Олег Нилов и Анатолий Грешневиков о регулировании отношений в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог
12 марта 2024
12 марта Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона № http://sozd.duma.gov.ru/bill/501213-8 501213-8 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части регулирования отношений в сфере создания, содержания и эксплуатации лесных дорог). С докладом выступил заместитель председателя Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Евгений Марков. От фракции "СРЗП" вопрос задал Олег Нилов, выступил Анатолий Грешневиков.Олег Нилов:
- Евгений Владимирович, складывается впечатление, что до сих пор без этой поправки, без этого законопроекта дороги, что, не строились лесопользователями? В чем новация? Кто им сегодня мешает строить эти дороги? Что здесь нового? Кроме того, что это за желание за пределы лесного участка дорогу продлить, я пока не услышал ничего.
Но самый главный вопрос, я считаю, что дороги-то должны строить дорожники. Вот это кто будет строить? Финансировать, я услышал, будут лесопользователи, а дорожники будут строить эти дороги. Это так? Это прописано здесь по всем требованиям, нормативам и так далее, и так далее? Или это будет, знаете, как иногда в лесу – просто несколькими слоями дерева выкладывается дорога. Просто называется дорога. Нет, это не дорога. Это закапывание денег народных в землю.
Евгений Марков:
- Уважаемый Олег Анатольевич, я уже сказал, что соответствующим нормативом в рамках работы над вторым чтением и нормативки, которая должна быть сделана, требования к таким дорогам мы сделаем. Это первое.
Второе. Еще раз подчеркну: финансирование строительства таких дорог осуществляют лесопользователи, у кого в аренде этот лесной участок.
Третье. На сегодняшний день практически у каждой компании, которая занимается заготовкой древесины, есть своё дорожное подразделение, это они заинтересованы в строительстве.
И четвертое, то, о чем вы говорите, что положены бревна, это называется лежневка. То есть мы её строили еще со времен Великой Отечественной войны, у нас танки наши проезжали по слабонесущим грунтам, и это одно из самых надежных оснований для строительства временных дорог. Огромное количество таких дорог построено в Западной Сибири на объектах нефтегазового комплекса, и они до сих пор стоят, и по ним ездит практически вся спецтехника и весь транспорт. И это не какая-то там история плохая, это абсолютно проверенное временем техническое решение, которое заложено во многие нормативные акты сегодня, и технические решения, они применяются.
Поэтому я здесь не вижу каких-то, собственно говоря, озабоченностей и рисков в том, что это неправильно. То есть дорожники сами выбирают, исходя из как бы оценки ситуации по грунтам, по тому, где это будет проходить, где-то это обычное грейдирование, где-то это, соответственно, новое строительство так называемых лежневых дорог.
Анатолий Грешневиков:
- Уважаемые коллеги, в недавнем Послании Президента Федеральному Собранию хороший вопрос был поставлен – повысить зарплату лесникам. К сожалению, мы рассматриваем другой законопроект. Я думал, что в связи с тем, что сейчас в регионах прошла инициатива, начиная с Челябинска, сейчас у нас в Ярославе идёт оптимизация лесничеств, у нас губернатор Ярославской области Евраев решил создать областное управление лесничествами, в 15 городах и районах будут сокращены штаты, уберут руководителей лесных хозяйств – 15 человек, это с опытом 20–30 лет, это инспектора, водители, положено четыре водителя, останется один водитель. Поэтому возникает вопрос в связи с принятием этого закона: а для кого лесные дороги?
Вот докладчик сказал, что финансировать строительство дорог будут предприниматели и иные экономические деятели. Я считаю, это обман. Вот этот закон на две с половиной странички. В этом законе не написано, за счёт кого будут финансировать объекты строительства лесных дорог. Почему не указано? Вот по огромному количеству тех вопросов я понял, что закон не просто сырой, вредный, и правильно коллега сказал, что он для лесной мафии скорее всего годится, чем для нас. Почему авторы законопроекта не указали источник финансирования – кто будет строить дороги?
Вот здесь коллега спрашивает про ответственность, а если бы конкретно коллеги написали, что строительство дорог будет осуществляться за счёт лесных арендаторов, а согласились бы лесные арендаторы, они и не строили, а потому что следующий вопрос: а ответственность; следующий вопрос: а кто возьмёт это содержание дорог на баланс, кто станет собственником, а если завтра этого арендатора посадят, кто будет содержать эту дорогу, если она на балансе арендатора, если арендатор её строил, а если он попадёт в реестр недобросовестных арендаторов, тоже возникает вопрос.
Поэтому это специальная такая уловка, чтобы дороги строили иные экономические деятели, ну, если это олигархи-охотники, надо написать, да и согласны ли они это строить? Поэтому это уловка. Всё финансирование ляжет на нищие городские районы и областные бюджеты.
Почему сейчас сокращают лесников, уже повторная волна, нищенские зарплаты. Почему Владимир Путин услышал их, поднять зарплату. Вы извините, я считаю, не корректируется данный законопроект.
Про границы. Это вообще, конечно, смешно, потому что даже Правительство указывает, что нет механизма реализации указанной нормы, фактически не предусматривается по границам лесных дорог. Вы даже поправки Правительства не учитываете. Но меня насмешила ещё и фраза, что дороги будут строить граждане и юридические лица. Странно. 8-я статья. Нашёл бы я такого гражданина и юридическое лицо, которое бы приняло участие в строительстве дорог.
Я так полагаю, что исходя из тех вопросов, у многих коллег они справедливо звучали, этот закон надо отложить, разобраться, что такое лесные дороги, аварийные, гравийные, в асфальте, кто всё-таки возьмёт на баланс это строительство дорог? А после этого и обсуждать.
Более того, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" проголосует в первом чтении против. Если наши поправки и поправки коллег будут учтены, мы можем поменять своё мнение. Но хочется озвучить то, что на комитете мы обсуждали и вместе с коллегой Фетисовым (депутат фракции "Единая Россия" – Прим. ред.), спасибо ему. Но этот вопрос назрел, он поднимался уже в Правительстве. Пора передать управление лесами, вернуть управление лесами с регионального уровня на федеральный, тогда меньше будет проблем.
Вот сегодня огромное количество коллег выступало по поводу Послания Президента, меня царапнула одна вещь – про то, что национальную элиту должны формировать и включать в Правительство, в губернаторские команды. Ну вот Государственная Дума не должна же, например, стоять в стороне, почему бы нам с такой инициативной не выступить, создать министерство лесного хозяйства.
У нас вот мусорная реформа провалилась, никто за это не отвечает. На "культурном фронте" тысячи деятелей культуры смотали за границу, предали, никто не отвечает. Значит, Государственная Дума, тем более как Васильев (руководитель фракции "Единая Россия" – Прим. ред.), коллега ваш, сказал, ответственна за формирование Правительства. Почему бы нам не создать комиссию, не поучаствовать в формировании Правительства. Вот одно предложение – министерство лесного хозяйства создать. В культуре, сколько мы говорим о том, что кинодеятели, которые занимают эти посты, театры развратили, кинематограф развратили, книгоиздание развратили. Ну давайте послушаем Президента. На фронте два писателя-героя – Захар Прилепин и Алексей Шорохов, давайте тоже включим их, вот тогда реально мы поучаствуем в формировании Правительства.
Еще раз призываю, коллеги, не принимать вот таких законов, давайте хоть послушаем, что Президент сказал, давайте вернёмся к тому, чтобы создать министерство лесного хозяйства, повысить зарплату лесников и отменим все региональные реформы по оптимизации лесничеств. Дайте лесникам хорошо работать, у них обход не 20 гектаров, а две тысячи, а сейчас, когда мы их сократим, то вообще неизвестно что будет. Вы меня слышите? Еще раз кофе выпейте и проголосуйте против этого закона.