? Это непроизводственный, ну условно производственный сектор, то есть это размещение, и, в общем-то, там незатейливый бизнес достаточно, он такой не сильно затратный, а мы такую льготу мощную даём. Если мы хотим, чтобы у нас было 10% их площадей для рекламы социальной и задач СВО, мы с вами и так можем принять закон об этом, и не вводить никакие льготы. Вот объясните, почему мы такое внимание сейчас уделяем этому рынку? Он что, стагнирует?
Максим Топилин:
- Да, спасибо большое, Андрей Анатольевич.
Я в своём выступлении сказал, что, да, действительно, этот рынок последние годы с учётом развития, в том числе и интернет-рекламы, и в том числе телевизионной рекламы, в общем-то, достаточно в сложной ситуации находится. И как я уже сказал, что с 2008 года по 2024 год он находится приблизительно на одном уровне с точки зрения финансового состояния. И с учётом тех изменений, которые происходили в пандемийный период, в санкционный период, когда огромное количество рекламодателей ушло с этого рынка, прежде всего иностранных, и когда мы должны развивать этот рынок для того, чтобы продвигать собственные бренды, а мы говорим здесь о том, что мы должны максимально продвигать и свои товары, свою продукцию, то здесь данный рынок является достаточно критичным для ситуации в экономике вообще. Мне кажется, что мы должны поддерживать любых товаропроизводителей, любые рынки, если мы видим, что на них существуют определённые проблемы.
Выступление Андрея Кузнецова:
- Вы знаете, такие законы, когда декларируется одно, а по факту делается другое, позорят Государственную Думу и нашу с вами работу. И чем больше будет таких законов, вот так принимаемых, да, тем хуже будет наша с вами репутация у нашего с вами народа.
А теперь по существу. Значит, мы задавали вопросы о том, что это за бизнес такой, вот они тут в очереди стоят что ли, с плакатами у нас, у Государственной Думы – "мы загибаемся, у нас всё пропадает"? Нет, 45 млрд рынок. Значит, разработчики закона не представили нам ни себестоимости этого бизнеса, то есть не показали связи между тем, что они раздувают такую проблему, которая является основанием для принятия этого закона, не обосновали никак, а последствия дают очень серьёзные.
Ну, давайте мы на 10 лет ещё что-нибудь кому-нибудь отдадим и потом скажем: ну, на процент инфляции официальный, который Росстат тебе напишет, мы тебе потом будем повышать плату. Да он только рад будет.
Потому что это не соответствует рынку вообще никак. Он будет повышать по официальному Росстату. Сколько Росстат рисует, мы с вами знаем, у него 7%, а в магазинах 25%. Понимаете?
То есть здесь всё шито белыми нитками для того, чтобы дать преференции определённому кругу субъектов. Да, безусловно, этих субъектов там полторы тысячи, но помимо того, что конкуренция, из этих полутора тысяч эти 45 млрд осваивают даже не 100 компаний, и даже не 50. И никто нам об этом ничего не говорит. Это узкий круг компаний, для которых это сейчас зацементируют.
Далее. Связь между благосостоянием граждан, о том, как нам сейчас рассказывали, всё заколосится оттого, что у нас вдруг рекламные компании получат эти контракты. Ничего не заколосится, они не производят ничего. Они рассказывают о том, кто произвёл что-то. И давайте посмотрим на те цены, которые они выставляют, насколько они обоснованы. Вот мы же с вами с этим сталкиваемся постоянно, во время избирательных кампаний. Например, мы четко знаем, сколько с нас дерут денег, да, и как это влияет на благосостояние граждан, совершенно непонятно.
И вообще такая практика, коллеги, когда мы предлагаем кому-то какие-то преференции такого масштаба на всю страну, вот социальная реклама, коллеги, ну, давайте примем закон о социальной рекламе и там распишем, что там должно быть в этой социальной рекламе, если вас волнует социальная реклама. Надо вам 10%, давайте 10% заберем. Какая разница? Рынок потом отрегулирует ценами это все.
У нас же, сами признаете, говорите, это не отрегулировано, неизвестно кто, неизвестно зачем, как размещать, по чьей просьбе. Что мешает отрегулировать? Я не понимаю. Поэтому давайте будем внимательно относиться к этому. И, наверное, если мы заботимся о малом бизнесе, давайте посмотрим на тот бизнес, который реально стоит здесь у дверей с плакатами и со всем остальным и требует от нас: дайте нам помощь, но мы же этого не слышим. Когда начинается разговор о реальном малом бизнесе, здесь никак.
Я хочу вам напомнить, что по рекламному рынку это вторая попытка принятия абсолютно дикого законопроекта, вторая. Первую просто сняли с рассмотрения, не стали доводить до голосования. Сейчас каким-то образом у нас, каким-то чудом это вот продолжается.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" будет голосовать против этого законопроекта, коллеги. Возможно, во втором чтении что-то поменяется, но очень слабо верится в то, что это будет какая-то свободная история. Вы с любым коммерсантом поговорите, он вам скажет: "Вы чего там в Государственной Думе беспределом занимаетесь, какой рынок, если вы такие вещи вытворяете?"
Спасибо.